Сегодня, 8 декабря, в Воронеже стартовал двухдневный семинар Владимира Мартынова «Музыкальная антропология: человек на рубеже тысячелетий». Известный композитор, музыкант и философ рассказал студентам ВГАИ о развитии музыкальной науки.
– До определенного времени изучение музыки велось двумя науками: теорией музыки и историей музыки. Первая рассматривала, как ноты складываются в интервалы и аккорды, как пишутся симфонии, а как, допустим, романсы. История музыки изучала биографии композиторов, которые, несомненно, накладывали отпечаток на те произведения, которые они создавали. Этих двух наук было достаточно, потому что людям казалось, что вся музыка – единое поле. Однако это не так: музыка бывает совершенно разная – академическая, неакадемическая, старинная, современная. Кроме того, сначала появился джаз, а потом – рок-музыка, которая собирала стадионы. Стало ясно, что фольклорная музыка и современная, допустим, – два несообщающихся сосуда. Истории и теории музыки стало не хватать, потребовался новый род дискурса. Появилась музыкальная социология. Она не только вела некий бухучет, но и исследовала такие вопросы, как «что такое концерт?», «почему артисты выступают на сцене?», «Аида», сыгранная в итальянском театре и Дворце съездов – одинаковые ли это по восприятию произведения?», и прочие подобные вещи. Оказалось, что нельзя исследовать музыкальную форму саму по себе – нужно проанализировать социальную ситуацию, это форму породившую, – рассказал композитор.
По словам Мартынова, изучение музыки немыслимо без учета социологических, антропологических и теологических данных.
– Со временем и музыкальной социологии стало недостаточно. Появилась музыкальная антропология, которая стала заниматься исследованием человеческих типов, типов сознаний, которые предпочитают ту или иную музыку. К 60-м годам были признаны три антропологических типа: академической музыки, молодежной протестной музыки и традиционной музыки народов. Кроме того, исследователи стали изучать теологию музыки – каждая религия родила совершенно разную музыку. Обратите внимание на то, насколько разнятся лютеранские, православные и католические хоры.