, Панинский р-н
  • 28402

Воронежская ферма осетровых переехала в Панинский район

Бывшие зеки расширили производство рыбы ценных пород.
Воронежская ферма осетровых переехала в Панинский район Воронежская ферма осетровых переехала в Панинский район
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Неожиданные соседи – белуги и осетры – появились у плотвы и окуней одного из прудов Панинского района в середине сентября. Однако крупную рыбу запустили в особую отгороженную зону – 12 специальных садков длиной, шириной и глубиной по пять метров. Такой похожий на тюремный режим организовали редким рыбам бывшие заключенные из центра реабилитации бывших осужденных «Назорей». Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на необычной рыбной ферме, существующей уже пять лет.

Рыба

Мини-производство осетровых появилось в Воронежской области в 2009 году. Глава центра «Назорей» Анатолий Малахов и его единомышленники приспособили под рыбную ферму заброшенный коровник в селе Ямное. Вместо стойл здесь появились бассейны размером от 3 до 60 кв. м, в которых подрастали белуги и осетры.

По словам главного рыбовода предприятия Льва Думачева, аналогов ферме осетровых в Центральной России очень мало.

– Мы специально взялись за производство редкой рыбы. Карп (его в области продается за год почти 2 тыс. т) и толстолобик – это дело обычное, а осетровых в Воронежской области, по нашей информации, не разводят вообще.Даже во всем ЦФО таких ферм раз – два и обчелся. А привозной осетр – в основном с Урала – в наших магазинах стоит минимум 750 рублей за килограмм, а то и больше. По-хорошему, живой эту рыбу в специальных емкостях можно везти максимум три часа, то есть не более, чем на 200 км. Вот и подумайте, осетра или белугу какого качества мы можем купить сегодня в Воронеже.

На стороне рыбоводы покупают только икру. На ферме в специальном инкубаторе эксклюзивной (как говорят здесь – секретной) конструкции эта икра за считанные дни превращается в личику, потом – в малька. Вскоре эта «мелочь пузатая» отправляется в мини-бассейн и по мере роста перемещается в большие по размеру водоемы, пока не наберет 1,5-2 кг. При этом вес суточного корма осетра составляет примерно 20% от массы его тела.

Несколько лет выращенная в коровнике рыба продавалась маленькими партиями по 10-30 кг, но развивать производство в Ямном дальше стало довольно трудно.

Осетра и белугу можно подращивать и до 5 и до 10 кг, но площадь бывшего коровника и бассейнов, установленных в нем, сделать этого не позволяли – на квадратный метр площади водоема должно приходиться 10 килограммов живого веса рыбы.В небольших бассейнах просто стало тесно. Потому фермеры-рыбоводы и арендовали один из прудов Панинского района.

Пока пятиметровых садковздесь 12, но в следующем году будет уже 40. Каждый рассчитан примерно на 10 т рыбы ценных пород. Перевозили рыбу в двух специальных пластмассовых 800-литровых бочках в кузове «Газели». Чтобы осетру и белуге в дороге легко дышалось, в них был подведен шланг от компрессора.

Главная задача рыбоводов на новом месте – не дать рыбе сбежать из отведенной для них зоны.

– Все садки закрыты с боков и со дна специальной капроновой сеткой, чтобы рыба не ушла в пруд. В течение года здесь на берегу мы построим несколько помещений – в них разместится лаборатория по выращиванию молодняка, появится новое оборудование. Здесь же собираемся наладить производство черной икры. Хотим через несколько лет выйти на производство 100 т рыбы в год, чтобы в Воронежской области она стоила не более 400 рублей за килограмм – это мы все уже просчитали, – рассказал Лев Думачев.

Люди

Одним из тех, кто помогал устроить новую ферму в Панинском районе, был 31-летний Сергей Бобров, уроженец Ростовской области. Пару месяцев назад он освободился из колонии Ельца в Липецкой области, где отбывал четырехлетнее наказание.

– В садках сетка со всех сторон. Рыба будет тут – точно как на «зоне»: в пруд – на свободу – не вырвешься, а подрастет – пойдет на прилавок, – весело шутил он, таская осетров в бочках из машины в садок.

А для самого Сергея Боброва рыбная ферма «Назорея» стала шансом закрепиться в новой – свободной – жизни. Ехать ему после отсидки было некуда. Отец сгорел в своем доме, пока сын зону топтал, а другой родни никакой не осталось.

– Когда освобождался, от ребят узнал про «Назорей», приехал в Воронеж, меня приняли, дали работу. Сам я заядлый рыбак, в детстве на Дону с удочками все время просиживал. Нынешняя моя профессия, полученная в колонии – токарь-универсал.Но вряд ли меня с таким «багажом» кто примет на работу. А здесь я на воздухе целый день, за рыбами присматриваю, кормлю ее, смотрю, чтоб температура воды была нормальной. Мне все нравится. Понимаю, что эта рыба очень дорогая, выращиваем ее для небедных людей, но это для меня совсем другой мир, а мой сейчас тут – возле белуги и осетра, – рассказал он корреспондентам РИА «Воронеж».

По словам руководителя «Назорея», пока что за рыбой присматривают два человека. Зарплата их доходит до тысячи рублей в день. Когда ферма расширится, рыбному хозяйству понадобятся уже три десятка работников.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: