На днях Воронеж впервые посетил величайший рок-гитарист современности, ученик Фрэнка Заппы и трехкратный обладатель «Грэмми» Стив Вай. Как и большинство иностранных музыкантов, трепетно относящихся к подготовке своих шоу, Стив прибыл к нам заранее, и в общей сложности провелв городе три дня. Не без приключений.
Сначала авиакомпания, которой должны были лететь музыканты из Москвы, отменила рейс до Воронежа, пришлось сдавать билеты и в срочном порядке подыскивать другого перевозчика. А приземлившись в столице Черноземья, артистов поджидал еще один сюрприз: они не сразу смогли найти свой багаж. Из-за ведущихся ремонтных работ в здании аэровокзала, багажное отделение сейчас закрыто, и вещи пассажиров сгружают в импровизированную полиэтиленовую палатку. Когда Стив обнаружил, где свалены все его дорогущие «малышки» (так маэстро называет свои любимые гитары), он, мягко говоря, обалдел. Другая звезда, может, закатила бы на этот счет истерику, но только не мистер Вай. Он преспокойно достал телефон и, с улыбкой на лице, начал фотографировать все это безобразие на камеру. Сказал, что хочет показать снимки младшему сыну, который остался дома (старший, Файер, гастролирует с отцом, подрабатывая в коллективе техником, - прим. РИА «Воронеж»).
Стив вообще оказался очень демократичным. По словам организаторов концерта, музыкант не доставил им никаких хлопот: он не требовал лимузинов, кучи охраны и экзотических яств, как некоторые наши звезды. Кстати, питался артист ну совсем скромно: на завтрак – кусочек хлеба (Стив - вегетарианец, выпечку ему готовили без добавления масла и яиц, - прим. РИА «Воронеж»), в обед мог съесть несколько миндальных орешков, а ужин пропустить вовсе. Между тем, 53-летний рокер находится в прекрасной физической форме: это оценила не только публика на концерте, но и посетители одного из воронежских фитнес-центров, куда великий гитарист заходил потягать штангу.
Единственным «оригинальным» пунктом в райдере Вая значилось ковровое покрытие для сцены – на случай, если полы окажутся скользкими. Кто-то из сотрудников притащил свой старый ковер, некогда служивший главным украшением стены в его квартире, и тот весьма гармонично вписался в минималистический стиль концертной площадки.
Среди персонала отеля, где Стив Вай проживал, наверное, не осталось ни одного человека, кому он не дал автограф или не сфотографировался. Все отметили его бесконечное терпение, открытость и дружелюбие. Равно как и на автограф-сессии, которую Стив провел в пабе «O’Hara» накануне шоу. Желающих заполучить памятный росчерк собрался полный зал, многие принесли с собой гитары. Маэстро расписался на всех, включая игрушечную, ее протянул мальчонка лет пяти. Кто был силен в английском, задавал музыканту вопросы, даже сугубо профессиональные – про вибрато, свип и работу рычагом – прозвучали. Все технические моменты Стив пообещал продемонстрировать на концерте, заинтриговав поклонников «клевым сюрпризом», который ждет кое-кого из зрителей.
В день выступления маэстро попросил горничных не пылесосить номер, ему требовалась полная тишина, чтобы сконцентрироваться на предстоящей игре. За медитацией, а это обязательный ритуал Стива Вая, он провел около шести часов.
Медитация, или какие-то другие божественные силы помогли, но то, что вечером устроил на сцене Event-Hall великолепный мистер Вай со своими «малышками», трудно поддается описанию. Этот «шестиструнный самурай» демонстрировал какие-то нечеловеческие возможности музыкальной эквилибристики гитарой и нотами. Почти три часа он безудержно бегал по площадке, меняя инструменты, как перчатки. Играл на гитаре, держа ее над головой, за спиной, зажав коленями и, как апогей трюкового мастерства - губами, языком и даже зубами – будто бы пробуя на вкус изысканный заморский плод. Он мог и не касаться пальцами струн – просто дул на гриф – и гитара удивительным образом отвечала ему невообразимыми полутонами звуков.
