В пятницу, 18 октября, в Воронеже прошел камерный концерт композитора Владимира Мартынова – минималиста, концептуалиста, философа и писателя. Специалисты называют Владимира Мартынова самым влиятельным современным российским композитором. Неспециалистам он знаком по музыке к фильму «Остров» Павла Лунгина, «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Михайло Ломоносов» и еще десяткам фильмов, театральных постановок и мультфильмов.
В Воронеж Владимир Мартынов приехал в рамках фестиваля современного искусства «Панорама музыки России в Воронеже», посвященного 75-летию воронежской организации «Союза композиторов России». Концерт в Доме композиторов начался как творческая встреча с Мартыновым – он немного рассказал о минималистской музыке и о том, как ее следует воспринимать.
– В первую минуту минималистская музыка обычно всем нравится, что-то такое там играет, во вторую минуту возникает вопрос «и что дальше?», в третью уже начинает надоедать, но вот если вы переживете четвертую, то потом наступает катарсис. И это зависит не от художника, не от меня, не я его устраиваю, в этом минималистская музыка сродни медитации, молитвенному пению или буддийским мантрам.
По словам композитора, воспринимать минимализм может не каждый – но не каждому это и нужно.
– Есть такое предание, что когда на Голгофе стали вести раскопки, чтобы откопать крест, на котором распяли Христа, то нашлись три креста, два из них принадлежали разбойникам. И вот члены экспедиции, назовем их так, стали гадать, какой же из крестов тот самый? А мимо как раз шла похоронная процессия, и тогда они возложили покойника на эти три креста по очереди. И на том самом кресте он воскрес. И вот минималистская музыка – она как кресты в той легенде, а покойник тут – это ваше внимание. Либо оно воскреснет, либо может оказаться так, что факир был пьян и фокус не удался. Ну тут уж ничего не поделаешь.
Затем Владимир Мартынов исполнил Opus Prenatum – произведение 1993 года, строящееся, как и почти любое минималистское произведение, на многократном повторе нескольких простых музыкальных фраз, и длящееся немногим более часа.
– Я сейчас буду исполнять произведение, которое длится в общей сложности час, а вы можете делать что хотите, – пояснил композитор. – Меня не обидит, если вы выйдете посреди моего исполнения или если вы заснете.
К слову, сдался спустя академический час только один слушатель. «Что-то между Глинкой и колокольным звоном, но я такого не понимаю», – заявил мужчина, выходя из зала.
Ожидается, что Владимир Мартынов снова приедет в Воронеж в начале ноября. С 1 по 5 ноября он проведет семинар для студентов ВГАИ и выступит вместе с ансамблем Opus Posth Татьяны Гринденко.