Дело техники. Как телефонные мошенники повесили кредиты на воронежскую учительницу
Лжесотрудники банка выманили у Джульеты Уклеба 57 тыс рублей.
Светлана Тарасова, 12 мая 2020, 14:00
Каждый день в Воронежской области регистрируются десятки преступлений в IT-сфере. Особенно актуально надувательство среди пользователей мобильного банкинга. Всплеск подобных правонарушений, по словам полицейских, в Воронеже произошел еще в 2017 году. С того времени со счетов горожан были списаны миллионы рублей. В 2018 году в городском управлении полиции даже создали специальное отделение по раскрытию дистанционных мошенничеств.
В конце апреля-2020 жертвой такого мошенничества стала 44-летняя жительница Воронежа Джульета Уклеба. О том, как один звонок с незнакомого номера обошелся в 57 тыс. рублей педагогу с зарплатой бюджетника, способах распознания мошенников и шансе вернуть деньги – в материале РИА «Воронеж».
«Началась суматоха»
Незнакомец позвонил на мобильный Джульеты Уклеба в 14:35 23 апреля. На телефоне высветился московский номер. Молодой человек обратился к женщине по имени и отчеству, представился сотрудником банка ВТБ и сообщил, что ей одобрен кредит на 100 тыс. рублей. Спросил, в какое отделение банка ей удобнее подойти, чтобы оформить заявку.
Джульета Уклеба ответила, что кредит не оформляла. Звонивший настаивал: от ее имени заполнена онлайн-заявка, назвал имя оформлявшего – Александр Краснов. Женщина повторила, что заявок не подавала и никакого Краснова не знает. «Произошел какой-то сбой, вероятно, хакерская атака на ваш личный кабинет, и сейчас мы это зафиксируем», – якобы встревожился собеседник и переключил Джульету Уклеба на «отдел безопасности банка».
По ее словам, за время того разговора на телефоне отобразилось 19 номеров, все начинались с 495 (московский регион).
– Меня переключили на какую-то девушку. Она назвала мои данные – адрес, кредитные карты в ВТБ, сообщила, какая сумма лежит на действующем дебетовом счете, откуда списываются кредитные деньги. Назвала последние цифры моей карты банка ВТБ, – вспомнила Джульета Уклеба.
В 2018 году женщина взяла кредит в этом банке на 300 тыс. рублей, который прилежно гасила. При оформлении получила мультикарту (карту с пакетом услуг, включающим кешбэк, бонусы и так далее), которой воспользовалась.
– Девушка назвала последние четыре цифры этой карты и сообщила: «В данный момент с нее списываются средства, SMS пришла?» Я говорю: «Нет». Она пообещала перезвонить через пару минут. Как только она отключилась, мне пришло сообщение о том, что у меня с карты списали 18 тыс. рублей. Девушка перезвонила и продиктовала цифры, которые пришли в этом оповещении, – продолжила Джульета Уклеба.
Затем девушка заявила, что снимается сумма и с другой карты клиентки – в банке-партнере «Открытие». Об этом тоже пришло сообщение. Незнакомка предложила «заблокировать» операцию и стала давать команды, как это сделать.
– У меня началась паника. Сначала она сама называла какие-то цифры, я их подтверждала, а в какой-то момент спросила: «Ну, какие там цифры пришли?». И я назвала. Началась такая суматоха, что я перестала соображать, – призналась обманутая.
Потом Джульете Уклеба сообщили, что на ее имя оформляется кредит в Сбербанке. Предложили войти в личный кабинет, взяв временный код, торопили.
– Я сидела с сыном, мы слушали их команды по громкой связи. Ему 23 года, он продвинутый мальчик, но тоже ничего не заподозрил. Лишь сказал: «Мама, тебя взломали, но, похоже, отдел безопасности банка все решает»...Наконец, женщине заявили об еще одном кредите на ее имя – на этот раз в «Альфа-Банке».
– «Надо доехать до этого банка, снять указанную сумму и тут же погасить кредит, – руководила девушка, –вызывайте такси и не кладите трубку». Они пытались все время меня контролировать. Но тут меня осенило, и я прекратила разговор…
В реальной службе безопасности банка ВТБ, куда женщина тут же обратилась, чтобы зафиксировать незаконные операции и остановить списание денег, посоветовали поехать в полицию.
– В течение двух часов мы зафиксировали взлом и уже сидели в отделе полиции Коминтерновского района. Следователь Ольга Соболева заявление приняла. В коридоре я познакомилась с еще одной потерпевшей. Порядковый номер моей «подруги по несчастью» был шестым – это те, кто заявил в этот день о дистанционном мошенничестве по подобной же схеме. В одном только районе за неполные сутки! – рассказала Джульета Уклеба.
