Поэтесса и вокалистка группы «Серебряная свадьба» Светлана Залесская-Бень (сценический псевдоним – Бенька) провела мастер-класс для детей и взрослых о секретах и правилах настольного детского театра в рамках фестиваля «Маршак» в понедельник, 2 ноября. Каждый малыш мог примерить на себя роль театрального режиссера и актера.
Этап первый. Театр
С собой артистка привезла целую коллекцию картонных и фанерных кукол, которые могут плясать и «бегать» по лестнице, удивляться и даже обижаться. И предложила всем слушателям соорудить настольные театры из картонных коробок и сделать бумажных «актеров» на палочках. Для начала все слушатели разбились на несколько команд, которым актриса предложила карточки со словами и фразами – основой для нехитрого сценария маленькой театральной пьесы. Например, «нервный врач», «одноглазый слон», «вредный почтальон» и «электрический воробей».
Этап второй. Сценарий, сцена, спецэффекты
– Рецепт хорошего картонного спектакля – это и выразительный рассказ, и особый гротескный голос для каждого персонажа, и «оживающие» куклы, у которых движутся руки и ноги, и спецэффекты. А еще не забудьте про музыкальное сопровождение. Стать музыкантом в домашнем театре очень легко. Для музыкального сопровождения подойдут любые музыкальные инструменты – гитара, гармошка, металлофон и колокольчики. Для этого не нужно иметь музыкального образования – достаточно извлечь несколько звуков. Нет музыкальных инструментов? Не беда. Играть можно на домашних кастрюлях. А еще можно просто шуметь и греметь, стучать и пищать – словом, использовать все подручные средства, чтобы донести свою мысль, – рассказала вокалистка «Серебряной свадьбы».
Этап третий. Актеры
Когда сценарий готов, дети под руководством родителей приступают к изготовлению персонажей. В ход идут глянцевые журналы с модными красотками и атрибутами богатой жизни, детские рисунки – и все это нанизывается на палочки, которые обычно используют для шашлыка. А для смены состояния неподвижного кукольного персонажа иногда достаточно нарисовать и вырезать «баблы» – воздушные пузыри, которые используются в комиксах. Например, если нарисовать внутри пузыря восклицательный знак и приставить его к голове бумажного актера, это будет значить, что в его голове созрела идея.
– Выступая в роли рассказчика, вы смотрите на зрителей. Когда мы говорим за куклу, мы обязательно смотрим на нее. Когда кукла говорит, она двигается, когда молчит – она стоит, – рассказывает о тонкостях кукольного дела Светлана Залесская-Бень.
Сама картонная коробка-сцена также оформляется рисунками, блестками, картинками.
Этап четвертый. Премьера
И вот уже команды представляют свои сказки-спектакли – о привидении, которое иногда бьется током, и нервном воробье, которые помогли друг другу и подружились. О рассеянном докторе, который не помнит, куда положил свои очки. О «Почте России», которая соединяет одинокие сердца. Картонный театр, показывающий представление, подсвечивается настольной лампой, а представления на маленькой сцене сопровождаются звуками музыки (невидимые музыканты бьют палочками по ксилофону, ударяют по кастрюлям и позвякивают простыми металлическими ложками) и подручными «спецэффектами» – дождиком и блестками, искусственный снегом, воздушными пузырями и хлопушками.
– Вообще театр кукол считается недетским видом искусства. Более того, изначально он был сакральным и предназначенным исключительно для взрослых. Если посмотреть на представление с куклой Петрушкой, то оно ни капельки не детское. Это жесткая, отчаянная история со смертоубийствами. Театр детской куклы в мире появился сравнительно недавно – не более 200 лет назад. Детский театр кукол, каким мы его знаем, – это советское изобретение. Мне нравится, что через театр кукол можно поднимать серьезные проблемы, отнюдь не развлекательные и не для увеселения детей. Из работы с детьми я поняла, что самые интересные фантазии выходят из живого, детского, непосредственного и ничем не зашоренного сознания. Взрослым нужно тянуться к детскому восприятию мира, – рассказала Светлана Залесская-Бень корреспонденту РИА «Воронеж».
Справка РИА «Воронеж»
Музыкант Светлана Залесская-Бень – профессиональный театральный режиссер театра кукол. Артистка окончила Витебское училище искусств, Белорусский государственный университет культуры и искусств, была постановщиком нескольких спектаклей в витебском кукольном театре «Лялька». Она же – режиссер Белорусского государственного театра кукол и создательница кукольного театра «Картонка».