«Этот балет особенный». Почему гастроли Большого театра – событие для Воронежа

Балет «Укрощение строптивой» покажут два состава именитой труппы

Юлия Львова, 18 февраля 2021, 13:00

Михаил Кирьянов (из архива)

В рамках спецпроекта ХI Платоновского фестиваля искусств в Воронеже впервые пройдут гастроли Большого театра. Спектакль «Укрощение строптивой» художественного руководителя Балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича покажут в театре оперы и балета трижды: 16 апреля в 19:00 и 17 апреля – в 12:00 и в 19:00. Об уникальном проекте Большого театра и его значимости для воронежской публики рассказали худрук Платоновфеста Михаил Бычков, исполнители главных партий – прима-балерина Ольга Смирнова и премьер Владислав Лантратов, а также пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова на брифинге в среду, 17 февраля.

Вышли за рамки фестиваля

По словам Михаила Бычкова, гастроли главного национального театра страны в Воронеже планировались давно, но их не удавалось провести из-за несовпадения со сроками Платоновского фестиваля. Показ «Укрощение строптивой» станет беспрецедентным событием для нашего города – ранее Большой театр никогда в Воронеж не приезжал.

– Весь мир знает Большой театр прежде всего из-за его прославленной оперной труппы. Но оперная сфера Большого для нас пока недостижима в силу того, что в Воронеже не существует площадки, способной технически принять современный оперный проект. При этом Большой – это не только оплот оперного искусства, но и центр балетного мастерства. Прошедший 2020 год научил нас ценить время и мгновения, в которые мы живем. Мы поняли, что больше не можем откладывать такую возможность и решили не пытаться во что бы то ни стало поместить этот проект во временные рамки фестиваля и провести его тогда, когда у театра есть возможность. А уж Воронеж встретит его с особым энтузиазмом, тут даже сомневаться не приходится. Делать вещи за рамками основной программы фестиваля – это нормально, – пояснил Михаил Бычков.

Артисты стали соавторами хореографа

Пресс-секретарь Большого театра выделила несколько уникальных деталей спектакля. Во-первых, никогда ранее в своей творческой биографии знаменитый французский хореограф Жан-Кристоф Майо не создавал балет со сторонней труппой. Во-вторых, он отказался от классических форм и сделал спектакль игровым. В-третьих, как большой поклонник музыки Дмитрия Шостаковича, Майо использовал более 25 фрагментов из разных произведений композитора, объединив их в одну партитуру. Кстати, вдова Шостаковича дала согласие на этот эксперимент и после премьеры отметила, что получилось весьма органично.

– Для нас почетно и важно показать на Платоновском фестивале искусств работу «Укрощение строптивой». Этот балет особенный в нашем репертуаре. Одна из главных традиций Большого театра – это не только сохранение классики, великого наследия, но и создание новых, интересных, авторских работ. В XXI веке очень много новых названий появилось в нашем репертуаре, начиная с «Пиковой дамы» Ролана Пети и заканчивая новинками в этом сезоне – «Чайкой» Юрия Посохова и «Орландо» Кристиана Шпука.  Жан-Кристоф Майо – один из самых известных хореографов наших дней и, надо отдать должное Сергею Филину, который, будучи худруком Большого, приложил колоссальные усилия, чтобы уговорить Жана-Кристофа сделать спектакль в Москве с неизвестной ему близко труппой. Так совпало, что на тот момент супруга и муза Жана-Кристофа перестала танцевать, а он всегда вдохновлялся ею и многие спектакли в труппе ставил именно под нее. Предложение Большого театра ему показалось заманчивым, в итоге он согласился и приехал. Репетиции с этим хореографом были одними из самых счастливых дней в нашей жизни. Майо полюбил Большой театр и его артистов и даже нашел в них своих соавторов. Вся пластика героев, их психофизика созданы в большой степени нашими артистами. На выходе получился очень веселый, озорной, пронзительный, яркий, современный спектакль, – отметила Катерина Новикова.

скриншот с трансляции пресс-конференции

Сразу три «Золотые маски»

Премьера «Укрощения строптивой» состоялась в 2014 году – так что, спектакль, можно сказать, проверенный временем. В 2015 году постановка была удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший балетный спектакль», «Лучшая мужская роль» (Владислав Лантратов), «Лучшая женская роль» (Екатерина Крысанова).  

Воронежцы увидят спектакль в двух разных составах труппы. На вечерних показах 16 и 17 апреля выступят Владислав Лантратов, Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова и Семен Чудин. Дневной показ 17 апреля пройдет с участием Кристины Кретовой, Дениса Савина, Анастасии Сташкевич и Артема Овчаренко.

