Пешеходные переходы на воронежских улицах – отдельная больная тема организации дорожного движения. В прошлом году в областном центре произошло 616 ДТП, связанных с наездом на пешеходов, в них погибло 56 человек. Почти половина таких аварий происходит на пешеходных переходах. Формально виновниками таких происшествий всегда являются участники дорожного движения. Но иногда сама дорожная среда провоцирует их на непредсказуемое, а значит – опасное поведение на дороге. Одно из таких неоднозначных мест находится на пересечении улиц Ворошилова и Бахметьева.
Что происходит на дороге
Улица Ворошилова – одна из ключевых магистралей Воронежа, связывающих Советский район с центром города. Интенсивное движение по ней не прекращается даже поздним вечером. Пешеходный переход на пересечении Ворошилова и Бахметьева позволяет воронежцам перебраться с одной стороны широкой шестиполосной улицы на другую. Однако видят его водители и пешеходы по-разному. Это непонимание рождает противоречия, которые могут закончиться трагически.
– Сочетание светофора для автомобилей с пешеходным переходом возле перекрестка довольно странное. Кто с Бахметьева поворачивает направо, тот должен дождаться зеленого света. Соответственно, у тех, кто едет по Ворошилова, должен загореться красный. Дождавшись, водитель с Бахметьева вновь вынужден стоять, потому что красный свет, горящий для водителей с Ворошилова, пешеходы воспринимают как разрешение переходить дорогу. А с Ворошилова на Бахметьева повернуть легально вообще невозможно – слишком плотный поток машин двигается из центра города в Юго-Западный район. Светофор должен четко разруливать ситуацию, а этого здесь нет. Поэтому приходится выискивать прореху в потоке, а уж что будет показывать светофор, становится неважно. Поэтому приходится разбираться по ощущениям, а не по правилам, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» водитель Игорь.
Опасаются светофора и пешеходы:
– Какой бы свет ни горел, машины постоянно идут то с одной стороны, то с другой. Утром, когда поток машин очень мощный, перейти улицу вообще невозможно. Машины просто начинают ехать немного медленнее, а ты между ними лавируешь. Раньше, по-моему, переход был на самой остановке Бахметьева. Было гораздо удобнее. А пешеходного перехода в районе перекрестка всегда надо избегать, если есть такая возможность, – считает местная жительница Светлана Николаевна.
Похожего мнения придерживается еще один пешеход, работающий неподалеку.
– Я убежден, что пешеходный переход нужно перенести. Светофор создает путаницу, нужно обозначить, что он только для автомобилей, сдвинув переход. Когда по Ворошилова идет движение в обе стороны, нужно хотя бы на 30 секунд раньше включать красный свет для машин, которые идут в сторону механического завода, чтобы те, кто хочет повернуть с Ворошилова на Бахметьева, могли спокойно это сделать, – предположил Виталий.
Комментарий эксперта
Николай Киселев, председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
– Согласно требованиям ГОСТ Р52289-2004 на регулируемых перекрестках сначала, по ходу движения автомобиля, наносится разметка «Стоп-линия», подкрепляемая аналогичным дорожным знаком. Затем через три-пять метров – стойка светофоров (для транспорта и пешеходов). Через метр – должен начинаться пешеходный переход (знак, разметка).
При беглом взгляде на перекресток - пешеходный переход на пересечении Ворошилова и Бахметьева вроде бы регулируемый. Однако при буквальном прочтении нормативных документов становится ясно, что светофорный объект здесь нужен только для регулирования транспортных потоков. А пешеходный переход – нерегулируемый, всего лишь расположенный рядом с регулируемым перекрестком.
Пешеходные светофоры на перекрестке отсутствуют, что дополнительно указывает на то, что пешеходный переход нерегулируемый (примечание к п.14.1 и п.13.3 ПДД РФ). К тому же это – невыполнение п.7.3.4 ГОСТ Р52289-2004.
При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водители должны руководствоваться п.14.1 ПДД РФ, то есть снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Причем независимо от сигнала транспортного светофора, до которого они еще не доехали, кстати. Но многие ли об этом задумываются в реальной дорожной обстановке?
Конечно, в соответствии п. 4.4 ПДД РФ в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора. И с этим не поспоришь. Но в нашем-то случае знак 5.19.1 «Пешеходный переход» установлен до того места, где движение начинает «регулироваться».
А в этом случае, согласно п. 4.5 ПДД РФ «пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». И транспортные светофоры им уже не указ.
Вот такие метаморфозы на данном перекрестке и рядом с ним. И безопасности движению они явно не добавляют.
В статистике ГИБДД в любом ДТП виноват либо водитель, либо пешеход. Кто-то кого-то опять не пропустил. На недавней пресс-конференции руководитель регионального управления ГИБДД Владимир Верзилин дополнил цифры статистики эмоциональным высказыванием, дескать, если раньше водители не пропускали пешеходов, то теперь наоборот - пешеходы не дают проехать машинам. Автоинспекция озвучивает очередные цифры погибших и покалеченных. И нужно разобраться в глубинных причинах, способствующих совершению ДТП. Хотя даже сотрудники ДПС обязаны такие вещи замечать и принимать меры к устранению нарушений. Не говоря уже об инспекторах дорожного надзора.
Реакция муниципального управления транспорта
Управление транспорта выражает признательность жителям городского округа город Воронеж за активную жизненную позицию и готово к тесному сотрудничеству по решению проблем улучшения организации движения в нашем городе.
Обращение рубрики РИА «Воронеж» по вопросу организации дорожного движения на пересечении улиц Ворошилова и Бахметьева управлением транспорта рассмотрено.
В целях приведения рассматриваемого участка улично-дорожной сети в состояние, отвечающее требованиям существующих норм и правил, муниципальному бюджетному учреждению «СМЭС» дано поручение: установить дорожные знаки на указанном перекрестке в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».