Большемер Петра I и лунные камни. Какие артефакты скрывают воронежские улицы

Истории и фото самых старых деталей городского пейзажа.

Мария Андреева, 1 июля 2016, 11:00

Евгения Емельянова

Кроме главных городских достопримечательностей: зданий, памятников, сооружений – атмосферу Воронежа создают незаметные на первый взгляд фрагменты, способные рассказать о быте горожан прошлых веков. Корреспонденты РИА «Воронеж» прогулялись по центру города с основателем экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком» Ольгой Рудевой, которая рассказала о необычных уличных артефактах.

Лунные камни Фальконье

Где находится: переулок Бауманский, 39

«Лунные камни» изобрел швейцарский инженер и архитектор Густав Фальконье. В конце XIX века «стеклянные кирпичи» стали активно использовать в качестве оконного декора по всей Европе. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых провинциальных городах. Например, в Мичуринске Тамбовской области и сейчас можно найти дома со стеклами Фальконье. В Воронеже «лунные камни» сохранились только в одном здании – доходном доме крестьянина Фирюпкина, построенном в 1914-1915 годах. Краеведы считают, что это самое старое стекло Воронежа.

Колесоотбойник

Где находится: улица Фрунзе, недалеко от Спасского храма

Толстые каменные столбики «отбивали» колеса карет, экипажей, телег, чтобы они не задевали и тем самым не разрушали углы зданий. Колесоотбойники были неотъемлемой частью городского пейзажа, но в ХХ веке в связи с автомобилизацией они утратили свою актуальность и исчезли с городских улиц. В Воронеже сохранилось несколько отбойников. По оценкам краеведов, колесоотбойнику на улице Фрунзе – около двух веков.

Фрагмент старого водостока

Где находится: улица Севастьяновский съезд

Желоб построили в 1872-1873 годах, чтобы обезопасить окрестные улицы от обильных сточных и дождевых вод. Булыжником выложили сам желоб, красным кирпичом – подпирающие его стены. Для работы привлекли квалифицированных специалистов из других губерний России. В хорошую погоду, когда не было воды, желоб использовали как мостовую – по нему спускались лошади.

Кладка конца XIX века хорошо держалась более 100 лет. Сегодня от желоба остались лишь фрагменты. Гораздо лучше сохранились опорные стены из красного кирпича. Сам Севастьяновский съезд находится в удручающем состоянии – его постоянно заваливают мусором.

Петровский большемер

Где находится: стена Успенского храма на Адмиралтейской площади

Большемер – строительный камень времен Петра I. Кирпичи делали по регламентации, разработанной в начале XVIII века самим императором. Петровский большемер имел длину 11 дюймов (28 см), ширину 5,5 дюймов (14 см) и толщину 2 дюйма (7 см). По этим параметрам современные исследователи определяют, когда изготовили строительный камень: со временем кирпичи уменьшались.

Петровский большемер в стене Успенского храма краеведы называют самым старым кирпичом Воронежа. Часть стены церкви специально не штукатурят, чтобы показать прихожанам и посетителям храма старинный строительный материал.

Пилон въездных ворот

Где находится: улица Никитинская, 41

По этому адресу в начале ХХ века располагалась усадьба одного из самых богатых и влиятельных купцов Воронежа – Александра Клочкова. На улице Никитинская (бывшая Кирочная) стояло несколько домов этой семьи, поэтому в народе улицу называли «клочковской». В состав главной усадьбы входили дом и два флигеля. Большая часть усадьбы разрушена – сохранился один флигель. Осталась также часть пилона – элемента, на который крепились сами ворота. На фрагментах пилона – круглые колонны и полуниша, над которой заметна лепнина в виде прямоугольника и круга. Внутри них, по мнению краеведов, могли значиться инициалы владельца усадьбы или ее адрес.

В Воронеже осталось не более десятка старинных въездных пилонов. Поэтому краеведы считают, что «клочковский» пилон важно привести в порядок и сохранить. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.