В Воронеже продолжается фестиваль «Джазовая провинция». Вчера, в третий день фестиваля, в книжном клубе «Петровский» выступили эстонские музыканты Oleg Pissarenko Band. Накануне они дали большой концерт в филаромонии, а в «Петровском» устроили камерную творческую встречу для поклонников музыкального минимализма. С истинно эстонским темпераментом за час музыканты исполнили всего четыре произведения, зато поговорили о Боге, о творчестве, о теории струн и о кошках. При этом каждая из этих тем была так или иначе привязана к композициям, которые играли музыканты. В итоге вся встреча превратилась в один философский разговор, где музыканты и слушатели разговаривали то на русском языке, то на эстонском, но изъяснялись с помощью музыки.
Вечер начался песней с новой пластинки Oleg Pissarenko Band «Кто ты есть?» (по-эстонски это звучит KES SA OLED).
– Может, кто-то здесь хочет ответить на этот вопрос? – обратился лидер группы Олег Писаренко к залу?
– Я думаю, никто не скажет точно. Обычно человек говорит: «Я бухгалтер, мне столько-то лет». Но это только маленький процент его личности, думаю, никто до конца не знает, кто он есть, – поделилась мыслями девушка из второго ряда.
– Я тоже затрудняюсь ответить, но мне очень понравился ваш ответ, – закивал головой Олег Писаренко. – Я могу сказать, что я музыкант, например, но что это скажет вам? Музыкантов много. Меня зовут Олег Писаренко - но в Полтаве, например, есть еще один Олег Писаренко, он играет на баяне. Я отец, у меня есть сын Петер, ему 10 лет. Или я бизнесмен, или учитель, или ученик, или журналист - я делаю передачи на радио в Тарту, или я чиновник, или я творческая личность, ведь я пишу композиции, или я гитарист - умею играть на гитаре, даже некоторые аккорды выучил…
Рассказав о себе, Олег Писаренко представил музыкантов своего квартета –– правда, на этот вечер он превратился в трио. В «Петровский» приехали пианист Раун Юрикас и ударник Ахто Абнер, а басист Михель Мaлганд, которому пришлось срочно вернуться в Таллин, присутствовал незримо, в виде гитары, которую выставили посреди сцены.
Следующей темой стала «песня про кошку».
– Она посвящена кошке, потому что один раз посмотрел на этого зверя, и мне стало завидно, насколько естественная жизнь у этого создания, – пояснил Олег Писаренко. – Песня называется «Творение» или «Создание», не знаю, как лучше перевести. Но, посмотрев сегодня в зеркало, я понял, что я не кот. Может быть, мы слишком глубоко уходим в тему, и у вас есть вопросы попроще?
Вопросом попроще стал вопрос, как музыканты Oleg Pissarenko Band начали свою дорогу в джазе.
– Сначала мы познакомились, – сообщил фронетмен группы. – Мы познакомились в музучилище в Таллине, это было в 90-е. Потом закончили училище и разошлись, занимались каждый своим. В 2003 записали первую пластинку, и нам это понравилось, мы записали вторую. Теперь их четыре. Нас в этом поддерживает министерство культуры Эстонии. Как-то ценят в Эстонии культуру. Для маленькой страны это очень важно. А куда это все дойдет? Не имею представления. Я сегодня уже отвечал на вопрос, есть ли у меня цель выступить в Лондоне, Париже? Нет, я не идеализирую какую-то страну. Я не думаю, что, если там больше денег, там и культура лучше. Я считаю, что культура должна быть везде: и в деревнях, и в городах, и в России, и в Эстонии. Я не стремлюсь продать себя какой-то большой звукозаписывающей фирме. Для молодого музыканта это значит, что придется ходить на сцену, как на работу. Кто-то с этим справляется, но для нас лучше так - мы даже вкладываем собственные деньги в записи пластинок.
– Эстония, как и вся Скандинавия, известна своим темпераментом, таким… философичным. А как вы пришли к тому, что есть, к минимализму? Наверное же, многое переиграли и пришли от сложного к простому, от философских воззрений? – прозвучал еще один вопрос из зала.
– Да, мы горячие эстонские парни, – ответил Олег Писаренко. – Естественно, мы переиграли и МакЛафлина, и Скофилда, все, что можно назвать гитарной классикой, и скандинавский джаз, и клубную музыку. Но я не претендую на то, что я до чего-то дошел и что-то нашел. Я считаю, что надо всю жизнь находиться в поисках и что-то искать. Это очень грустное чувство, когда ты что-то нашел. Я думаю, наша следующая пластинка будет совсем другая. Дело ведь в том, что я еще и педагог, я учу молодых гитаристов, и не могу сказать своим ученикам: «Играй два аккорда и все, больше тебе не надо». Нет, я учу их разному. Надо пройти всю музыку и найти в ней себя. В данный момент мы находимся на этом этапе, мы ощущаем себя так, нам подходит эта музыка. Я пытаюсь достичь такого состояния, когда я просто нахожусь в музыке и когда мне все равно уже, что вы скажете или почему в третьем ряду кто-то смотрит на телефон.
– Какой у вас стимул к творчеству, зачем вы это делаете?
– Ха-ха, может быть, мы назовем следующую пластинку «Зачем». Если серьезно отвечать, то стимул – это стремление ответить на какие-то вопросы, какой-то вопрос поднять - не то, что в мировом масштабе, а для своей публики, своих друзей. Вот я вам сейчас предлагаю: давайте подумаем. Это самое важное. Кто-то делает это словами, я делаю это через музыку.