Чуть менее двух лет потребовалось карельской верфи деревянного судостроения «Варяг», чтобы воссоздать корабль-копию первого линкора «Гото Предестинация», который станет плавучим музеем и будет курсировать по водохранилищу между Чернавским и Вогрэсовским мостами.
Напомним, металлическое основание «Божьего Предвидения» изготавливали на судостроительном заводе в нашем Павловске. В конце июля понтон встал на якорь у Адмиралтейской площади. А вот деревянную часть – палубы, мачты и все «внутренности» – сделали в Карелии, на верфи «Варяг», предприятии, специализирующемся на строительстве деревянных судов, в том числе копий исторических кораблей.
- Несмотря на то, что у нас большой опыт, работать сложно над любым кораблем, потому что мы выпускаем не серийное производство, а штучный товар под заказ : кому-то нужен парусник, кому-то деревянная ладья. Но работать над «Гото Предестинацией», признаюсь, было труднее, чем над другими судами. Во-первых, этот линкор очень большой. Впервые в истории новой России делают парусник такого размера. Ни у кого нет ничего подобного, - рассказал РИА «Воронеж» по телефону директор верфи «Варяг» Павел Мартюков. - Так что Воронеж может подавать заявку в книгу рекордов! Во-вторых, этот корабль должен быть конструктором, но в то же время выглядеть монолитным, чтобы его можно было транспортировать в Воронеж, но чтобы никто из его гостей не догадался, что линкор когда-то разбирался на отдельные части.
Но самое сложное в данном случае, признался Павел Мартюков, - воссоздать историческую копию. «Одно дело построить голландское судно XVII века, совсем другое – когда у него есть конкретный прототип и его надо повторить», - отмечает судостроитель. Несмотря на то, что предшественник у будущего музея есть, данных об оригинальном линкоре оказалось не в избытке. К примеру, есть изображение «Гото Предестинации» в акварели, но детали на картине не прорисованы. А судостроителям было необходимо понять, что было внутри, что на палубе – вплоть до корабельного декора!
Вопросов масса. А Петр I, по проекту которого строился линкор, был человеком творческим. Прототип он взял английского корабля, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился,
-Главное отличие копии «Гото Предестинации» в том, что она выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе противопожарных. В то время, когда строили линкор Петра I, корабельных дубов в империи росло больше. Впрочем, с учетом современных средств защиты дерева сосна вполне может сравниться по качеству с дубом XVII-XVIII веков,- отмечает Павел Мартюков.
Копию петровского линейного корабля разобрали более чем на 30 секций, с 21 августа их начали переправлять в Воронеж на 12-метровых фурах. Чтобы перевезти деревянный корпус целиком, нужно 30 большегрузов. Около половины из них уже доставили части парусника в столицу Черноземья. На каждый рейс уходит почти два дня.
На сегодняшний день, 2 сентября, в Петрозаводске осталось демонтировать три секции. С отправкой последней фуры в Воронеж выйдет бригада, которая начнет монтировать корабль на месте. Предположительно, начнут сборку уже на следующей неделе.
Собирать парусник будут по одной секции. Сначала в Воронеж из Карелии приедет бригада из пяти мастеров, но постепенно количество судостроителей будет увеличиваться. «Гото Предестинацию» на верфи непосредственно строили 25 рабочих, около половины из них приедут, чтобы собрать линкор на Воронежском водохранилище.
Пока все идет, как и было запланировано. Теперь главное, чтобы сошлись деревянная и металлическая части. Но тут проблем не должно быть: проект разрабатывали по единому чертежу,
По его словам, основной монтаж ориентировочно будет сделан за месяц, но часть работ проведут позже. Например, в последнюю очередь будут стелить «чистовую» палубу, устанавливать окна-двери, вешать съемные детали. Несмотря на то, что прогнозы Павел Мартюков делает осторожно, директор отмечает: корабль планируют полностью закончить в этом году.