Сегодня, 28 ноября, в Воронежском областном художественном музее им. Крамского открылась выставка «Лев Бакст. В зените славы» – графика, посвященная миру русского балета начала ХХ века. Выставка дает полное представление об истории балета и театральных костюмах этого периода и открывает забытый и во многом непонятный сегодня мир, вкус и стиль той эпохи.
– Работам, которые сегодня выставляются в Воронеже, осенью этого года исполнилось ровно 100 лет, – рассказала хозяйка коллекции, сопредседатель Европейского культурного клуба Ирина Стежка. – 1913 год – это год, когда Лев Бакст находился в зените славы. Многие из своих работ он дарил, другие расходились по частным коллекциям, и тогда его друг Жан Кокто выступил с идеей: сделать гелиографии лучших эскизов и расписать их вручную в технике пошуар, чтобы собрать рисунки в одном месте, одной коллекции.
Техника пошуар (pochoire) в начале ХХ века была очень популярна при создании авторских альбомов, ею пользовались многие известные художники: Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, авангардисты Наталья Гончарова и Михаил Ларионов в дорогих и малотиражных проектах, которые предназначались для музеев, библиотек, коллекционеров. Трафарет изготавливали из тонкой медной пластины путем её травления кислотой, как в офорте. В результате художник получал при «раскрашивании» своих работ не только локальные пятна, но и красивые тонкие линии. Таким способом можно было изготовить сразу много работ, и все они были оригинальными работами автора, а не копиями.
Тогда, в 1913 году, Лев Бакст изготовил около восьми десятков гелиогравюр – правда, раскрасил лишь около пятидесяти, другие так и остались черно-белым продолжением серии. Почти все экземпляры попали в музеи или известные библиотеки, такие как библиотека Конгресса США или бибиотека университета Сорбонны. Коллекционерам перепала лишь небольшая часть.
В Воронеже сейчас экспонируются 68 работ из этой серии. Все они находятся в частной коллекции сопредседателя Европейского культурного клуба, арт-консультанта из Германии Ирины Стежка.
В экспозиции — костюмы и декорации Льва Бакста к спектаклям «Русского балета» Сергея Дягилева и других ведущих театров мира: «Шехерезада», «Нарцисс», «Жар-птица», «Пери», «Мученичество святого Себастьяна», «Ориенталии», «Голубой бог», «Тамара», «Дафнис и Хлоя», «Саломея», «Бабочки», «Карнавал».
В Россию эта коллекция впервые попала летом этого года. Как рассказал директор музея им. Крамского Владимир Добромиров, воронежцы вели переговоры о том, чтобы наш город первым в стране принял коллекцию эскизов Бакста. Но в итоге Воронеж оказался лишь третьим в списке – в мае коллекция прибыла в Пензу, затем отправилась в Тамбов. Из Воронежа коллекция переместится в Белгород, затем в Рязань и к концу следующего года прибудет в Смоленск, где и завершит свое российское путешествие.
В Воронеже гелиогравюры Бакста экспонируются одновременно с эротическими рисунками Пикассо и работами Юрия Купера – однако Ирина Стежка уверена, что от такого соседства они ничуть не проигрывают.
– Сейчас стало модно ходить в музеи, люди идут на Дали, на Пикассо и часто возвращаются с выставки со сложными чувствами – вроде бы и великий художник, а какие-то лица перекошенные, ничего не понятно. Бакст – это как раз тот редкий случай, когда все и красиво, и понятно,
Кстати, работы Бакста в свое время оценили не только любители живописи и театра. Вдохновившись его декорациями к дягилевским «Русским сезонам», король французской моды 1910-х годов Поль Пуаре совершил революцию в моде, избавив женщин от корсетов и подарив им яркие восточные наряды. Те самые шаровары, обнаженные тела, едва прикрытые прозрачным тюлем и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения оранжевого с зеленым, лилового с малиновым, синего с золотым, которые когда-то вдохновили моду целой эпохи, в эскизах Бакста можно увидеть в первоисточнике.
В Воронеже выставка продлится до 12 января.