Разбирательство
– На следующий день я объездила банки ВТБ и «Открытие», которые якобы мне оформляли кредиты, написала заявления о том, что было совершено мошенничество, с просьбой вернуть деньги. Общая сумма, которую у меня списали, – 57 тыс. рублей. В банке «Открытие», пока я писала заявление, уже пришла SMS об отказе в удовлетворении моей просьбы. Я опротестовала действия отдела безопасности этого банка и подала новую заявку с просьбой провести расследование и вернуть деньги. А 30 апреля мне и ВТБ сообщил о том, что умывает руки: «Операция выполнена, и мы ничего сделать не сможем», – посетовала Джульета Уклеба. – Самое интересное, что по выпискам счетов я знаю, в какой конкретно банк пошли эти деньги. Была надежда, что их «заморозили», но в банках заявили, что подобную информацию могут раскрыть только правоохранителям. Следователь Ольга Соболева рассказала, что направила запросы в банки, а там сами должны решать, что делать дальше.
В ВТБ женщине одобрили кредит под 26% годовых, а в банке «Открытие» под – 32%.
– Я педагог с зарплатой бюджетника и снимаю квартиру плюс уже оплачиваю кредиты. Для меня это ужасная ситуация, – пожаловалась женщина.
После случившегося у нее начались проблемы со здоровьем – шалит сердце и скачет давление.
– Я на работе не стала рассказывать, ведь мошенники оставили меня в дураках... Но, честно говоря, на моем месте мог оказаться любой. Слышала, что в одной из школ Коминтерновского района так же «развели» двух учителей, – вздохнула педагог.
Изначально она рассчитывала не только на полицию, но и на благосклонность банков: думала, там «предпримут какие-то действия, чтобы защитить меня от этого грабежа».– У меня остается слабая надежда вернуть деньги, но самостоятельно сделать это невероятно трудно. Банки будут отстаивать свои интересы. Пострадала-то я, а не они. Но ведь произошла утечка моих личных данных, кто-то должен за это ответить. И для чего создавалась служба безопасности банков – разве не для того, чтобы защитить своих клиентов? Разве банки не дорожат своей репутацией? – рассудила Джульета Михайловна.
Она хочет вывести мошенников на чистую воду и сделать свою историю достоянием общественности, чтобы на ее примере учились другие:
– Я законопослушный человек и буду, конечно, платить этот кредит, никуда не деться. Но постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы остановить этот бессовестный обман.
В чем специфика подобных преступлений?
По словам заместителя начальника отдела уголовного розыска – начальника отделения по раскрытию дистанционных мошенничеств УМВД России по Воронежу майора полиции Андрея Жилина, подобные мошенничества «фиксируются практически в каждой оперативной сводке»:
Андрей Жилин объяснил: с этими преступлениями тяжело работать, поскольку такие мошенники чаще всего живут в других странах – российских среди них процентов 10–15. Звонят с IP-телефонии, то есть с номеров 495, 8800. Иногда аферистам удается добиться того, что у потерпевшего высвечивается номер его банка, при помощи интернет-программы подмены номера.
По словам Жилина, схема обмана выглядит типично – звонят и сообщают: «На ваш счет произошло покушение, сейчас придет код, а вы продиктуете данные карты». Дальше просят зайти в личный кабинет и продиктовать номер пришедшего пароля, якобы для того, чтобы заблокировать перевод денежных средств. Именно в этот момент деньги и улетучиваются.
–Те, кто занимается подобного рода мошенничеством, – люди подготовленные. Они владеют спецификой банковской деятельности, терминологией. У некоторых потерпевших стоят в телефоне программы, которые записывают голос. Мы их изымаем, и часто угадывается один и тот же, я бы сказал, южный акцент. Это объединяет такого рода преступления. Еще одно общее – знание психологии. Они торопят людей, чтобы не было возможности подумать, – объяснил полицейский.
Как не попасть на удочку мошенников?
Правило №1. Игнорировать звонки с номеров 495, 8800
Если вы все же сняли трубку и вам представляются сотрудником службы безопасности банка, отключитесь и наберите номер службы безопасности, который можно найти на своей банковской карте или в интернете. Так вы реально попадете в банк.
Правило №2. Прерывать разговор, если у вас спрашивают пароли или данные карт
Сотрудники банка никогда не выманивают такие сведения – данные и так у них есть.
– Нельзя никому сообщать код, который приходит в SMS для входа в личный кабинет или подтверждения операции по переводу денежных средств, – добавил Жилин, – а также не сообщать CVC-код карты.
Получив доступ к личному кабинету клиента, мошенники могут оформить кредит – сейчас легко это сделать онлайн. Если кредитная история хорошая, заявка легко одобряется и деньги приходят быстро. Пользуясь личным кабинетом, мошенники переводят эти деньги на любой счет.
Можно ли привлечь банк к ответственности и вернуть деньги?
По словам адвоката, шанс получить деньги обратно все же есть:
– При возбуждении уголовного дела о мошенничестве банк обязан оказывать всяческое содействие, передав сведения об ином кредитном учреждении, куда были перечислены денежные средства, и известные сведения об операции и получателе денежных средств. В свою очередь банк, куда ушли денежные средства, обязан передать следователю информацию о том, кто получил деньги. А затем со ссылкой на материалы уголовного дела потерпевший может подать иск к получателю о взыскании денег.