Сегодня, 21 февраля, в областном Доме журналистов состоялся первый региональный конкурс на звание самого грамотного журналиста. Организаторы приурочили его ко Дню родного языка.
Участникам предложили написать диктант и пройти тест на знание норм орфоэпии и орфографии.
В итоге самым грамотным журналистом Воронежа признали Наталью Виноградову из городской газеты «Время Культуры».
– Я шла на диктант, чтобы доказать, что не все журналисты безграмотны, – призналась Наталья. – Ну и просто поучаствовать в таком конкурсе интересно, тем более в День русского языка. Это очень хороший и важный праздник. Честно говоря, я все-таки допустила две ошибки в орфоэпии. Но какие – не скажу!
Журналист РИА «Воронеж» Галина Саубанова заняла в конкурсе второе место.
– Я отправилась на конкурс, потому что с детьми все время занимаюсь школьными уроками. Сама давно не писала диктант – захотелось вернуться в детство, – рассказала Галина.
Организатор конкурса, профессор филологического факультета ВГУ Иосиф Стернин рассказал, что подобные конкурсы филфак проводит часто – на курсах повышения квалификации, в Международный день борьбы с неграмотностью.
– Сегодняшний тест мы сделали коротким и емким, включив в него те наиболее распространенные ошибки, которые ни в коем случае не должны допускать журналисты, – пояснил Иосиф Абрамович.
После диктанта профессор филфака ВГУ Ольга Чарыкова рассказала о самых распространенных ошибках. По мнению профессора, в газетных, телевизионных и радийных материалах часто встречаются слова с неправильными значениями, например, роспись вместо подписи. Ольга Чарыкова пояснила, что роспись может быть только художественной, а зашифрованная фамилия человека называется исключительно подписью. Чарыкова напомнила, что слова, обозначающие обувь, в форме единственного числа – женского рода, например, кроссовка, туфля, сандалия, тапка, босоножка. Обуви мужского рода не так много – сапог, ботинок и унт, а вот кед и кеда – равноправные варианты. Также Чарыкова поделилась с корреспондентами, как легко запомнить правило «надеть-одеть»: «Одевай Надежду, надевай одежду».
– Самое главное – сомневаться! – призвала Ольга Чарыкова. – Пользуйтесь словарями или просто вбивайте непонятные слова в поисковик – интернет найдет ответ на любой вопрос.
Профессор Иосиф Стернин провел для участников конкурса мастер-класс «Лингвистическая безопасность журналиста». Филолог рассказал о случаях, когда на авторов или издания герои публикаций подают в суд за оскорбление.
– Большинство людей понимают оскорбление в бытовом значении – обиды. Назвали кого-то в тексте идиотом, и он подает в суд. На самом же деле идиот – это субъективное мнение об умственных качествах человека. А юридическое значение оскорбления – это указание на то, что человек нарушил моральные нормы или законы. Вот если вы назвали кого-нибудь вором без доказательств, то это будет считаться оскорблением, за которое можно покарать по закону. Но и тут есть хитрости. Например, фраза «Он самый настоящий вор!» будет признана оскорблением, а фраза «Ну не вор ли он после этого?» – мнением, за которое никто не сможет наказать.
Профессор Стернин посоветовал журналистам использовать маркеры «по моему мнению», «как считает наша редакция», «по нашим оценкам», «с нашей точки зрения», чтобы избегать подобных исков.