В нескольких выпусках специального проекта «Дорожная среда» мы писали о нехватке дорожных знаков на воронежских улицах. Однако иногда водители сталкиваются с противоположной проблемой. На пересечении улицы Краснознаменной ошибки в организации движения, которые мы разбирали в прошлый раз, и улицы Чапаева сталкиваются с таким обилием указаний, что воспринять их одновременно очень сложно.
Что происходит на дороге
Улица Чапаева, как и улица Краснознаменная, играет роль «альтернативной» городской магистрали, позволяющей относительно комфортно проехать насквозь частный сектор Ленинского района. Пересечение двух транспортных артерий – один из важнейших перекрестков в этой части Воронежа.
Однако проехать его воронежским автомобилистам довольно сложно. Лишь на одном треугольном островке безопасности на пересечении двух улиц установлены порядка десяти знаков. Еще примерно столько же автомобилисты должны учесть на подъездах к перекрестку. В результате в выигрыше вновь оказываются лишь те автолюбители, которые хорошо знают особенности этого перекрестка. Неопытные водители просто теряются, когда видят обилие дорожных знаков.
– Раньше я просто проезжал по чутью, – признался корреспонденту РИА «Воронеж» водитель Алексей Одинцов. – Я всегда просто ориентируюсь по конфигурации перекрестка, потому что во многих однотипных местах города движение организовано совсем по-разному. И легче просто ездить, ориентируясь на опыт, а не на знаки. Движение в этом месте вроде бы верно организовано, но мне кажется, что можно было сделать все еще проще. Знаков на перекрестке слишком много, и начинающий водитель точно запутается. Я сейчас по вашей просьбе впервые рассмотрел знаки в этом месте. Наверное, я бы убрал знак «двустороннее движение». Знаков и так много, а этот совершенно необязательный, все и так понятно благодаря разметке.
– Впервые оказавшись здесь, я вообще не стал проезжать перекресток. Я свернул на обочину и стал рассматривать знаки. Мне потребовалось минуты две. Я все понял, все организовано логично, но неужели нельзя обойтись без такого количества знаков? Уверен, что можно было бы хотя бы их разнести по периметру перекреста – что-то поставить раньше, чтобы предупредить, что-то позже. А здесь на площади в два квадратных метра столько знаков! Все на ходу считать не успеешь, – считает еще один автомобилист Артем Черных.
Комментарий эксперта
Николай Киселев, председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
– Движение на этом перекрестке просто-таки «заорганизовано». Ситуация с дорожными знаками выглядит просто бредово. Вот поставьте себя на место иногороднего водителя: вы в состоянии будете в движении переварить тот объем информации, который на вас выплеснули? И ведь это еще не все столбы попали в кадр! Я насчитал более 20(!) стоек дорожных знаков в районе перекрестка! «Стальная роща»! Это выходит за рамки здравомыслия! Тут впору останавливаться на несколько минут для понимания того, чего от вас хотят, а затем продолжать движение.
На самом деле это элементарный Т-образный перекресток с приподнятым над проезжей частью островком безопасности. И на протяжении всего развития улично-дорожной сети в Воронеже так и было. До тех пор, пока из перекрестка кто-то не сделал «островок абсурда».
Например, какое может быть одностороннее движение на протяжении 20 метров при совершении правого поворота с ул. Чапаева?! Знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» применяют для обозначения дороги или проезжей части, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении, и устанавливают в начале дороги или проезжей части. Но откуда «односторонняя дорога» может появиться в самом центре перекрестка?
Если чиновники считают примененную схему правильной, то почему они не установили такие же знаки, скажем, на выезде с бульвара Победы на ул. Антонова-Овсеенко? Там аналогичный перекресток, только островок побольше.
Давайте тогда уж и на выезде от ТРЦ «Арена» на бульвар Победы тоже введем одностороннее движение на пяти метрах протяженности островка безопасности! Могу подсказать и другие адреса.
Что уж говорить о нарушении очередности размещения знаков разных групп на одной опоре (п.5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004)! А ведь именно по таким мелочам можно судить о профессионализме организаторов движения.
Один из немногих знаков, наличие которого на перекрестке Чапаева и Краснознаменной можно назвать целесообразным – «Въезд запрещен». Он и стоит тут с незапамятных времен, но сегодня над способом его размещения можно только посмеяться. Ведь раньше то, на чем он установлен, было опорой контактной сети трамвая, а теперь это неведомая абракадабра, которой можно пугать детей.
А в дополнение – ликбез по установке знаков и нанесению разметки. Размещение знака 6.16 «Стоп-линия» на одной опоре со светофором недопустимо, так как водитель с места остановки не видит сигнала основного светофора. Знак и соответствующая разметка должны быть за 3-5 метров от светофора.
Знак 5.15.1 «Направление движения по полосам» в населенных пунктах допускается размещать справа от дороги (как в нашем случае), однако при этом в обязательном порядке должен быть установлен и предварительный знак 5.15.1. Его размещают на расстоянии 50 - 150 м до места установки основного знака. Предварительного знака на перекрестке нет.
Да и основной знак должен быть установлен в начале разделения полос движения разметкой 1.1, то есть за 20 метров от стоп-линии, а не на светофорной опоре! Все это ухудшает условия видимости знаков, лишает водителей возможности заблаговременного маневрирования.
Разрешение движения «прямо» только из крайней левой полосы глубоко сомнительно, особенно с учетом того, что, двигаясь прямо по данной полосе, уже через 10 метров после выезда на перекресток попадаешь на полосу встречного движения, предназначенную для поворота налево. О необходимости в таких случаях обязательного нанесения разметки 1.7 для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка никто, естественно, не вспомнил.
Знаки 5.15.7 «Направление движения по полосам» устанавливают за перекрестком, а не перед ним и не на нем! Кстати, кто б еще смог при совершении правого поворота на ул. Чапаева успеть разглядеть этот знак!
Данный перекресток - очередной яркий пример хронического непрофессионализма, безобразного отношения к исполнению своих обязанностей, пренебрежения нормами безопасности, разбазаривания бюджетных средств и очевидного неуважения к автомобилистам.
Хотелось бы и Госавтоинспекции напомнить о наличии у нее функций надзора и применения административных санкций за допущенные нарушения в содержании дорог. А приведенные нарушения очень грубые, со всей очевидностью влияющие на безопасность движения на данном перекрестке.
Однако ГИБДД в последнее время понравилась роль статистического органа: снисходительно озвучивают, что каждый день количество ДТП в Воронеже переваливает за сотню, не утруждая себя выяснением причин, способствующих совершению ДТП. А ведь львиную долю ДТП на данном перекрестке можно было бы предупредить грамотной организацией движения!
Реакция муниципального управления транспорта
– Организация дорожного движения на данном Т-образном перекрестке выполнена на основании разработанной схемы, согласованной в установленном порядке с УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области. Количество необходимых дорожных знаков определено и согласовано УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, учитывая опыт судебных исков, в том числе движение по «встречке».
Выездом на место сотрудниками управления транспорта и муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения» (МБУ «ЦОДД») установлено, что дорожные знаки 5.15.1, 5.15.7 «Направление движения по полосам», 6.16 «Стоп-линия» выполнены с нарушением ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
МБУ «ЦОДД» дано указание о приведении дорожных знаков, установленных на перекрестке улиц Краснознаменная – Чапаева, в соответствие с действующими нормативами и стандартами до 22 марта 2014 года.