Баянист Айдар Гайнуллин и виолончелист Борислав Струлев – музыканты не совсем обычные. Хотя оба они, в первую очередь, классические исполнители, каждый их концерт (а с недавних пор выступают дуэтом) – не чопорное воспроизведение известных мелодий, а настоящее шоу с почти хулиганскими импровизациями на всем знакомые темы. По словам музыкантов, таким образом они устраивают промо-кампанию классической музыке.
Кстати, интерес воронежцев к классике музыкантов удивил – как и сам Воронеж по сравнению с теми «ужасными местами», где им приходилось выступать.
– У вас прекрасный город! – заявили Айдар и Борислав на пресс-конференции накануне концерта. – На улицах чисто, уютно и еда – еда просто божественная! Вчера и сегодня мы ели уже раз двенадцать. И что нас поразило – у вас везде, в отеле, в ресторанах, в торговом центре звучит классическая музыка! Дети приходят попить кофе и слушают классику! Нет мата, нет шансона! Это невероятно, то, что вы тут делаете с этим вашим фестивалем. И все наши друзья здесь – Миша Майский, Юлик Рахлин…
Во время встречи музыканты травили байки, вызывая хохот и аплодисменты собравшихся, и бесстыдно нахваливали себя, превратив обычный разговор с журналистами в целое шоу.
– Мы выступали в лучших залах мира, перед королями и президентами, – заявил Айдар Гайнуллин. – Однажды ко мне подошла испанская королева и стала хвалить: «Айдар, как так вы можете играть с такой душой?» А я ее не узнал. Нет, она не была в маске. Это я был в шляпе, из-под которой ничего не видел. Только потом мне сказали.
Однако несмотря на несколько несерьезный тон, оба музыканта - действительно звезды с мировыми именами. Борислав Струлев выступает как академический и джазовый исполнитель. Он выступал в Kravis Center, Van Wezel Hall, Auditorio de Madrid, Auditorio de Leon, Suntory Hall в Токио и ведет обширную концертную деятельность по всему миру: США, Канада, Россия, Франция, Япония, Испания, страны Южной Америки, Южно-Африканская республика. Выступает с такими оркестрами, как Детройтский симфонический, Калифорнийский симфонический, Кельнский симфонический, симфонический оркестр Милуоки, камерный оркестр «Орфей», NO Tonkunstler Музыкального общества Вены в Musikverein, оркестр Мариинского театра, Виртуозы Москвы, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и многими другими.
Айдар Гайнуллин – баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств. С 2011 года является доцентом Carl-Philipp-Emanuel-Bach-Schule (Берлин), а также преподает в российской академии музыки имени Гнесиных. Музыка в исполнении Айдара Гайнуллина звучит в лучших концертных залах мира: в Большом зале Берлинской филармонии, зале Gaveau (Париж), зале Wigmore (Лондон), Concertgebouw (Амстердам), Kennedy Center (Вашингтон), Московском международном доме музыки, Государственном Кремлевском Дворце. Айдар является обладателем премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория», кинопремии на фестивале «Кинотавр» (2009) в номинации «Лучшая музыка к фильму» (за фильм Ивана Вырыпаева «Кислород»). Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, в том числе «Кубок мира» (Лондон-2001).
Оба музыканта рассказали, как начали играть на инструментах, сделавших их дуэт таким необычным.
– У меня старший брат учился в музыкальной школе, и я поступил туда во втором классе за ним, – рассказал Айдар. – Сначала никакого интереса к музыке у меня не было, но брат все время следил за тем, чтобы я занимался, и говорил: «Вот будешь хорошо заниматься, сможешь ездить с концертами по всему миру», и мне приходилось стараться. А потом родители купили мне баян, который стоил тогда, как «Волга». Они работали для этого на пяти работах, поназанимали у всех родственников – все думали, они сумасшедшие. И я не мог их разочаровать.
А Борислав Струлев стал виолончелистом по случайности. Когда мальчик из семьи музыкантов пришел поступать в музыкальную школу, оказалось, что мест на отделение фортепиано (куда его намеревались отдать родители), уже нет.
– Директор школы тогда сказал мне: «Вот есть скрипка, и есть виолончель. Подумай. Только имей в виду, если ты выберешь скрипку, тебе придется заниматься стоя, и все концерты играть стоя. А выберешь виолончель – будешь сидеть на стуле». И я быстро подумал и выбрал виолончель. Хотя для моих родителей это было что-то странное, – рассказал Борислав.
Вечер в парке рамонского замка был посвящен аргентинскому композитору Астору Пьяццолле, родоначальнику стиля nuevo tango, который поднял традиционное танго от танцевального жанра до уровня высокохудожественного музыкального произведения.
Кстати, несмотря на дорогие билеты на концерт (они стоили от 2000 до 5000 рублей), он собрал гораздо больше зрителей, чем предполагалось. Многие приехали без билетов, рассчитывая на то, что даже если попасть в парк не удастся, то за забором музыку будет слышно не хуже. В результате "зайцев" оказалось почти столько же, сколько и зрителей с билетами, причем многие из них расположились даже с большим комфортом: на привезенных с собой складных креслах, пенках и покрывалах, с шампанским, клубникой, печеньками и термосами.
Музыканты представили слушателям эффектную смесь из произведений самого «Великого Астора», его друга и ученика Ришара Гальяно, которого называют «Священным Монстром Джаза», а также собственных сочинений. Но даже те произведения, которые уже стали классикой своего жанра и хорошо знакомы многим слушателям, музыканты подали не в классическом виде, а в собственной неповторимой манере.
– Это неинтересно – играть Пьяццоллу, как он сам играл: ля-ля-ля, надо и свое что-то вкладывать, - рассказали музыканты. – На самом деле для того, чтобы заставить человека купить за 100 евро, 200 евро, да даже 2 евро билеты, выйти из дома, доехать до Карнеги-холла, до Воронежа, и два часа слушать артиста, нужна информация. Есть два типа слушателей – люди, которые идут для того, чтобы показать там кольцо, часы, или потому что Маша пошла тоже, и меломаны. И надо им что-то давать.