После гибели пациентки Воронежского областного клинического онкодиспансера во время сеанса лучевой терапии на чешском аппарате Teragam во всех медучреждениях региона начались сплошные проверки оборудования. Инспекции проходят по личному поручению губернатора Александра Гусева.
Проверка медоборудования, в том числе сложного, которое здесь называют «тяжелым», для медучреждений – рутинная работа, которую регулярно проводят и без дополнительных стимулов. Есть инструкции, в которых расписано все до мелочей. Каким требованиям должна отвечать медицинская техника, как за ней следят и что делают специалисты, чтобы поход в больницу не обернулся для пациентов трагедией, – корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали в областном клиническом консультативно-диагностическом центре.
Правило 1. Медоборудование должно быть зарегистрировано
Причем зарегистрировано как медицинское изделие на территории РФ. Кроме того, на прибор должно иметься соответствующее регистрационное удостоверение. Информацию о регистрации можно проверить на сайте Росздавнадзора.
Правило 2. Медцентр создает все условия для работы оборудования
Условия для того, чтобы медоборудование работало корректно, должны создать в медицинском центре перед получением этого оборудования. У завода-изготовителя есть целый ряд требований к тому, где и как оно должно быть установлено: по подаче электропитания, вентиляции и так далее.
– Очень важна идеально ровная поверхность. Во время работы аппарата происходит большое количество вращений, и есть определенные требования к его устойчивости. Перед тем как поставить оборудование, в медцентр приезжает представитель завода-изготовителя и проверяет все эти параметры. Если какой-то из них не соответствует, то до его исправления речь о поставках не идет, – объяснил начальник отдела по обслуживанию медтехники областного диагностического центра Александр Левищев.
Даже такая, казалось бы, мелочь, как отсутствие табло «Не входить», может блокировать поставку.
Правило 3. Ответственность за работу сложного медоборудования несет производитель
Именно производитель проверяет условия установки оборудования в медучреждении. В больницах и медцентрах не может быть никакого тестирования, которое бы позволило определить, какой поставлен аппарат. Гарантия качества дается производителем и проверяется на всех уровнях. Правила установки оборудования стандартизированы, и производитель должен четко следить за тем, чтобы все они были соблюдены.
Именно инженеры, которые производят аппарат, подключают его, тестируют и оформляют акты приема-передачи в присутствии заказчика. Этот акт гарантирует, что данное оборудование установлено правильно и исправно.
Правило 4. На каждый аппарат заводят журнал техобслуживания
Инженеры – представители компании-изготовителя – проводят техническое обслуживание прибора в соответствии с установленным графиком: раз в квартал, в полгода или в год. Регулярность зависит от рекомендаций завода-изготовителя. Эта информация указана в инструкции при поставке оборудования. Причем для проверки необязательно личное присутствие инженеров – все эксплуатационные параметры своей продукции они могут отследить удаленно, через интернет.
В то же время в каждом медучреждении есть свой штат инженеров, которые поддерживают аппарат в рабочем состоянии.
– В нашей организации работают десять инженеров по обслуживанию медицинской техники. У каждого своя специализация, и, соответственно, каждый из них проходил соответствующее обучение, – рассказал Александр Левищев.
Инженер с утра делает технический обход – осмотр «своего» аппарата. Сверяет параметры, следит за тем, чтобы они не были нарушены. Бывает, что в течение дня проверки происходят по нескольку раз совместно с медицинским персоналом.
Что именно проверяют специалисты?
Это зависит от поставленного оборудования. Если речь идет, например, о магнитно-резонансном томографе, то один из проверяемых параметров – охлаждение и вентиляция. У компьютерного томографа следят за дозой излучения рентгеновской трубки, чтобы она не превышала допустимых значений.
За время проверки может произойти замена каких-то узлов. Возможно, они еще не вышли из строя, но по регламенту отработали уже определенное количество часов. Чтобы не возникло нештатных ситуаций, его меняют.
Правило 5. Медперсонал и инженеры проходят обучение
Перед тем как приступить к работе со сложной медицинской техникой, все сотрудники медучреждений сдают экзамены и получают сертификат – свидетельство о том, что они имеют право на ней работать.
Все инженеры проходят обучение при поставках оборудования и периодически направляются на тренинги по работе на этом оборудовании. Их проводит или завод-изготовитель, или официальный дистрибьютор. Раз в пять лет – обязательное повышение квалификации, которое подтверждается удостоверениями.
Правило 6. В нештатных ситуациях аппарат срочно останавливают
При обнаружении неисправности или посторонних шумов работа прибора немедленно прекращается до выяснения причины неполадки.
– При малейшей тени сомнения персонал обязательно реагирует и сообщает о неполадках инженерам нашей организации. Они фиксируют ошибку. Если они в состоянии ее исправить, делают это. Если нет, сообщают заводу-изготовителю, который присылает своих специалистов. Или связывается с организацией, с которой заключен договор на обслуживание, – объяснил Александр Левищев.
– В нашем аппарате, как в самолете, предусмотрен целый ряд мер, которые предупреждают от негативного развития ситуации, – поделился инженер по обслуживанию медоборудования с 25-летним стажем работы Вадим Черных. – К примеру, есть датчик объема. Детекторы двигаются на определенном расстоянии от человека, не позволяя слишком приближаться. Если этот датчик вышел из строя, то второй датчик «прижима» блокирует работу системы при прикосновении к телу. Остановить работу аппарата может и оператор, который всегда следит за процессом и видит, что что-то пошло не так. Например, пациенту стало плохо или что-то не так с оборудованием. Он нажимает кнопку, и происходит экстренное отключение оборудования. Его называют аварийной остановкой. У нас мощная система защиты. Она многоступенчатая. Здесь автоматика плюс человек.
На щите электропитания тоже есть красная кнопка. Ее нажимают для полной остановки оборудования при перезагрузке или ремонте. Но перед тем как «вырубить» технику, нужно закончить работу программы.
Правило 7. Нельзя проносить в кабинет МРТ металлические вещи
Это правило – в том числе для пациентов. Перед входом в кабинет МРТ есть металлодетектор. При магнитно-резонансной томографии создается такое мощное магнитное поле, что металлические вещи могут «улететь». Сотрудники медцентра рассказывают упрямящимся пациентам, не желающим расставаться с украшениями, как в такой кабинет однажды зашла уборщица с металлической шваброй и вместе с ней чуть не взлетела на воздух, «приклеившись» к аппарату. Впрочем, было это или нет на самом деле – неизвестно.
То, что произошло в онкодиспансере, специалисты диагностического центра называют единичным несчастным случаем и уверены, что никакой тенденции в этом плане не наблюдается.
– Все говорят о том, что тот «слетевший с катушек» аппарат был «серым», несертифицированным. Но в то время, когда он закупался, не было сертификаций. Точнее, регистрационные удостоверения были, но базы Росздавнадзора появились лишь в последние годы. Это по-любому был госконтракт, и при поставке должны были быть все соответствующие документы, в том числе декларация соответствия российским стандартам, – утверждает Вадим Черных. – Мы все в шоке от случившегося. Идут проверки, и пока окончательного ответа, что произошло, нет. Даже чехи, которые сюда приехали, не могут понять, что случилось.