Выставка «Ветхий Вечный» открылась на третьем этаже музея им. И. Н. Крамского в четверг, 13 октября. Она проводится в рамках «Дней Израиля в Воронеже». Ее посетила делегация представителей Посольства Государства Израиль в Российской Федерации. Вместе с гостями картины оценили и корреспонденты РИА «Воронеж».

Просветительский проект объединил живописные и графические произведения XVI–XX вв., иллюстрирующих сюжеты Ветхого Завета. Все работы – из собрания музея им. И. Н. Крамского.

Полномочный министр, заместитель главы дипломатической миссии Государства Израиль в Российской Федерации Ронен Краус отметил, что «Дни Израиля», помимо Воронежа, проходят еще в трех российских городах – Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

– У нас многолетнее сотрудничество с Воронежем, и мы очень рады продолжать его. В этот раз мы подарили в воронежскую библиотеку книги, открыли выставку, привезли в Воронеж израильские фильмы. Спасибо всем нашим воронежским коллегам, которые организовали великолепные «Дни Израиля», – отметил Ронен Краус.

В экспозиции представлены подлинные живописные произведения мастеров голландской школы XVI–XVII вв. Среди них – картины Гиллиса Мосгарта «Семья Еноха», Ромбаута ван Тройена «Пейзаж со сценами бегства семьи Лота из Содома», Леонарта Брамера «Триумф Давида». Все – подлинники.

Помимо них, зрители увидят около 30 репродукционных гравюр. Их авторы – ведущие художники-граверы Италии, Франции, Англии XVII–XX вв. Свои работы они выполнили по известным произведениям Рафаэля, Артемизии Джентилески, Рубенса, Рембрандта, Ангелики Кауфман.

Большинство этих работ посетители пока не видели – они хранились в фондах музея. В постоянной экспозиции были представлены только три живописные картины.

– Все графические произведения, печатные оттиски мы выставляем впервые. Зрителям они были неизвестны и недоступны, – подчеркнула старший научный сотрудник музея им. Крамского Валерия Меремьянина.

Почти рядом с каждой гравюрой можно увидеть репродукцию живописного оригинала, с которого и был сделан оттиск. Рядом – выдержки из Ветхого Завета, которые описывают сюжеты, изображенные на картинах и гравюрах.

Валерия Меремьянина отметила, что представленные на выставке работы – не иллюстрации к Ветхому Завету, а художественные образы. Причем многие граверы по-разному воспринимали один и тот же ветхозаветный образ. Пример тому – история целомудренной Сусанны, которая описана в «Книге пророка Даниила».

За добродетельной девушкой во время купания подглядывали два старца – старейшины, избранные судьями. Они стали домогаться Сусанны, угрожая обвинить ее в прелюбодеянии. Девушка отказалась удовлетворить желание похотливых стариков. Когда на ее крик прибежали люди, старцы обвинили девушку в прелюбодеянии с незнакомцем. За это невинную девушку приговорили к смерти, но от гибели ее спас пророк Даниил, который уличил обвинителей во лжи.

фото - музей Крамского
фото - музей Крамского

Историю о Сусанне художники XVI века рассматривали как возможность показать женскую наготу. К этому ветхозаветному сюжету не раз обращался фламандский художник Питер Пауль Рубенс. На его знаменитой картине «Сусанна и старцы» девушка изображена полностью обнаженной. По ней создал репродукционную копию гравер Эмиль Пьер Демезон.

Рядом зрители видят другую Сусанну – талантливой французской художницы Элоизы Лелуар. Сусанна совсем не похожа на ветхозаветную деву и одета по моде XIX века. Элоиза Лелуар была иллюстратором и работала с модными дамскими журналами того времени.

фото - музей Крамского
фото - музей Крамского

По-разному изображали граверы и другой ветхозаветный сюжет – историю встречи Ревекки и Элиэзера. Напомним, что Авраам отправил своего слугу Элиэзера в дальние края, чтобы он нашел для его сына Исаака невесту. Указать на избранницу Исаака должен был ангел. Однако, проделав трудный путь и остановившись у колодца, слуга взмолился, чтобы дева, предназначенная в жены Исааку, начерпала воды для всего каравана. Так и случилось: к нему подошла красивая молодая женщина Ревекка, которая принесла ему воду, а потом напоила водой и верблюдов.

Гравюра французского мастера XIX века Жана Пьера Мари Жазе выполнена по картине Ораса Верне «Ревекка у колодца» – на ней Ревекка дает Элиэзеру выпить воды из кувшина. Другой мастер – Эрнесто Манкастроппа – изобразил портрет Ревекки. Здесь Ревекка смеется и не опускает взгляд вниз. Эта гравюра была написана по картине Арменизе «Ревекка».

Среди необычных и редких гравюр – цветная литография «Продажа Иосифа» британского художника Джона Мерфи. Оттиск сделан с одноименного оригинала Ангелики Кауфман. Для создания каждого отдельного цвета художник изготавливал отдельную печатную форму. Всего для создания гравюры ему потребовалось до 20 печатных досок разных цветов. Это очень трудоемкая работа.

– На выставке можно увидеть и офорты. Рисунок в этом случае делается на медной пластине. Есть и ксилография. В этом случае оттиск на бумаге делается с деревянной печатной формы. Кстати, граверы не всегда выполняли работу сами – часто они нанимали профессиональных рисовальщиков, в основном – итальянских художников, – заметила Валерия Меремьянина.

На выставке представлена и уменьшенная копия знаменитой мраморной статуи «Моисей», которую создал в 1513–1516 годах величайший итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти для гробницы папы Юлия II. Его работа стоит в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Высота оригинала – 2 м 36 см. Библейский пророк Моисей изображен со скрижалями завета. На его голове изображены маленькие рожки – они обозначают лучи сияния, исходящие от головы пророка.

Выставка продлится до 6 ноября. Стоимость входного билета – 200 рублей, льготного билета (для школьников, пенсионеров и студентов) – 100 рублей. Фоторепортаж с выставки – в галерее РИА «Воронеж».

Фото: 1 из 12

Фото — Михаил Кирьянов
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
  • Ветхий вечный
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».