Эхо дистанционки. Как цифровые технологии меняют школьное образование в Воронежской области

Влияют ли нововведения на качество подачи знаний

Инна Шульгина, 21 декабря 2021, 19:00

Михаил Кирьянов (из архива)

Временный переход на дистанционное обучение из-за пандемии вынудил многих преподавателей освоить образовательные платформы, видеоуроки, тестовую систему проверки знаний. Эти способы работы с учениками переместились и в офлайн-режим. Но несмотря на, казалось бы, расширившиеся границы в образовании, не все считают, что обучение в «цифре» способствует развитию ребенка, а многие уверены в очевидном вреде.

Журналист РИА «Воронеж» поговорила с педагогами, психологом, родителями и попыталась выяснить, как цифровые технологии в школе влияют на качество образования.

Как оснащены воронежские образовательные учреждения?

Михаил Кирьянов (из архива)

Цифровизация в школах Воронежской области набирает темпы. В 2021 году в регионе открылись 154 новых центра естественнонаучной направленности «Точка роста», а в 2019–2020 годах – 105 таких центров. Новые площадки оборудованы компьютерами, цифровыми лабораториями по физике, химии, биологии, микроскопами, учебной лабораторией по нейротехнологии, наборами по механике, мехатронике и робототехнике, учебным роботом-манипулятором. В 2022 году планируется открыть еще 153 «Точки», а в Лискинском районе появится IT-клуб.

Учительница информатики Грибановского центра образования имени Троепольского Зоя Ларина рассказала, что на два кабинета информатики в их учреждении приходится 30 компьютеров. В каждом классе – интерактивная доска. Во внеурочное время дети занимаются робототехникой, осваивают 3D-моделирование.

– В прошлом году осваивали с учениками графические редакторы, делали мультфильмы на конкурс муниципальных компьютерных проектов. Десятиклассники создавали тематические сайты. Конечно, с таким оснащением работать интереснее. Помогают интерактивные доски, а также система голосования, когда ученики с помощью пульта выбирают правильный ответ в тесте, – отметила педагог.

С 2018 года Воронеж участвует в региональном проекте «Цифровая образовательная среда»: школы оснащают современным оборудованием, развивают цифровые сервисы и контент для обучения. Обновляется материально-техническая база, появляется интернет, закупается современное оборудование, обеспечивается доступ к информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. Такие условия создали уже в 86 школах города.

Мария Ситникова, учитель информатики в воронежской школе №1:

– В моем кабинете 30 ноутбуков, компьютерный стол для учителя. Программирование дети начинают проходить с восьмого класса. Кроме того, в пятых-шестых классах с информационным профилем, а также в физико-математических классах есть дополнительный час в неделю, где ребята учатся моделированию. Цифровые технологии не расслабляют, а наоборот, мотивируют детей к изучению предметов – как минимум информатики. Я бы больше добавила различного оборудования, если бы позволяло финансирование школы.

По словам учительницы информатики воронежского лицея №5 Натальи Лопушанской, в их лицее 150 компьютеров. Не хватает только учебного времени: технологии меняются стремительно, поэтому на уроках информатики эта проблема особенно остра.

– Наша основная задача – заложить основы, чтобы ребенок при появлении новых технологий сам мог их изучить. Это основа алгоритмического мышления, понимания того, что такое информация и как с ней работать, – рассказала Наталья Лопушанская.

Учительница добавила, что даже в очных условиях обучения педагоги всегда выходят на урок, имея в кармане презентацию, какой-то внешний источник. Так ученики лучше усваивают материал, рамки раздвигаются. Кроме того, сейчас образовательный стандарт предполагает создание своего проекта: дети формулируют тему, выбирают преподавателя в качестве наставника, а потом презентуют результат. Наталья Лопушанская подчеркнула, что пройти мимо информационных технологий в рамках проектной деятельности еще никому не удавалось.

Мария Вострикова, учитель физики в воронежской школе №62, участник программы «Учитель для России»:

– Мы всегда использовали разные форматы, потому что у детей разное восприятие: кому-то проще посмотреть видео, кто-то лучше усваивает информацию на слух. Новшества облегчают жизнь учителям, которые не против в них разобраться, и увлекают учеников. Детям интереснее разобраться с какой-то новой программой, чем со схемами 1980-х годов, распечатанных на постерах. Хотя и это я тоже использую: например, смотрим редкие диафильмы. Должно быть сочетание разных способов. Если цифровые технологии направлены на обучение, есть четкое задание, сформулированное учителем, не думаю, что это расслабляет – наоборот, развивает с разных сторон. Онлайн-платформы используются при обучении детей, которые, например, болеют и не могут посещать школу. Кроме того, небольшое число учеников с началом пандемии по желанию родителей перешли на семейное обучение. В таких случаях мы также рекомендуем использовать онлайн-площадки.

