Велообщественники всерьез обдумывают идею создания велопроката в Воронеже. Вероятно, единая сеть, как в развитых странах Европы, появится в городе уже в следующем году.
Один европейский инвестор, который специализируется на интересных городских «примочках», настроен сделать в столицах велопрокат – в Москве собираются установить 400 станций проката, в Санкт-Петербурге – 250. Мы ведем переговоры с их представителями и видим перспективы такого велопроката в Воронеже. Мы говорим: "Дайте нам десять, мы будем счастливы". К весне появится четкое понимание, сделаем ли прокат в 2014 году или же это произойдет позже, но мы это сделаем, чего бы нам это не стоило!– Возможно, к проекту подключится пул банкиров. Некоторые уже проявляют интерес, потому что это очень мощный имиджевый шаг, – продолжает велообщественник. – Уверен, городские и областные власти не останутся в стороне от этого начинания, мы чувствуем поддержку многих наших инициатив, это радует. А единый прокат – это прорыв, другой уровень городской среды, который показывает всем, от горожан до гостей города, вплоть до иностранных инвесторов, «вы в Воронеже, и это незабываемо».
«Скелетом», от которого можно будет разветвлять прокат дальше, веловоронежцы считают пять ключевых точек в расстоянии 15-минутной езды, которые покрывают практически весь центр города. Это памятник Славы, главный корпус Политехнического университета, ВГУ, железнодорожный вокзал и цирк. Как минимум эти узлы надо оборудовать единовременно станцией на 10 велосипедов, а потом уже добавлять прокатом по всему городу.
В успехе переговоров с европейским инвестором Титов рассчитывает на поддержку английских велочиновников. В частности, комитета по велосипедизации столицы Британии, возглавляемого Эндрю Гиллиганом, с которым у веловоронежцев уже сложились партнерские отношения. Напомним, в октябре Игорь Титов побывал в лондонском сити-холле для обмена опытом в создании велосипедной инфраструктуры. Это приглашение воронежские велосипедисты от мэра Бориса Джонсона, самого известного в мире чиновника-велосипедиста, в ответ на свое приглашение принять участие в первом воронежском велофестивале.
Во время визита в Лондон с самим Борисом Джонсоном Игорю Титову встретиться не удалось, он был в отъезде, однако с его заместителем, комиссаром по велосипедизации, в прошлом известным журналистом ВВС Эндрю Гиллиганом, воронежец познакомился лично.
– Мы общались около часа. Я сделал небольшую презентацию «ВелоВоронежа», рассказал о нашем представлении развития велодвижения, о том, что мы уже сделали и что намерены делать дальше. Оказалось, что наше видение во многом совпадает. Мы говорили скорее об общей концепции и договорились все вопросы вынести в онлайн, – отметил Игорь Титов.
В столице Британии Энрю Гиллиган пересадил воронежца с метро на «Борис-байк», как в Лондоне называют прокатные велосипеды.
– Я до этой поездки дважды был в Лондоне, но всегда с ребенком, и как-то даже не думал передвигаться на велосипеде. Но теперь, когда в следующий раз поеду, я даже не стану покупать ойстер, проездной на общественный транспорт, а буду пользоваться только велосипедами. Кстати, так получилось, что я ни разу не ездил в Лондоне по велодорожкам, а передвигался исключительно в общем потоке. Это, конечно, совершенно, другой уровень комфорта. На дороге пополам велосипедов и машин и, конечно, совершенно иная культура вождения и у велосипедистов, и у автомобилистов, – говорит Игорь Титов.
Игорь Титов, опробовав велопрокат, отмечает, что в рамках рабочих поездок по городу арендованный двухколесный транспорт даже удобней личного – доехал до нужного места, сдал байк на станцию, и голова не болит о личной собственности.
– На сутки «Борис-байк» стоит два фунта, 100 рублей, которые списывают с банковской карты. Но каждые полчаса ты его меняешь на другой на любой станции – это такая своеобразная система контроля. Если велосипед не возвращаешь в течение какого-то времени, со счета списывают 150 фунтов. Система простая. Что-то подобное мы и хотим сделать в Воронеже. Но о деталях, разумеется, говорить пока рано, – рассказывает велосипедист.
Конечно, как у любой инициативы, эта идея вновь даст повод для философствования скептиков, основной посыл которых сводятся к тому, что «ой, ну это же Россия, здесь все бесполезно, мы не Европа, и законы физики у нас работают по-другому».
– Может, в вопросах игре на гармошке мы и самобытны, но мировым успешным опытом мы должны пользоваться. Я сейчас говорю не только о создании велосипедной инфраструктуры. Меня, например, очень волнует чистота улиц. В Лондоне я за неделю ни разу не мыл кроссовки, они были чистейшие, в Воронеже их «уработал» за день, – говорит Игорь Титов. – Европейцы настроены на отдачу технологий. Я как-то у немцев спросил: «Почему вы так щедро делитесь своими наработками?». Он ответили: «Чем больше мы отдаем, тем больше у нас мотивации двигаться дальше».