Воронежский митрополичий хор «Символ веры», созданный 17-летним певчим, перепевает советские хиты, экспериментирует с ритмами и записывает альбомы. Православные исполнители уверяют, что делают это ради продвижения «хорошей русской музыки». Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, с чем митрополичий хор поедет в мае 2015 года в Польшу на XXXIV международный фестиваль церковной музыки «Хайнувка – 2015».

На конкурсе воронежцы поборются за победу в номинации «профессиональные хоры». Конкуренцию митрополичьему хору составят известные исполнители различных вероисповеданий: православные, католики, протестанты, старообрядцы, а также мусульмане, буддисты и последователи иудаизма. Фестиваль «Хайнука» считается одним из самых престижных творческих конкурсов духовной музыки для исполнителей со всего мира. За время существования конкурса в нем приняли участие 752 хора из 36 стран Европы, Азии, США, Австралии и Африки.

«Наши басы всех порвут»

Обычно участники митрополичьего хора репетируют два раза в неделю, но перед фестивалем встречаются чаще. В апреле у исполнителей несколько важных выступлений. На восьмом международном конгрессе хорового искусства в Москве воронежцев ждут в последние дни апреля. 9 мая, хор выступит на праздничном концерте на площади Ленина в Воронеже, а в конце мая отправится в Польшу на фестиваль церковной музыки. А еще регулярное пение на богослужениях в Благовещенском кафедральном соборе никто не отменял. 

– Дисциплина у нас в хоре строгая. С прогульщиками разговор серьезный. Надо готовиться, ведь на фестивале в Польше соберутся профессионалы. Впрочем, мы в своих силах уверены. Будем исполнять Рахманинова и воронежского композитора Михаила Цайгера. Он живет в Америке, но мы поддерживаем с ним связь. Своей сильной стороной считаем, что мы русские. Это фестиваль духовной музыки, а русская духовная музыка очень богата. Наши басы всех порвут, а тенора – настоящие соловьи. На фестивале будем исполнять Рахманинова и воронежского композитора Михаила Цайгера. Он живет в Америке, но мы поддерживаем с ним связь, – объяснил корреспонденту РИА «Воронеж» регент митрополичьего хора диакон Серафим Дубанов.

Митрополичий хор репетирует в небольшой светлой скромно обставленной комнате – стол, шкаф, синтезатор, пюпитр и четыре скамейки, на которых во время репетиции сидят исполнители. Помощник регента Михаил Перфильев раздал исполнителям партитуру. Репетировать начали с «Песни о далекой Родине», известной по легендарному кинофильму «17 мгновений весны». Перед репетицией – обязательная молитва.

– Эта одна из песен, которую всегда поешь с душой в десятый, сотый и даже пятисотый раз. Ее просто невозможно исполнять по-другому. Военные произведения редко кого равнодушными оставляют. Недавно на одном из концертов зал половину нашего выступления простоял во время исполнения песен про войну, – рассказал солист хора Андрей Сорокин.

Тридцатилетний Андрей Сорокин – приглашенный солист. С митрополичьим хором сотрудничает полгода. Основное время молодой человек работает в мужском хоре Воронежской филармонии и смешанном хоре при Благовещенском кафедральном соборе. К митрополичьему хору Андрей присоединятся перед важными выступлениями.

Участник «Битвы хоров» и певчий луганского храма

Постоянный состав хора состоит из 18 исполнителей от 23 до 56 лет. У каждого артиста есть основное место работы. Самый опытный солист хора, 56-летний Анатолий Студеникин, восемь лет работал в ансамбле песни и пляски Черноморского флота в Севастополе, а с 2000-го года трудится солистом Воронежской филармонии. А 27-летний Дмитрий Шутяев – артист хора в воронежском государственном театре оперы и балета. Еще один участник митрополичьего хора, 32-летний Юрий Несвит до лета 2014 года одновременно работал в украинском народном хоре «Мария» и Луганском университете сразу на двух кафедрах и более 10 лет пел на клиросе в православном храме Луганска. Из-за военных действий переехал с семьей в Воронеж.

Антон Дабрундашвили преподает вокал в центре творчества Ленинского района. Молодой человек принимал участие в проекте «Битва хоров». Антон говорит, что телешоу дало ему ценный опыт, но он не пожелал бы митрополичьему хору участвовать в подобной программе.

– На «Битве хоров» все делалось ради шоу, чтобы потом это продать. Там нужно было танцевать, ставить номера, спонсоров рекламировать. А здесь в хоре, люди занимаются серьезной музыкой, это музыка для души, она словно силы дает. Конечно, же, телевизионная жизнь не для митрополичьего хора. Хотя, уверен, если бы наш хор оказался на съемочной площадке, по вокалу мы бы точно были в лидерах. Я не говорю, что петь в хоре на телепроекте было плохо, а в митрополичьем хоре хорошо. Просто это два разных мира, которым лучше не пересекаться, – рассказал Антон Дабрундашвили.

Самый молодой регент региона

Почетное звание митрополичьего хора коллектив, созданный при Троицком храме Воронежа в 2008 году, получил в 2010 году. Первыми певчими там были студенты музыкального колледжа и академии искусств. Регентом (руководитель хора в православных храмах – РИА «Воронеж») стал студент музыкального колледжа имени Ростроповичей Серафим Дубанов.

Серафиму было всего 17 лет, когда он решил создать православный хор. 

– Я был певчим в Троицком храме, настоятелем которого является мой отец. Там всегда была проблема с руководителем хора. Коллектив позволял себе безответственно относиться к работе. Исполнители приходили, когда хотели, отлынивали от обязанностей. Меня огорчало такое наплевательское отношение. Я подошел к отцу и предложил создать свой коллектив. Хор решили сделать мужским. С женщинами мне было некомфортно работать, так как народ этот специфический с точки зрения воспитания и организационных моментов, – улыбаясь, вспоминает регент митрополичьего хора.

Любовь к музыке Серафиму Дубанову привил педагог школы искусств Татьяна Кондратьева. Благодаря ей молодой человек начал понимать, где настоящая музыка, а где «халтура». По словам Серафима, ему нравится разная музыка. Это может быть народная песня или композиция современного автора.

– Все зависит от музыки, а не от слов. Я могу и Юлию Савичеву послушать, и Хулио Иглесиаса и Николая Носкова. Любовь к духовной музыке мне досталась от отца, который во время обучения в духовной семинарии и академии при Троице-Сергиевой Лавре пел в хоре у прославленного регента – Архимандрита Матфея Мормыля. Пение мужского хора под его руководством было и остается эталоном исполнения духовной музыки. Можно сказать, я вырос на пластинках этого хора. Мне всегда хотелось петь так, как поет мой папа, – пояснил Серафим Дубанов.

Кумиров у регента Дубанова нет. Есть руководители и коллективы, на которые он равняется. Например, мужской хор подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве под управлением Владимира Горбика, камерный мужской хор «Кастальский», возглавляемый Алексеем Рудневским.

– Регентом я решил стать из-за того, что видел, как погибает регентское дело, как мало остается в регионах руководителей, которые опираются на традиции лучших исполнителей нашей страны. Работа с хором отнимает много времени. Единственное, на что стараюсь всегда находить время – на служение и маленькую семимесячную доченьку,– рассказал Серафим Дубанов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».