Помимо прочего, с 2017 года в Воронеже действует «Кванториум» – центр дополнительного образования для школьников. Технопарк оснащен высокотехнологичным современным оборудованием для обучения научно-технической направленности – компьютерами, интерактивными досками, 3D-принтерами, лазерными станками. Осенью 2019 года филиал технопарка появился в Россоши. В следующем году планируется запустить еще один «Кванториум» на базе воронежской школы №105.

«К дистанционке не были готовы»

Фото – из архива Лилии Аяцковой

Исполнительный директор частного учреждения дополнительного образования Лилия Аяцкова вспомнила: общеобразовательная школа не была должным образом подготовлена к дистанционному обучению. Несмотря на то что работы в направлении частичного или полного перехода на образовательные платформы велись давно, весной 2020 года случился «обвал» всех известных платформ.

– Учителям пришлось туго, было большое сопротивление. Для кого-то просто создание электронного адреса стало трагедией. Но меня удивило, что за весь оставшийся 2020-й и первую половину 2021-го ничего не изменилось: никто не начал суетиться и думать, что делать, если «завтра война». К следующей дистанционке некоторые школы снова не были готовы: где-то обучение свелось к тому, что преподаватель присылал задание, включающее в себя классную и домашнюю работу для самостоятельного изучения. В результате получился гигантский ком, который дети не в состоянии были осилить.

По словам Лилии Аяцковой, в частном образовании сложилась иная ситуация. Весной школа, в которой она работает, также ушла в онлайн – преподаватели прошли обучение, уроки полностью перенесли в ZOOM. Во вторую волну заранее проводили тренинги с преподавателями, и новый переход на дистанционку был спокойным.

– Мы видим в этом опыте большие плюсы. Если сегодня ребенок заболевает, он просит присоединиться онлайн. Группа работает в классе, а рядом стоит ноутбук, где дети занимаются удаленно, – добавила Лилия Аяцкова.

Личность учителя

Педагог отмечает, что и офлайн-, и онлайн-обучение имеют место быть, но все зависит от того, как работают преподаватели. По ее словам, всегда были учителя, которые не утруждали себя при подготовке к занятиям – например, задавали читать параграф на уроке вместо объяснения темы.

– У меня когда-то были коллеги, которые говорили: «За такие деньги пусть радуются, что я вообще на работу вышла». Странно ожидать от таких людей, что они кинутся осваивать, заметьте, совершенно бесплатно, новые технологии. Кроме того, у учителя всегда есть волшебный хлыст, который называется «оценка». Поэтому они не переживают – если ученик хочет оценку, он сам найдет материал и освоит его, – заметила Лилия Аяцкова.

Вместе с тем есть категория педагогов, которые начали осваивать социальные сети, снимать видео на темы своего предмета. Такой эксклюзивный контент можно будет использовать не с одним поколением учеников.

«Дети теряют свою социальность»

pixabay.com

По мнению психолога Натальи Дашковой, технологии, которые сейчас внедряются в образовании, полезны, удобны и понятны детям, которые выросли с мобильным телефоном в руках. Однако в этом случае живой контакт с педагогом приобретает новое значение и становится более ценным.

– Многие дети привыкли к переписке в соцсетях, мессенджерах. Им удобен такой формат общения, поэтому когда они начинают звонить, то чувствуют неловкость и тревогу. Они теряют свою социальность, коммуникативные навыки. Многие уходят на онлайн-образование только из-за того, что в школе невыносимо: есть проблема с коммуникацией. У живых учителей огромное преимущество: часто именно личность педагога стоит во главе угла. Учитель, который любит свое дело, вдохновляет учеников. Если преподаватель скучен и неинтересен, как можно полюбить его предмет? Многие уже идут в частные школы, ищут классическое образование старых времен. Скорее всего, знания, которые даются человеком, скоро будут эксклюзивными и дорогими. А все, что дается по образовательным программам, станет масс-маркетом, – отмечает психолог.

Эксперт уверена, что золотой середины здесь быть не может: современные школьники беспомощны без телефона, копируют тексты из интернета, делая уроки, и не умеют писать от руки.

