Цифровая трансформация. Как в Воронежской области будут реализовывать поставленные губернатором задачи

Регион перейдет на современную IT-инфраструктуру

Валентин Юрский, 19 октября 2021, 12:00

Михаил Кирьянов (из архива)

В конце августа 2021 года губернатор Воронежской области Александр Гусев утвердил стратегию цифровой трансформации региона. Документ подготовили специалисты из 15 региональных органов власти во главе с департаментом цифрового развития. Трансформация затронет множество направлений в экономике, социальной сфере и государственном управлении. О том, как в период 2022–2024 годов будет проходить процесс внедрения современных цифровых решений, и о других важных аспектах работы рассказал руководитель регионального департамента цифрового развития Денис Волков.

Стремление к идеалу

Стратегия базируется на внедрении новейших технологий: будут активно использоваться технологии работы с большими данными (big data), технологии искусственного интеллекта, технологии промышленного интернета вещей и другие.

– Ориентиры обозначены губернатором – это цифровизация госуслуг и переход региона на надежную и современную IT-инфраструктуру. Ресурсы – федеральный и региональный бюджеты. Глава региона выделил финансирование на реализацию стратегии, а после ее одобрения ставится уже следующая задача – наполнить ее целями и содержанием.

– До конца 2021 года должна быть разработана и утверждена программа реализации стратегии. По своей сути это нормативный документ, который предусматривает внесение изменений во все государственные программы органов власти – участников стратегии цифровой трансформации, – пояснил Денис Волков.

Сферы, которые затронет цифровая трансформация:

  • образование и наука;
  • здравоохранение;
  • развитие городской среды;
  • транспорт и логистика;
  • государственное управление;
  • социальная сфера;
  • промышленность;
  • экология и природопользование;
  • физическая культура и спорт;
  • финансовые услуги;
  • сельское хозяйство.

Цифровая система постоянной «обратной связи» воронежцев и органов власти уже запущена и работает на едином портале госуслуг, на данный момент ею воспользовались тысячи жителей региона.

Денис Волков подчеркнул, что фактически речь идет о стремлении к «безбумажному» общению с гражданами и, как следствие, упрощению предоставления услуг конечному потребителю.

– Цель – обеспечить нулевые затраты времени на подачу документов, нулевой срок рассмотрения этих документов и нулевое время оказания услуг. Ноль – это идеал, и стремиться есть к чему. Это большая работа, которая ведется вместе с правительством Воронежской области, – отметил глава «цифрового» департамента.

Также в регионе может быть создан Центр компетенций по анализу и обработке данных, еще одной его задачей станет популяризация IT-специальностей и проектов цифровой трансформации.

Фото – из архива

В пятерке лидеров

Важное направление цифровой работы – перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. Подобных услуг сотни, а значит, и массив задач огромен, что требует максимального вовлечения органов власти. Сейчас ведётся работа по обеспечению электронного приёма документов, следующий этап – внутренняя работа с процессами оказания услуг, чтобы полностью их «электронизировать».

– В этом году активно ведется работа по пилотному проекту Минэкономразвития по оптимизации оказания госуслуг в МФЦ. Наш регион вошел в пилотную пятерку, и уже это говорит о том, что мы неформально в числе лидеров. Речь идет о реинжиниринге внутренних процессов оказания услуг, с тем чтобы сделать их быстрее и менее «энергозатратными».

Пилот проекта следует завершить к четвертому кварталу 2022 года. В Воронежской области он задействует те департаменты, которые оказывают жителям региона большую часть услуг: департамент имущественных и земельных отношений, департамент соцзащиты и другие. Помимо этого, в реализацию включился один из муниципалитетов в части оказания муниципальных услуг.

– Благодаря поддержке первого лица региона эта работа активно движется, – подчеркнул глава департамента цифрового развития.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Говоря о технических ресурсах для реализации стратегии цифрового развития, Денис Волков указал, что на текущий момент в каждом регионе представлена своя система хранения данных:

– Это дает нам стабильное качественное функционирование системы, бесперебойную работу. Если вдруг что-то произойдет, наши о «стенку разобьются», но решат этот вопрос. Централизация серверов показала свою несостоятельность недавно на примере Facebook, когда технические неполадки сделали невозможной работу сразу Facebook, WhatsApp, Instagram.

Цифровизация и пандемия COVID-19

По словам главы цифрового ведомства, пандемия коронавируса оказала определенное влияние на развитие цифровизации, но это влияние неоднозначно. С точки зрения рабочего процесса стало значительно проще взаимодействовать между коллективами и иногда даже между министерствами: эпидемиологическая обстановка повлияла на бурный рост общения по видеосвязи – видеосовещания стали нормой. Что же касается других систем совместной работы, например, электронных корпоративных порталов, то пандемия пока не оказала существенного влияния на их функциональность.

– В любом случае мы шли в направлении организации бесконтактного получения госуслуг. По сути COVID-19 стал дополнительным фактором для переубеждения тех, кто предпочитал работать по старинке, – резюмировал Денис Волков.

Вызвавшая бурные обсуждения работа системы QR-кодов, которую задействовали в Воронежской области с 11 октября, по словам чиновника, предельно проста с точки зрения пользователя: на портале «Госуслуги» можно найти код, распечатать его, сделать скриншот либо предъявить напрямую с сайта или приложения. Со стороны проверяющего тоже не нужна никакая спецтехника – для сканирования необходим только смартфон. В случае возникновения каких-либо трудностей воронежские пользователи портала «Госуслуги» могут обратиться в МФЦ, где страницу с QR-кодом бесплатно распечатают.

Отдельно Денис Волков коснулся кадрового вопроса в IT-сфере. Воронежская область ценится своим специалистами, но в отрасли существует вопрос оттока кадров.

– У нас каждый год 7 тыс. человек выпускается в IT-сфере. Все, кто действительно учился, находят применение своим знаниям и умениям. Вопросы оттока специалистов – это личный выбор каждого. Мы не имеем права удерживать людей. Я сам поехал работать в Москву, но потом принял решение, что мне намного комфортнее жить будет в Воронеже. В любом случае я знал, что смогу реализовать себя в нашем регионе, – поделился глава регионального департамента цифрового развития.

Контекст

При утверждении стратегии цифровой трансформации Александр Гусев подчеркнул, что документ позволит Воронежской области и дальше эффективно развиваться, а его реализация улучшит качество жизни людей.

– При разработке документа мы опирались на специфику региона. Цифровая трансформация должна затронуть каждого жителя нашей области, – сказал глава региона.

Сама стратегия предусматривает достижение к 2024 году ряда целевых показателей в наиболее важных сферах жизни воронежцев. В частности, всем гражданам должны быть доступны врачебные рецепты в электронной форме. Благодаря внедрению сервиса «Мое здоровье» на портале «Госуслуги» можно будет не только записаться к врачу, но также хранить медицинские документы и заказывать справки, не выходя из дома. Кроме того, половина коммунальных услуг будет оплачиваться онлайн.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.