Презентация первой книги стихов воронежской поэтессы и филолога Лены Дудукиной прошла в книжном клубе «Петровский» в субботу, 21 февраля. Послушать ее стихи собралось более 70 воронежцев.
Небольшой, размером с планшет, дебютный поэтический сборник Лены Дудукиной «В этом городе» приятно держать в руках. Книга, оформленная в весенний зеленый цвет, сделана девчачьей компанией, без единого вмешательства мужчин. Иллюстрации – сестры Лены, Ольги Дудукиной, и художницы Марии Сычевой. Версткой занималась подруга автора, Ольга Базуева. Издание книжки стало возможно благодаря финансовой поддержке Союза российских писателей и его воронежского отделения – в лице поэтов Галины Умывакиной и Валентина Нервина.
Свой дебютный поэтический сборник Лена посвятила своему другу – Леониду Диденко (Роджеру), журналисту, одному из создателей арт-группы «Квадрат». Памяти Леонида посвятили и поэтический вечер в честь презентации книги. Его слова о творчестве Лены Дудукиной стали аннотацией к ее книге: «Лена Дудукина – экспрессивный фотограф слова. Попасться ей на глаза – большое несчастье: вставит в один смысловой ряд с «пирамидальными тополями» и «свинцовой водой водохранки», и вы останетесь в этом ее личном Воронеже навсегда. И больше не попадете ни на Бали, ни в Рио-де-Жанейро, разве что их сама Дудукина устроит в Воронеже».
В поэтическом вечере приняли участие воронежские поэты Галина Умывакина, Валентин Нервин, Полина Синева, Вера Сафонова, Родион Прилепин, художник и скульптор Сергей Горшков и гости из Москвы – поэт и художник Дана Сидерос и режиссер, поэт Дина Баринова. Из уст каждого из них стихи Дудукиной звучат по-особому. И если бы не маленькая зеленая книжечка в их руках, кажется, что поэты читают что-то свое. Стихотворение «Город не прав» – гимн оппозиции – Родион Прилепин читает почти речитативом, жестко, по-мужски, оставляя зрителя в раздумьях: неужели это написала девушка?
Город неправ – потому что он весь пропах
выхлопными газами автозаков,
потому что сотни людей получают в пах,
потому что повод к этому одинаков:
властям не нравится, как мы выглядим, говорим,
как мы мыслим и как призываем к ответу
их, на наши налоги летающих в Амстер, в Рим
и вообще по свету.
В этом городе, как и в любом другом,
есть суды, не заслуживающие веры,
прокуратура, полиция, демон
по кличке «ОМОН»,
только граждан как будто нету...
Книга «В этом городе» насыщена воронежскими реалиями («Нынче я обитаю в городе со свинцовой водой водоохранки»), но она не только о Воронеже. В сборник вошли стихи, написанные в родном городе Лены Владимире, в Москве, Санкт-Петербурге
Водонапорные зеленые
в рост человеческий колонки.
Складные уличные стульчики,
не представимые в России.
В декабрьской кутерьме рождественской –
глинтвейн и белые сосиски.
Раздельный сбор отходов. С этого
и начинается Германия…
История поэта Лены Дудукиной началась в 12 лет – именно тогда девочка написала свое первое стихотворение «Осень». Дальше был типичный путь поэта-филолога: занятия в поэтической студии, чуть позже – учеба на филологическом факультете, диплом по творчеству Иосифа Бродского. Среди любимых поэтов Лены он занимает первое место. Продолжает список поэтических авторитетов Анна Ахматова, Франсуа Вийон, Райнер Мария Рильке, Юрий Левитанский и целый ряд наших современников – Елена Фанайлова, Инна Кабыш, Андрей Родионов... По словам Лены Дудукиной, поэтические вечера в последние годы становятся все более модными. А современный поэт обязан не только хорошо выглядеть, но и уметь читать свои стихи под музыку (как это делает, например, Родион Прилепин).
– В 15-16 лет я стала заниматься в литературной студии. Быть поэтом в то время значило расписаться в собственной странности и маргинальности, – вспоминает Лена Дудукина. – В то время как остальные школьники по пятницам ходили на дискотеки, мы занимались в поэтической студии. Это сейчас каждый третий пишет стихи и выступает. Но мы уже тогда знали, что это когда-нибудь случится, что к поэзии будет всплеск интереса. Мы стали гумусом, который не позволяет поэтической традиции прерываться.
Долгое время Дудукина занималась правозащитной деятельностью. Поэтому неудивительно, что многие стихи в книге посвящены известным советским правозащитникам: Наталье Горбаневской, Александру Есенину-Вольпину («Сын поэта»), Андрею Сахарову («День диссидента. Читать 22 января»).
...Диссидентство — инакомыслие,
восприимчивость к разным инакостям.
Ответ большинству на повальные глупости.
Ты становишься диссидентом, даже зная,
что этот ответ прозвучит вотще,
если становишься им вообще.
Лирика Лены Дудукиной насыщена интернет-реалиям
Итак, проходит несколько лет,
я умнею, кожа моя стареет,
зубы мои подтачивает зараза пародонтит,
Я намного больше в стихах и в сексе
теперь умею.
От выяснения отношений меня мутит.
Поэтесса отмечает парадоксальную в век гаджетов и компьютерных технологий болезнь человечества – одиночество, и ностальгирует по времени до изобретения соцсетей:
Мы есть друг у друга в твиттере,
фэйсбуке и во вконтакте,
мы друг у друга в сотовых,
в скайпе и даже в мыле.
Нас нет друг у друга в офисе,
ни в кухне и ни в кровати,
в приятельской нет компании.
А хочется, чтобы мы были.
Трудно не согласиться с тем, что любовная и интимная лирика требует определенной смелости, особенно, если поэт читает ее на публику. Многие увидят в этом любование эксгибициониста, который «раздевает» свою душу.
– Я помню слова руководителя литературной студии Владимира Краковского во Владимире, он говорил: «За настоящие стихи должно быть немножко стыдно», – рассказывает Лена Дудукина. – Должны ли знать описанные в твоих стихах подробности личной жизни кто-то еще, кроме близкого круга друзей? Ты пишешь из материала, который находится внутри себя, и это сродни оголению. Но дело в том, что я экстраверт, и открываться для меня – естественное состояние. А вот закрываться, медитировать, быть в одиночестве – это то, чему я сейчас учусь.
Поэзия для Лены Дудукиной – это, скорее, сеанс психоанализа. Друзья знают девушку как оптимиста, никого не обременяющую своими проблемами. В то же время в стихах сквозит отчаяние и нескрываемый пессимизм, связанный не только с потерями близких и больничными воспоминаниями детства, но и экзистенциальной проблемой – непонятостью. В этом случае становится ясно, почему поэт Лена Дудукина то и дело вынашивает планы удрать с планеты Земля и отправиться в межзвездное путешествие – на поиски добра и взаимопонимания.
На меня такое находит редко,
но хочется дернуть с этой планетки,
вернуться на родину, где, конечно,
не в моде злоба, тоска и ветошь –
в почете таланты и россыпь света.
По ощущениям, это где-то
не в этой Галактике, вообще-то…
С утра рифмую под нос упрямо
Стишок почти что по Мандельштаму:
«Пусти отсюда меня, планета…».