Но все эти музыкальные фокусы, конечно, казались развлечением по сравнению с той самой легендарной скоростной игрой Стива на высоких нотах и стремительной пробежкой пальцев по самому низу грифа – за что, собственно, его и ценят гурманы. Да и вообще, все выступление напоминало такой хороший, полноценный урок по истории и теории музыки, где слились воедино романтические баллады и величественные гимны, кельтские мотивы и роковые риффы, классическая академическая музыка и концерт для электрогитары. По сути, можно было наблюдать лишь за пальцами гения, не отвлекаясь ни на что другое. Впрочем, ничего и не отвлекало, так как дополнительной мишуры из бутафории и декораций (кроме вышеупомянутого советского ковра), по счастью, на сцене не было. А забавные костюмы Стива (переодевался он раза три или четыре) только добавляли задора шоу.
Про первый наряд из цветастых шелковых штаников сам музыкант пошутил, что надел его, потому что слегка приболел, а только больной на всю голову человек мог выбрать такой костюм. Или певец Принц. Народ дружно посмеялся. А в предпоследнем одеянии с мигающими лампочками и лазерными лучами, исходившими прямо из пальцев, Вай чем-то напомнил Дарта Вейдера из «Звездных войн».
На болезнь, точнее - простуженное горло, артист ссылался еще несколько раз за вечер и в вокальных композициях очень сильно извинялся за неидеально звучавший голос. Но зрители, похоже, этого и не заметили, ведь в творчестве гениального Вая слова особо не нужны, он все передает посредством музыки и эмоций.
В плане эмоциональности и харизмы не отставала от своего предводителя и его команда: темнокожий басист, спрятавшийся под копной дредов, упорно наяривал глухие ритмы, второй гитарист дважды удостаивался чести сыграть акустические вещи, ну а молодой и весьма симпатичный барабанщик Джереми Колсон вообще стал чуть ли не главным героем вечера. Ну, после Стива Вая, разумеется.
Припозднившийся в перерыве ударник, на замечание Стива «уволю на фиг!», иронично ответил, что тогда коллектив лишится целого оркестра – ведь он, несмотря на младые годы, умеет извлекать звуки из чего угодно. В качестве доказательства ассистенты тут же выкатили на сцену самую обыкновенную продуктовую тележку и установили пирамидкой два стула.Джереми ловко занял позицию и принялся с таким азартом отбивать ритм по импровизированной установке, что зал, да и сам Стив рты раскрыли от удивления. Но и этого ударнику показалось мало: наигравшись с тележкой, он начал барабанить по полу, а в довесок прошелся палочками по святая-святых - гитаре своего «шефа».
– Народ, не волнуйтесь, моя «крошка» цела! – посмеялся Стив над дурацкой выходкой ударника.
Как и обещалось на автограф-сессии, в финале поклонников ждал сюрприз: интерактив с самим Стивом Ваем! На призыв рокера сыграть с ним на одной сцене, из зала вызвались несколько смельчаков. Особенно Стив обрадовался самому юному участнику, даже на корточки присел, чтобы разговор проходил «на равных». Артист раздал всем задания – придумать партии для баса, гитары и ударных. Словом, чистой воды импровизация! Имитируя звуки обозначенных инструментов, каждый получил свою минуту славы. А с маленьким зрителем виртуоз еще и в две руки сыграл. Но больше всех повезло новоиспеченному «барабанщику»: увидев, как парень нагло взгромоздился за его установку, да еще натурально стучит по тарелкам, Джереми Колсон решил сложить с себя полномочия. И, театрально помахав Стиву ручкой, плюхнулся на стул рядом с приглашенной воронежской ритм-секцией. А молодой человек тем временем закончил сольную партию и буквально вымолил у Вая право побарабанить еще. Добряга Стив позволил ему подыграть целую композицию! (Позднее выяснится, что «наглец» - выпускник Воронежского музыкального училища по классу ударных инструментов, актер столичного театра Луны Алексей Секирин. Телеаудитории он знаком по сериалу «Счастливы вместе», где сыграл роль соседа Жени).
Публика вызывала Стива Вая на «бис». Музыкант, конечно же, вышел. И сыграл не только на сцене, но и немножко в зрительном зале. Потом еще долго благодарил воронежцев за прием, кланялся, раздаривал медиаторы. Отдельное спасибо произнес в адрес организаторов, авторитетно заявив, что по техническому оснащению это был лучший концерт в его нынешнем российском туре.