Цифровая трансформация. Как в Воронежской области будут реализовывать поставленные губернатором задачи
Регион перейдет на современную IT-инфраструктуру
Валентин Юрский, 19 октября 2021, 12:00
В конце августа 2021 года губернатор Воронежской области Александр Гусев утвердил стратегию цифровой трансформации региона. Документ подготовили специалисты из 15 региональных органов власти во главе с департаментом цифрового развития. Трансформация затронет множество направлений в экономике, социальной сфере и государственном управлении. О том, как в период 2022–2024 годов будет проходить процесс внедрения современных цифровых решений, и о других важных аспектах работы рассказал руководитель регионального департамента цифрового развития Денис Волков.
Стремление к идеалу
Стратегия базируется на внедрении новейших технологий: будут активно использоваться технологии работы с большими данными (big data), технологии искусственного интеллекта, технологии промышленного интернета вещей и другие.
– Ориентиры обозначены губернатором – это цифровизация госуслуг и переход региона на надежную и современную IT-инфраструктуру. Ресурсы – федеральный и региональный бюджеты. Глава региона выделил финансирование на реализацию стратегии, а после ее одобрения ставится уже следующая задача – наполнить ее целями и содержанием.
– До конца 2021 года должна быть разработана и утверждена программа реализации стратегии. По своей сути это нормативный документ, который предусматривает внесение изменений во все государственные программы органов власти – участников стратегии цифровой трансформации, – пояснил Денис Волков.
Сферы, которые затронет цифровая трансформация:
- образование и наука;
- здравоохранение;
- развитие городской среды;
- транспорт и логистика;
- государственное управление;
- социальная сфера;
- промышленность;
- экология и природопользование;
- физическая культура и спорт;
- финансовые услуги;
- сельское хозяйство.
Цифровая система постоянной «обратной связи» воронежцев и органов власти уже запущена и работает на едином портале госуслуг, на данный момент ею воспользовались тысячи жителей региона.
Денис Волков подчеркнул, что фактически речь идет о стремлении к «безбумажному» общению с гражданами и, как следствие, упрощению предоставления услуг конечному потребителю.
– Цель – обеспечить нулевые затраты времени на подачу документов, нулевой срок рассмотрения этих документов и нулевое время оказания услуг. Ноль – это идеал, и стремиться есть к чему. Это большая работа, которая ведется вместе с правительством Воронежской области, – отметил глава «цифрового» департамента.
Также в регионе может быть создан Центр компетенций по анализу и обработке данных, еще одной его задачей станет популяризация IT-специальностей и проектов цифровой трансформации.
В пятерке лидеров
Важное направление цифровой работы – перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. Подобных услуг сотни, а значит, и массив задач огромен, что требует максимального вовлечения органов власти. Сейчас ведётся работа по обеспечению электронного приёма документов, следующий этап – внутренняя работа с процессами оказания услуг, чтобы полностью их «электронизировать».
– В этом году активно ведется работа по пилотному проекту Минэкономразвития по оптимизации оказания госуслуг в МФЦ. Наш регион вошел в пилотную пятерку, и уже это говорит о том, что мы неформально в числе лидеров. Речь идет о реинжиниринге внутренних процессов оказания услуг, с тем чтобы сделать их быстрее и менее «энергозатратными».
Пилот проекта следует завершить к четвертому кварталу 2022 года. В Воронежской области он задействует те департаменты, которые оказывают жителям региона большую часть услуг: департамент имущественных и земельных отношений, департамент соцзащиты и другие. Помимо этого, в реализацию включился один из муниципалитетов в части оказания муниципальных услуг.
– Благодаря поддержке первого лица региона эта работа активно движется, – подчеркнул глава департамента цифрового развития.
Говоря о технических ресурсах для реализации стратегии цифрового развития, Денис Волков указал, что на текущий момент в каждом регионе представлена своя система хранения данных:
– Это дает нам стабильное качественное функционирование системы, бесперебойную работу. Если вдруг что-то произойдет, наши о «стенку разобьются», но решат этот вопрос. Централизация серверов показала свою несостоятельность недавно на примере Facebook, когда технические неполадки сделали невозможной работу сразу Facebook, WhatsApp, Instagram.
Цифровизация и пандемия COVID-19
По словам главы цифрового ведомства, пандемия коронавируса оказала определенное влияние на развитие цифровизации, но это влияние неоднозначно. С точки зрения рабочего процесса стало значительно проще взаимодействовать между коллективами и иногда даже между министерствами: эпидемиологическая обстановка повлияла на бурный рост общения по видеосвязи – видеосовещания стали нормой. Что же касается других систем совместной работы, например, электронных корпоративных порталов, то пандемия пока не оказала существенного влияния на их функциональность.
– В любом случае мы шли в направлении организации бесконтактного получения госуслуг. По сути COVID-19 стал дополнительным фактором для переубеждения тех, кто предпочитал работать по старинке, – резюмировал Денис Волков.
Вызвавшая бурные обсуждения работа системы QR-кодов, которую задействовали в Воронежской области с 11 октября, по словам чиновника, предельно проста с точки зрения пользователя: на портале «Госуслуги» можно найти код, распечатать его, сделать скриншот либо предъявить напрямую с сайта или приложения. Со стороны проверяющего тоже не нужна никакая спецтехника – для сканирования необходим только смартфон. В случае возникновения каких-либо трудностей воронежские пользователи портала «Госуслуги» могут обратиться в МФЦ, где страницу с QR-кодом бесплатно распечатают.
Отдельно Денис Волков коснулся кадрового вопроса в IT-сфере. Воронежская область ценится своим специалистами, но в отрасли существует вопрос оттока кадров.
– У нас каждый год 7 тыс. человек выпускается в IT-сфере. Все, кто действительно учился, находят применение своим знаниям и умениям. Вопросы оттока специалистов – это личный выбор каждого. Мы не имеем права удерживать людей. Я сам поехал работать в Москву, но потом принял решение, что мне намного комфортнее жить будет в Воронеже. В любом случае я знал, что смогу реализовать себя в нашем регионе, – поделился глава регионального департамента цифрового развития.
Контекст
При утверждении стратегии цифровой трансформации Александр Гусев подчеркнул, что документ позволит Воронежской области и дальше эффективно развиваться, а его реализация улучшит качество жизни людей.
– При разработке документа мы опирались на специфику региона. Цифровая трансформация должна затронуть каждого жителя нашей области, – сказал глава региона.
Сама стратегия предусматривает достижение к 2024 году ряда целевых показателей в наиболее важных сферах жизни воронежцев. В частности, всем гражданам должны быть доступны врачебные рецепты в электронной форме. Благодаря внедрению сервиса «Мое здоровье» на портале «Госуслуги» можно будет не только записаться к врачу, но также хранить медицинские документы и заказывать справки, не выходя из дома. Кроме того, половина коммунальных услуг будет оплачиваться онлайн.