Самым ярким событием начала нынешней недели стало обнародование доклада «Воронежский пульс», подготовленного коллективом авторов под руководством ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова и посвященного возможной стратегии развития региональной культуры. Документ вызвал прямо противоположные отклики и стал причиной бурной дискуссии как в социальных сетях, так и в офлайне. Таким образом, его составители добились, как минимум, одной из заявленных целей: формирования дискуссионной среды, в которой местные деятели культуры могли бы открыто обсуждать проблемы и перспективы региональной культурной политики.
Презентация доклада проходила в два этапа. На первом, в понедельник, предварительная версия документа (окончательная будет сформирована через месяц по итогам общественной интернет-дискуссии) была представлена на суд губернатора Алексея Гордеева и членов областного правительства. Основной акцент презентации был сделан на символическом, социальном и просветительском потенциале воронежской культуры, а также тех непосредственных выгодах, которые могут принести региону вложения в культурную инфраструктуру. Тон обсуждению задал глава области, отметивший, что региону приходится «сражаться за то, чтобы к нам ехали жить и работать люди с высоким уровнем образования, профессионалы», а культура является одним из основных инструментов этой борьбы. По мнению авторов доклада, для модернизации культурной инфраструктуры региона необходимо увеличить бюджетные ассигнования в эту сферу на треть – с нынешних 2,2 млрд. рублей до 3 млрд. рублей. Причем речь шла не столько о вложениях «в новое строительство или «ремонт крыш», как сказано в докладе, сколько о финансировании открытых творческих конкурсов, повышение квалификации кадров, расширение региональной фестивальной программы. Резюмируя итоги презентации доклада, губернатор Алексей Гордеев признался, что многие его положения отвечают его видению будущего развития культурной сферы. Таким образом, доработанный «Воронежский пульс» вполне может превратиться в программный документ. «Главный вопрос сейчас к власти – как нам всю полученную информацию систематизировать и превратить в программно-целевой подход. Чтобы мы, расставив приоритеты, могли реализовать наши ресурсные, прежде всего, финансовые возможности максимально продуктивно», - отметил глава региона.
Однако методы модернизации (в частности, расширение поддержки современного искусства), которые были предложены авторами доклада «Воронежский пульс», не нашли понимания у некоторых деятелей культуры. Так, в ходе презентации доклада широкой общественности во вторник, 17 сентября, в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий в ответ на критику репертуарной политики со стороны эксперта группы Боякова, музыкального критика и продюсера Алексея Трифонова назвал выводы, изложенные в «Воронежском пульсе», «подтасовкой».
Опасения в том, что поверхностный подход к вопросам реформирования культурной сферы может разрушить имеющиеся культурные традиции, проверенные временем, разделяет и председатель Комитета Воронежской областной Думы по культуре и историческому наследию Воронежской областной Думы Александр Латушко. В комментарии РИА «Воронеж» он отметил, что для проведения взвешенной и продуманной реформы нужны ресурсы и время, которыми группа Боякова, вероятнее всего, не обладала.
Разошлись мнения экспертов и в вопросе о том, насколько компетентны были московские специалисты, приглашенные в область. Елена Ищенко признала, что у ряда представителей общественности возникло ощущение, что московские исследователи рассматривали региональную культуру, «как антропологи». Впрочем, сама чиновник такого отношения не разделяет. А краевед Ольга Рудева уверена, что москвичам удалось описать самую суть воронежской городской среды.
- Воронеж не провинция. Нам, воронежцам, надо осознать себя по-другому. Конечно, нужны новые бренды, это верная мысль, и этими брендами должно быть то, чего нет в других городах, - уверена она.
Впрочем, уже в первых отзывах о докладе пользователи социальных сетей назвали его «поверхностным и субъективным». Так, в одной из записей в сети Facebook отмечается, что «Воронежский пульс» упоминает печатные СМИ, не выходившие уже пять лет, и игнорирует некоторые издания, появившиеся совсем недавно.
Единственная часть доклада, которая практически не вызвала споров, касалась развития воронежского краеведения. Разделы «Воронежского пульса», касавшиеся проблем городской застройки и сохранения исторического облика города, подготовленные, в частности, краеведом и журналистом Павлом Поповым, получили наибольшее количество положительных отзывов в социальных сетях. «Невероятно сильным» назвал воронежское краеведение, особенно касающееся сохранения музыкальной южнорусской традиции, культурный антрополог, музеевед Олег Николаев. Однако, по его словам, львиная доля информации, собранной исследователями, пропадает втуне. «Когда я вхожу в интернет, я не вижу ничего, что подтверждает высокий уровень местного краеведения. Необходима публикация всех баз данных в интернете. Информации о музыкальном фольклоре в сети просто нет. А в ряде регионов это есть», - отметил он.
Известный российский блогер Антон Носик, один из фронтменов группы Боякова, выразил опасение, что формальный подход к оцифровке приведет к профанации работы в этом направлении.
- Когда оцифровка спускается властями сверху как задача каждому отдельному культурному учреждению, то все это превращается в сплошное воровство и головотяпство. Люди быстро поймут, как своровать на оборудовании и прочих вещах. Должны быть некие летучие отряды, которые владеют технологией, и их не нужно каждый раз заново обучать. Все это не будет работать без неравнодушных людей – нужны добровольцы, - считает Интернет-деятель.
Несмотря на продолжающиеся споры о роли, которую должен сыграть доклад группы Боякова в воронежской культуре, отношение к нему в целом сформировалось положительное.
- Я все-таки уверен, что доклад станет рецептом решения ряда проблем. Эта масштабная работа показывает: мы взяли быка за рога. Мы взялись за поводья, а значит, повозка поедет, - поделился с РИА «Воронеж» своими впечатлениями от презентации «Воронежского пульса» директор Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского Владимир Добромиров.
- То, что и эксперты потратили время, подготовили доклад, губернатор выслушал его, это вселяет надежду на перемены. Радует, что о проблемах хотя бы заговорили, - соглашается с ним краевед Ольга Рудева.
РИА «Воронеж» попросил ответить на вопрос, насколько доклад «Воронежский пульс» способен изменить ситуацию в культурной сфере региона, людей, которых непосредственно коснутся предложенные в нем решения. Их мнение читайте ЗДЕСЬ.