– Воронежу повезло: мы увидим много первых и разных имен Большого театра. В каждом из составов даже не одна звезда, а целое созвездие. У каждого артиста свои движения, эмоции, из-за чего спектакли не похожи друг на друга, – подчеркнул Михаил Бычков.

Симбиоз русской музыки и французской хореографии

Артисты Ольга Смирнова и Владислав Лантратов признались, что танцевать Шекспира под Шостаковича в хореографии Майо им несложно из-за предельной музыкальности постановки. 

– Это был выбор музыки Жана-Кристофа Майо, а мы лишь выступали материалом, который следовал за его идеей. Нам очень комфортно существовать в этой комбинации: Шекспир-Шостакович-Майо. У Жана-Кристофа нет знакомых форм, к которым привыкли зрители классических спектаклей – например, па-де-де или адажио. Хотя у Бьянки есть одно законченное адажио. При этом он умеет соединять движения артистов с развитием действия спектакля, поэтому балет такой игровой и так легко смотрится. Он пролетает как одно мгновение и многие зрители в конце недоумевают: как, уже все? «Укрощение строптивой» – уникальная постановка и уникальный шанс поработать с таким хореографом. За артистическую судьбу мало таких шансов выпадает, когда роль прямо «сшита» на тебя. Бьянка «села» на меня по самым тщательным меркам, эта роль – жемчужина в моем репертуаре. Многие воспринимают Бьянку как положительный персонаж, антагониста отрицательной Катарины. Но это не так. Жан-Кристоф стер эти границы. Он говорил, что положительного персонажа очень сложно создать, и он намеренно добавил Бьянке некую двойственность характера. В ней есть даже какое-то лицемерие – это видит Катарина и пытается всем доказать, что Бьянка не такая хорошая, как кажется. Уже семь лет мы танцуем этот спектакль, и он не то, что не надоедает, а каждый раз с такой радостью возвращает нас на сцену, потому что мы чувствуем себя в нем абсолютно органично. В нашем составе все артисты взаимодействуют настолько слаженно, что, когда вдруг случаются экстренные замены, мы чувствуем, как меняется сам спектакль, – рассказала Ольга Смирнова.

Овации на родине Шекспира

Владислав Лантратов назвал свою работу в спектакле «удовольствием» и «брызгами шампанского». По словам артиста, эта постановка стала большим счастьем для всех задействованных в ней исполнителей:

– Прелесть этого спектакля в том, что ты не задумываешься о технике, о том, какой твой герой сегодня. Мой герой живет во мне, я каждый раз проживаю эту историю заново. Жан-Кристоф каждому из нас доверил поучаствовать в создании этой работы своими эмоциями, чувствами, какими-то движениями. Поэтому этот спектакль получился уникальным. Не нужно следовать стереотипам, что современный спектакль – это «непонятно что», к нему нужно относиться с открытой душой и просто наслаждаться просмотром. В нем много чувств, деталей, разных прикосновений, интересных решений, передающих мысли героев.

Большой театр с успехом показывал «Укрощение строптивой» в Нью-Йорке, Лондоне, Милане. По признанию исполнителей, больше всего они волновались на премьере спектакля на родине Шекспира.

– В Лондоне мы очень сильно переживали, как местная публика его воспримет. Оказалось, зря волновались. Зрители аплодировали стоя. В Нью-Йорке мы гастролировали четыре дня подряд. До этого я думала, что для меня этот спектакль несложный – там немного прыжков и движений. Но после четырех выступлений подряд поняла, что это большой вызов для меня – каждый раз проживать спектакль заново, потому что играть его нельзя. Я чувствовала себя опустошенной и решила, что танцевать его больше, чем два дня подряд, не стоит. Качество теряется, – призналась Ольга Смирнова.

Контекст

Билеты стоимостью от 1 до 6,5 тыс. рублей поступят в продажу в 10:00 субботы, 20 февраля. В первые два дня продаж их можно забронировать на сутки. Билеты будут доступны на все места зрительного зала театра оперы и балета. По словам Михаила Бычкова, вопрос о 100% наполняемости зала во время гастролей Большого театра вместо действующих сейчас 80% согласован с губернатором Воронежской области Александром Гусевым.

ХI Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже с 3 по 18 или 20 июня. Организаторы задумались о разделении форума на две части. В связи с действующими санитарными ограничениями они предложили разграничить российскую и международную программы. Предполагается, что отечественная программа пройдет в июне, а международную будет удобнее привезти в Воронеж в начале осени. Губернатор Александр Гусев в целом одобрил инициативу, но предложил тщательно обдумать окончательное решение и иметь в виду, что подобная мера может не понадобиться в случае улучшения эпидемиологической ситуации в России и смягчения ограничений в странах Европы.

Основную программу форума объявят 17 марта, продажа билетов начнется с 20 марта.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.