Татьяна Щербатых, учитель начальных классов воронежской школы №1:

– С детьми становится тяжелее общаться: они больше живут в виртуальной реальности. Если раньше видела у детей живые глаза, то сейчас часто сталкиваешься с пустым взглядом. Ребенок где-то в своем мире находится, это последствие использования гаджетов, компьютерных игр. Я работаю с образовательной платформой Учи.ру в качестве дополнительного, а не основного материала. Ни в коем случае не заставляю – только по желанию ребенка. Видеоуроки тоже показываю, но действительно грамотных роликов, которые можно было бы использовать на 100%, очень мало. Все эти видео и интернет-ресурсы могут иметь место как дополнительный способ подачи материала, но не как основной. Также я сторонник вырабатывания почерка у детей. Время на прописи в первых классах сокращается с учетом того, что дети ходят на подготовку. Но период обучения грамоте, который был заложен в советское время, ни в коем случае нельзя сокращать. Грамотность графическая впоследствии ведет к грамотности орфографической – здесь прямая связь.

Марьяна Розенфельд, доцент кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета ВГУ:

– Живое общение гораздо значимее виртуального, особенно, если речь идет о школьниках, которые учатся на примере учителя. Я не противник дистанта: он открывает многие возможности – и обучения удаленно, и повышения квалификации, и продолжения учебного процесса во время эпидемии. Это приемлемо в вузе, но затруднительно в школе, потому что школьник не умеет дисциплинировать себя.

Что говорят родители

Родители к информационным технологиям относятся по-разному. Так, маме пятиклассника Елене Тарасенко нравится использовать Дневник.ру: можно увидеть все оценки, объявления, написать в чат учителю. В классе ее ребенка цифровые технологии используют мало: разве что иногда учитель истории просит посмотреть тематический фильм и порой задают подготовку презентаций.

А вот по словам мамы двух школьников и студентки Виктории Березиной, учитель в школе, где учатся ее дети, может позволить себе включить видеоурок и уйти с занятия, не объясняя тему. К электронному дневнику женщина также относится скептически: по ее мнению, обычный дневник удобнее и нагляднее.

– В электронном дневнике учителя прикрепляют задания, которые не всегда открываются. Кроме того, для того, чтобы узнать «домашку», обязательно нужен интернет. Я считаю, что цифровые технологии отрицательно влияют на физическое и психологическое здоровье незрелой личности и разобщают детей, – отмечает Виктория.

Наталья Стародубцева, мама двух школьников:

– В образовательных платформах действительно удобные тренажеры, занимательные упражнения, конкурсы, которые по вкусу поколению Z. Но считаю, что чрезмерно увлекаться тестами и самообразованием в интернете не стоит. Детей надо учить писать сочинения, выразительно читать, публично выступать и, наконец, просто учить общаться друг с другом. Всего этого недостает в современной школе. Учителям – лень. А ведь почти в любой профессии потребуются творческие способности и организаторские навыки – без этого никакого прогресса. И еще один парадокс нашей системы образования: уже в начальной школе учителя требуют от детей подготовить презентации по разным предметам – с красочным оформлением, интересным содержанием и фотографиями, но почему-то сами не показывают детям, как это делать. Подразумевается, что родители должны научить. Вот так и получается, что цифровые технологии осваиваем дома.

А как за границей?

Фото обычной школы в Израиле, предоставлено Светланой Карабут
В нашей школе нет цифровой техники, кроме компьютерного класса. Более того, запрещено пользоваться личными девайсами. Если возникает потребность что-то сообщить родителям, это делает учитель через стационарный телефон. В доковидное время в нашем классе никогда не задавали домашние задания на платформах. Я вижу очень умеренное, спокойное отношение к технике в образовании. Упор делается на развитии мягких навыков – умение договариваться, работать в команде, а для этого нужно просто сдвинуть парты и дать групповое задание.
Светлана Сундукова (Германия, Саксония),

мама ученицы третьего класса

Основные направления в нашей школе: программирование, биотехнологии и робототехника. По некоторым направлениям учебное заведение активно сотрудничает с Армией обороны Израиля, в частности с ВМС и спецподразделениями, а также с компаниями-гигантами в сфере киберзащиты, например CheckPoint, которые заинтересованы в трудоустройстве талантливых выпускников. Домашние задания дают и письменно, и по интернету (в основном, по биологии). В классах есть интерактивные доски. Одна из новаторских идей – отсутствие фронтального преподавания, при котором в центре класса находится учитель, а ученики смирно сидят за партами. Классы спроектированы так, чтобы ученикам было удобно работать на уроках разной направленности и использовать современные средства обучения.
Светлана Карабут (Израиль),

мама ученицы седьмого класса школы хайтека и искусств им. Шимона Переса в Тель-Авиве

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.