В Воронеже неизвестный теггер (теггинг — быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах) испортил марку известного пермского художника Виктора Фрукты, созданную совместно с русско-­белорусским дуэтом «Кифир». Марка с изображением астры и строками стихотворения «Цветок» прославленного воронежца Алексея Кольцова находится на стене дома № 1 на улице Чайковского. Черная надпись появилась во время новогодних каникул, около 10 января.

Заказчица арт-объекта и владелица цветочной мастерской Via dei Fiori, которая расположена за стеной с маркой, Ирина Чу рассказала обозревателю РИА «Воронеж», что, возможно, обратится в полицию 15-16 января. Также бизнеследи планирует установить видеонаблюдение за фасадом своей студии, чтобы впредь хулиганов было легче вычислить:

- Я уже связалась с художником Романом Климановым, который переносил трафарет Виктора Фрукты на фасад. Роман в ближайшие дни приведет арт-объект в исходное состояние с минимумом повреждений. «Стиль» вандализма слишком узнаваемый, такое по городу сплошь и рядом, к сожалению, уже на протяжении многих лет. Надо всеми вместе найти решение, как это исправить не только в конкретно этом случае, но и в целом в Воронеже.

Известный воронежский стрит-художник и участник арт-дуэта «Кифир» Роман Климанов же считает, что обращаться в полицию бессмысленно:

- Это малозначительное правонарушение, а к ним и подход правоохранителей соответствующий. Я студент выпускного курса юридического факультета, так что с правовой позиции хорошо это понимаю. Кто сделал и зачем? Для меня тег незнакомый. В любом случае, это делается просто так. Теггинг - это целое направление в граффити. Отличается безыдейностью. Просто кому-то доставляет удовольствие процесс нелегального рисования. Какой-то паренек написал маркером свой никнейм на стене и пошел довольный дальше. Попробую исправить. Но не факт, что завтра кто-то еще не распишется на этом месте.

Фото: Софья Ярцева

Трафаретчик из Перми Виктор Фрукты спокойно отнесся к известию о порче марки в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж»:

- Если бы эта работа была под рукой, возможно, я бы ее поправил. Но не факт, что стал бы. Мои работы в Перми (Татищев и Пастернак) позакрашены коммунальщиками, но я уже не пойду их реставрировать. Когда в 2012 году, через месяц после создания марки с Пастернаком, на лице у писателя поставили тег, я перерисовал заново лицо. Сейчас уже немного по-другому. Работа уже не принадлежит мне – после того, как я ее заканчиваю, происходит какой-то процесс отчуждения. Как говорит Тимофей Радя, с рассветом работа начинает принадлежать городу (улице). Какой-то хвост отеческого чувства, наверное, остается, но и он постепенно проходит. Сам факт порчи работы не расстраивает, но если проходишь мимо испорченной работы, то смотреть на нее неприятно. Совершенно разные ощущения, когда смотришь на испорченный рисунок на фото и когда ты видишь это вживую. В воронежском случае есть важный момент. Это люди, живущие с противоположной стороны стены. Они более внимательно и бережно относятся к работе, чем кто-то еще. Они проходят мимо каждый день. Немудрено, что их это задевает даже больше, чем создателей работы.

Фрукты считает, что разделять рисующих на улицах людей на две категории - «чикарей» и достойных граффити-райтеров - нельзя. 

- Между ними нет четкого водораздела. Это общее какое-то явление, и оно включает в себя и крутых ребят, и безмозглых подростков. Правда, у тех, кто постарше или помудрее, хватит ума сформулировать для себя какие-то правила, где тэги ставить, а где нет – и соблюдать эти правила. А так, у кого-то больше совести, у кого-то меньше, - пояснил трафаретчик.

Фото: Софья Ярцева

Также Виктор Фрукты высказался по поводу борьбы с надписями на городских стенах:

- Это может реализовываться настолько, насколько в этом будут заинтересованы те, кто у руля. Воронеж с этой точки зрения – весьма чистый город, куда чище Перми, Москвы, Петербурга. Но полностью вряд ли это можно победить, даже если эффективно бороться. Я думаю, что при средних общественных условиях, близких к нынешним, всегда будет кучка людей, которой это будет интересно. И даже возраст тут не при чем. Не у всех с возрастом это проходит. Крутые художники тоже ставят тэги. Но тех, кто неразборчив, больше в десятки раз.

Фото: Софья Ярцева

Объект современного уличного искусства на улице Чайковского наряду с маркой с портретом воронежского нобелевского лауреата Ивана Бунина вошел в общероссийскую серию уличных трафаретных работ «Исторические Re:Марки». Она посвящена известным общественным, политическим, литературным деятелям, связанным с городом и местом, где сделано изображение. Именно за эту серию ее автор Виктор Фрукты был признан лучшим трафаретчиком России. Фрукты вырезал трафарет с астрой и стихами Кольцова две недели. На стену изображение три дня переносил воронежский уличный художник Роман Климанов в сентябре 2014 года.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».