Воронежский художник и путешественник Сергей Баловин, получивший известность своей «Кругосветкой без кошелька», запустил новый проект – «Искусство по вызову». Участникам проекта автор предлагает «любое произведение по индивидуальному заказу за любое вознаграждение». Выставка работ, созданных по заявкам, состоится в Неаполе в апреле 2015 года и станет попыткой ответить на вопрос, что есть искусство в понимании зрителя. После окончания выставки все произведения будут отправлены участникам проекта письмами из Италии.
Принцип «Искусства по вызову» почти тот же, что и в безденежном «Натуральном обмене» – художник дарит свои работы в обмен на любые подарки. Но если раньше он предлагал только портреты участников проекта, то теперь обещает нарисовать работу в любом жанре и любой технике по выбору заказчика.
– Хотите портрет любимой собаки в обнимку с соседским котом, принимающих ванну с шампанским? Акварелью? Как угодно! Или увидеть любимую тещу в открытом космосе? В технике коллаж? Прекрасно! Или узнать, как любимая дача будет смотреться на Итальянском побережье? А может быть, просто классический скандинавский пейзаж с шанхайским небоскребом в манере русских реалистов XIX века? Натюрморт со свежим чайником? Масляной пастелью? Просто красивую фотографию из Франции с автографом, оставленным случайным встречным, гулявшим с длинным батоном в зубах? Все возможно! – анонсировал художник свой проект. Единственное ограничение в проекте — это фиксированный формат произведения: 100х148 мм (это размер открытки, которую можно вместить в конверт, чтобы отправить заказчику).
Это «все возможно», по сути, – очередной эксперимент художника. Если в «Натуральном обмене» автор фактически предлагал зрителю вопрос «Сколько вы готовы отдать за искусство?», то теперь каждому участнику эксперимента предстоит самому для себя определить, что такое искусство – портрет собаки, натюрморт с чайником, яркая абстракция или что-то совсем иное?
– Раньше участник был ограничен в выборе жанра и предпочтениях. Я решил посмотреть, к чему приведет вседозволенность, что будет получаться на выходе — открытка или произведение, искусство или пошлость. Хочется просто понять, что есть искусство в представлении разных людей, – рассказал Сергей корреспонденту РИА «Воронеж».
– Современный художник, пытающийся выжить своим творчеством, не обеспокоен тем, поймет ли его зритель. Его волнует, будет ли произведение соответствовать канонам, диктуемым рынком. Его можно понять: всем хочется кушать. Я не исключение. Но твердить о свободе самовыражения и заниматься клонированием каких-нибудь бессмысленных треугольников, убеждая всех в своей треугольной одержимости, мне представляется невыносимо скучным занятием. Этой разновидности самовыражения я предпочитаю простую свободу. Собственно, об этом и проект,
Проект Сергей будет реализовывать в процессе двухмесячного весеннего путешествия, охватывающего Россию и одиннадцать европейских стран: Венгрию, Словению, Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию, Италию, Швецию, Норвегию и Финляндию.
– С одной стороны, экспозиция расскажет о том, каким должно быть произведение в представлении человека, не связанного с арт-индустрией. С другой — покажет, возможно ли установить взаимопонимание между зрителем и художником в результате отказа от свободы самовыражения последним в пользу первого,
Чтобы принять участие в проекте, нужно оставить заявку на сайте художника и затем оплатить заказ на краудфандинговой платформе. Как и в прошлом проекте Сергея, работа оценивается на усмотрение «мецената» – от 350 рублей (это примерная стоимость бумаги, материалов и марок на одну работу) до 8000 и более. Вознаграждение за любой заказ – одинаковое: даже в самом дешевом варианте можно выбрать любой стиль и тему, готовая работа в любом случае будет показана на выставке в Неаполе и затем отправлена почтой. «Излишки» пойдут на материалы, почтовые услуги и некоторые дорожные расходы.
– Роль влиятельного мецената достается любому, кто решает принять участие. Пошловатый заголовок намекает на вседозволенность. Как правило, заказчик и так не ограничен канонами актуальных форм самовыражения, но его воле обычно противостоит «эго творца». В данном случае художник готов довольствоваться ролью инструмента, станка, который можно настроить по собственному усмотрению. А что именно будет производить этот станок, зависит от вступившего в диалог,