«Моряк наблюдает сюрреалистических обнаженных», «Папа на горшке рассматривает пару, занимающуюся любовью», «Художник с палитрой, рисующий обнаженную» – в Воронежском областном художественном музее им. Крамского открылась выставка «Пабло Пикассо. Искушение», серия рисунков из самого масштабного и откровенного графического цикла художника Suite 347, сделанного им в возрасте 87 лет.
Началом цикла стали откровенные иллюстрации к роману Фернандо Рохаса «Селестина». Роман был опубликован в Бургосе в 1499 году и рассказывает о жизни старой сводницы. Сделав 66 иллюстраций (они впоследствии были изданы отдельно), художник увлекся темой и сделал еще три сотни работ, в которых прослеживаются несколько тематических линий: здесь есть любовные сцены Рафаэля и его возлюбленной Форнарины, за которыми подглядывают Микеланджело и папа Юлий II, есть переработка известных картин Рембрандта, Мане, Дега, Веласкеса, Делакруа, сюжеты об отношениях художника и модели, цирке, театре – здесь словно подводится итог всем темам, которые Пикассо разрабатывал в течение жизни. На одном из рисунков запечатлена жена Пикассо Жаклин Рок – ее он когда-то изобразил на шаре, видимо, вспоминая собственную картину «голубого периода».
Поздний период творчества Пикассо часто называют «Бык зимой», сравнивая творческие силы художника с силами животного, запертого в стойле, напомнил куратор выставки, арт-директор московской компании «Артгит» Александр Щеляков.
– В этих фантазиях художник убегал от смерти, черпал в вымышленных страстях энергию для реальной жизни, пытался окружить себя хотя бы вымышленными героями – ведь его друзья умерли, интерес публики к нему как к гению и мэтру угас. Здесь нет ничего из личного опыта, это выдумки, ирония, доходящая до абсурда, так к ним и надо относиться. Художник очень явно иронизирует над героями и их эмоциями, это такой безудержный карнавал,
Впрочем, рассматривать работы и искать ассоциации посетителям выставки предложили самостоятельно – зато работы поместили в атмосферу, напоминающую то ли о кабаре, то ли о парижских улочках, то ли о будуаре француженки. Посреди зала расположились манекены в масках, стены и окна завесили блестящими портьерами винного цвета, из динамиков звучат французские песенки середины прошлого века, пахнет эфирными маслами.
– Экскурсии не будет, здесь она не нужна - работы очень эмоциональные и очень интимные, пусть каждый найдет в них что-то свое, – пояснил куратор выставки Александр Щеляков. – Мы постарались создать необычную атмосферу, чтобы было легче проникнуть в суть. Многие говорят, что выставка провокационная, откровенная - отрицать это мы не будем, но все же главное в ней – это эмоции. Попробуйте посмотреть на это, обратить внимание на то, как Пикассо пытается одной линией прорисовать несколько персонажей. Думаю, для многих посетителей будет интересно посмотреть на эту малознакомую грань творчества Пикассо.
Рассказывают, что на самой первой выставке офортов Пикассо в 1968 году вход зал был закрыт. На сегодняшней - ограничение 18+. Тем не менее в разных городах на экспозицию реагируют по-разному.
– Когда у нас шла выставка в Новосибирске, местный митрополит даже выступил с обращением к властям, чтобы выставку закрыли. Писали, что в этих рисунках "собраны все виды извращений", что на выставку детей возят автобусами (хотя вообще-то у нас стоит ограничение 18+), что дети стоят часами в очереди, в общем, много всего напридумывали. Это было за две недели до окончания выставки и народ, конечно, сразу понабежал смотреть. Нам пришлось даже выступить с официальным ответом и по словарю разъяснить значение слова "извращение".
Всего с 16 марта по 5 октября 1968 года Пикассо сделал 347 работ (это число и дало название циклу. С момента создания на протяжении нескольких десятилетий серия оставалась практически недоступной массовому зрителю в связи с эротическим характером рисунков и ограниченным тиражом. Оригинальные офорты были напечатаны в Париже в типографии братьев Кроммелинков всего в 50 экземплярах, после этого медные доски, с которых делались оттиски, были перечеркнуты. В полном объеме коллекция Suite 347 находится лишь в семи общедоступных музейных собраниях: в Музее Пикассо в Барселоне, Париже, Национальной библиотеке Франции, Институте Искусств Чикаго, Музее Людвига в Кельне, Музее Израиля в Иерусалиме и Готфрид Келлер Фонде в Швейцарии. Однако в 1990-е с уже напечатанных работ с разрешения и под наблюдением потомков Пикассо были сделаны копии в технике литографии – 105 таких литографий из собрания французского коллекционера и вошли в экспозицию «Искушение».
В Воронеже выставка будет работать до 9 февраля.