Выставка молодых воронежских художниц Жанны Долговой и Нади Синозерской «писать, трогать» открылась в четверг, 27 ноября, в галерее «Х.Л.А.М.». Проект стал результатом совместной работы, интенсивного диалога двух художниц вокруг вопросов пола, гендерной самопрезентации и самопознания.
Экспозиция на совершенно новую для Воронежа тему – до сих пор так явно феминистские темы никто из воронежских художников не разрабатывал – меньше всего похожа на традиционную выставку. Это, скорее, набор философских вопросов, тем для размышления, сформулированных опосредованно – через тексты, фотографии и предметы. Что такое женское? Как оно переживается и выговаривается, производится и репрезентируется?
– Выставка родилась из чтения, из прикосновения к истории феминизма, – рассказывает художница Надя Синозерская. – Мы женщины и пытаемся найти свои ответы на вопросы, свои способы самовыражения, для нас это личный эксперимент. Конечно, это более длительный процесс, чем одна выставка. Это попытка какого-то нового взгляда на себя, который срастается с нашей идентичностью.
– Мы смотрим на феминизм не с позиции равенства прав, нам интересна французская линия феминизма 80-х годов, связанная больше с философией и языком, различиями между мужским и женским – там все работы и исследования крутятся вокруг тела, секса, мышления, психологии. Это попытки говорить о женском не с мужской позиции, а с какой-то иной,
Вся экспозиция составлена из таких поисков: здесь собраны вместе рисунки, тексты, фотографии, видео и объекты, каждый из которых сам по себе сложно назвать произведением искусства, но вместе они являются результатами и одновременно инструментами поисков. Например, часть объектов представляют собой документацию театрализованной беседы от лица вымышленных персонажей, которые будто бы обсуждают выставку («У каждой из нас был персонаж, пианистка и искусствовед, и они разговаривают по заранее придуманному сценарию. Мы просто делали это для себя, это как игра, в которую играют девочки, а по ходу фиксировали на видео и фото и диктофон»).
Есть кукла Барби – манифест гламурной женственности – примотанная скотчем к стене. Есть рисунки и фотографии женского белья и фрагментов женского тела. Есть пластмассовые пальцы, сделанные из того же материала, из которого делают кукол – полимерная плоть, поиск некоего ощущения телесности. Над полкой с пластмассовой плотью – видео, противоположное по ощущениям: женские руки, которые мнут и массируют уже человеческое тело, мягкое и податливое. На таких противопоставлениях и сопоставлениях, аллюзиях и связях строится вся выставка. По словам художниц, они не дают четкого ответа, что такое женское – зритель волен понимать экспозицию по-своему и искать в ней свои смыслы.
– У нас нет одной трактовки. Здесь между текстами и объектами есть много связей, они появляются снова и снова – у выставки довольно сложная топология, но здесь нет ничего случайного, все связано друг с другом.
Работу над экспозицией художницы вели несколько месяцев и считают ее скорее персональной выставкой – но одной на двоих.
– Не все здесь возможно разделить, сказать точно, кто автор, есть некая неразличимость. С одной стороны, вот тут на стене мой текст, напротив – Надин, но есть и вещи, про которые нельзя сказать, что их делал кто-то один, потому что они родились из совместных обсуждений, разговоров. Это коллективная деятельность,
Выставка непривычна еще и тем, что просто «посмотреть» ее практически невозможно. Чтобы понять, «что хотел сказать художник», надо прочесть все тексты в экспозиции (написанные, кстати, довольно убористым шрифтом), сопоставить их с другими объектами, а хорошо бы еще и с текстами, вдохновившими авторов – работами французских феминисток 80-х, философов и психологов. С другой стороны, даже поверхностный взгляд дает возможность поискать свои ответы на вопросы, которые ставят авторы и еще раз задуматься «кто я», «что я хочу», «что я могу», «как я себя представляю».
– Для нас это нечеткое законченное высказывание, это некий набор мест, которые мы хотим обозначить, где мы хотим вести свои поиски,
Выставка «писать, трогать» работает в галерее «Х.Л.А.М.» (Депутатская, 1) до 21 декабря с 16.00 до 20.00 ежедневно. Вход свободный.