Минул год со дня смерти панк-музыканта Михаила Горшенева. Ночью, 19 июля, тысячи поклонников фронтмена «Короля и Шута» со всей страны почтили память кумира, в том числе в Воронеже. В клубе «Колизей», где в апреле 2013 года Михаил дал свой последний воронежский концерт, фанаты сказок в стиле «панк» собрались с цветами и свечами, чтобы послушать любимую музыку и отдать дань памяти великому музыканту. Были и слезы, и срывы, и ликование, и панк-угар со слэмами – все к месту. Главное, что не было равнодушия. Михаил его не любил больше всего. С красочной фотографии, утопающей в цветах, он смотрел со сцены и улыбался… Кто-то положил к портрету браслет, пачку сигарет и игральную карту Джокера… «Да, я с виду Шут, но в душе Король», – как пел когда-то сам Миша.
Клубный зал был заполнен почти битком - и это неудивительно, учитывая, сколько почитателей таланта Михаила Горшенева живет в нашем городе. Среди поклонников были и люди старшего поколения, некоторые даже привели своих детей. Кому-то посчастливилось побывать почти на всех воронежских концертах «Короля и Шута», кому-то – только на последнем. Были и те, кто вообще не видел музыканта вживую. Но все одинаково хорошо знали его творчество и дружно подпевали выступавшим командам.
Концерт начался с минуты молчания. После чего из темноты луч света выцепил одинокую фигуру с гитарой. Антон Шкильный, вокалист группы «Меньше Трепа!», представил свою акустическую программу. Первой же композицией – «Добрые люди»музыканту удалось создать в зале невероятно теплую атмосферу: люди были едины в своих порывах, жестах и словах. Кроме всеми любимых хитов «Короля и Шута», Антон исполнил несколько вещей из театрального проекта «TODD» – последнего детища Михаила Горшенева, а также настоящий раритет – «Соловьи. Утро».
У этой песни интересная судьба. Еще в начале 90-х Андрей Князев написал слова, а Михаил придумал музыку. Но так как в общую концепцию группы песня категорически не вписывалась, ее убрали в дальний ящик и вообще забыли. И только после Мишиной смерти Андрей вместе с Алексеем Горшеневым (родным братом Михаила) попытались восстановить композицию по наброскам, немного переписав слова. Так появилась песня «Боль». А недавно удалось найти оригинал, в котором звучит голос Михаила. Эта версия как раз и получила название «Соловьи. Утро».
Свою сольную программу Антон Шкильный весьма органично дополнил двумя дуэтами – с вокалистом «HammeRRage» Михаилом Белимовичем исполнил «Жизнь», а с Николаем Ерохиным из «Сказок Черного города» – «Коду». Появление последнего на сцене стало настоящим сюрпризом для зрителей. Николай Ерохин – единственный в Воронеже музыкант, который не только знал Михаила Горшенева лично, но и записал с ним совместную песню «Оборотень». Парень неоднократно признавался, что создал собственный коллектив под влиянием творчества «КиШа», а после смерти Михаила Горшенева сделал на груди татуировку с его портретом.
Во время сета «HammeRRage», выступавшего следом, на сцене стали происходить странные вещи. Сначала у басиста вдруг лопнула струна, а затем солист рассек губу. Биться ртом об микрофон у Михаила Белимовича, похоже, стало уже традицией – на предыдущих концертах, посвященных знаменитому тезке, юноша также калечился.
– Все нормально, ребят! Значит, Миха здесь! – заключил Белимович, вытирая проступившую кровь.
К выходу команд «GroTTesque» и «Реализм» от слез и лирики, ознаменовавшим старт вечера, не осталось и следа. Как в старые добрые времена, еще при жизни Михаила, под песни «КиШа» в зале начался панковский трэшс неизменным угарным слэмом. Эксцентричный вокалист «GroTTesque» Николай Сошников, хоть в этот раз и не баловался опасной бритвой (на прошлом концерте он таким образом обыграл фрагмент зонг-оперы «TODD»), все равно сумел сделать из своего выступления целое шоу. Зрители долго не отпускали группу со сцены, просили спеть еще и еще.
А коллектив «Реализм» удивил всех исполнением хита «Шар голубой», кавер на который когда-то очень оригинально записали «Король и Шут». Музыканты обеих команд отметили, что благодарны Михаилу Горшеневу за свое счастливое детство, ведь именно музыка «КиШа» помогла им развиваться как личностям и как артистам.
На протяжении всего мероприятия в зале стояла коробка для пожертвований – в нее уже много месяцев собираются деньги на установку памятника Михаилу Горшеневу в Воронеже. Пополнить «копилку» можно было также, купив сувенирную продукцию, – фенечки ручной работы и фотографии Михаила. Но особый интерес вызвал благотворительный аукцион, на который выставили три портрета, нарисованные поклонниками музыканта. Всего же в ходе концерта удалось выручить 11 800 рублей. Для возведения монумента осталось собрать еще 55 тысяч рублей.
«Год без легенды» завершился трогательным флешмобом. На улице, перед входом в клуб, на том самом месте, где в скором времени будет установлена скульптура, фанаты выложили из свечей надпись: «Миша жив!». А затем, под несмолкающие аплодисменты, отпустили в небо шарики с письмом. На листке ватмана, испещренном десятками посланий, воронежцы написали Михаилу слова благодарности за счастье, что дарил столько лет и за удивительное наследие – музыку, что оставил после себя. Потом еще было несколько песен под гитару и тихое прощание – с болью, горечью и мокрыми от слез глазами.