«Факел» примет московский «Спартак-2» в домашнем матче первенства ФНЛ в среду, 27 июля. После трех туров воронежская команда возглавляет турнирную таблицу. Между тем в заявке сине-белых на сезон нет ни одного воронежского воспитанника. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснил у детских тренеров, руководителей спортшкол и чиновников, почему для главной футбольной команды региона не нашлось местных молодых игроков.

Недостаточное финансирование спортшкол

Воронежские спортшколы работают на фоне недостатка денег, выделяемых на участие в межрегиональных турнирах, говорит директор клуба «ФЦШ-73» Сергей Воробьев. По его мнению, обеспечение соревновательной практики одной детской футбольной команды должно обходиться в 1 млн рублей. Таких денег у спортшкол нет.

– И это только одна команда определенного года рождения, – уточняет Воробьев. – В «ФЦШ-73» семь команд. У меня нет 7 миллионов. Приходится возить на турниры тех, кому уже исполнилось 13-14 лет. На тех, кто помладше, экономим. Каждая поездка на соревнование – это минимум 200 тыс. с учетом трат на дорогу, проживание. Сейчас у спортшкол большие проблемы с деньгами.

Успех ребенка в спорте зачастую зависит от благополучия родителей. Когда у школы нет денег на поездку команды на турнир, средства собирают родители.

– Наслышан о случаях, когда лидер коллектива рос в малообеспеченной семье, и родители других ребят собирали деньги, чтобы отправить его на турнир, понимая, что команде без него не победить. А спорт всегда был социальным лифтом для бедных, – сетует директор «ФЦШ-73».

 
 Фото – Роман Демьяненко

Недостаток квалифицированных детских тренеров

В регионе существует потребность в квалифицированных тренерах для детских футбольных команд, признает главный тренер дубля «Факела» Сергей Сопнев. Выпускники спортшкол, приходящие на просмотр в молодежную команду, зачастую демонстрируют слабую тактическую выучку.

– Немало специалистов сейчас имеют категорию С, но совсем маленьких ребят – школьников начальных классов – дают тренировать людям, не имеющим какой-либо лицензии, – говорит Сопнев. – Закончил институт физкультуры – пожалуйста, тебя вполне могут взять работать с детьми. Какой квалификацией могут обладать такие тренеры? Не так давно к нам пришел совсем молодой парень, который в юношеской команде играл на позиции либеро – последнего защитника. Это амплуа в мировом футболе уже лет десять не востребовано – все играют в линию. Приходят и те, кто вообще не знает, как организовывать прессинг. Представление о нем имеют – по телевизору видели. А как сделать это – не знают. Приходится взрослым парням объяснять азы футбола.

В Воронеже три бюджетных футбольных спортшколы. Но и частные секции, существующие за счет родителей, не являются панацеей, утверждает Сергей Воробьев.

– Если ребенок в одном из матчей не вышел на поле, к тренеру подходит папа мальчика: «Я вам за что деньги плачу?». И тот вынужден учитывать недовольство родителей, выпускать на поле более слабого игрока – иначе мама с папой заберут ребенка из секции, и та лишится их денег, – объясняет директор «ФЦШ-73».

  
 Фото – Михаил Кирьянов

Законы не позволяют государству контролировать частные спортивные секции.

– Законодательство несовершенно: деятельность частных спортивных школ ничем не регламентируется – ни спортивной, ни образовательной системами, – говорит руководитель регионального управления физической культуры и спорта Владимир Кадурин. – Приходят родители и платят за обучение своих детей деньги, которые никак не обоснованы. Они не могут разобраться, какую услугу им предоставляют. В региональных и муниципальных школах тренеров заставляют постоянно повышать свою квалификацию. Но, к сожалению, Российский футбольный союз не регламентирует, тренер какой категории имеет право работать с детьми. Категория B – это вещь, которая утверждена в ФИФА. А в России есть отдельные звания – тренер высшей категории, первой и так далее. Нигде не закреплено, какой мировой категории эквивалентны наши отечественные категории. Нет этой «сетки», которая позволила бы контролировать тренеров.

Недостаток стадионов, манежей и футбольных полей

В Воронеже, городе-миллионнике, поля с искусственным покрытием и крытые манежи, где дети могут заниматься и зимой, можно пересчитать по пальцам, напоминает Сергей Воробьев.

– Как можно требовать от спортшкол какие-то результаты, когда у детей нет соответствующих условий для роста? Во время чемпионата Европы все заговорили об Исландии – оказалось, там возле каждой школы строят маленькие площадки, в стране с населением в 330 тыс. человек около 20 полноразмерных полей с искусственным покрытием, восемь крытых стадионов. Все это принадлежит не клубам – поля находятся под патронажем местных властей. Мы сейчас констатируем: «России надо поучиться у Исландии». Это было бы смешно, если б не было так грустно, – говорит Воробьев.

 
 Фото –  Андрей Архипов

Необходимость быстро давать результат

За последние шесть лет «Факел» постоянно находился в положении, когда менеджменту клуба необходимо было добиваться сиюминутных результатов. Играя во втором дивизионе, команда все время должна была стремиться к повышению в классе – воронежские болельщики и руководство региона отказывались считать низшую профессиональную лигу подходящим местом для «Факела». В сезонах 2011/12 и 2015/16 клуб попадал в ФНЛ, но воронежским футболистам сложно проявить себя в первом дивизионе, не успев поиграть даже во втором.

– Просто так нельзя взять и выпустить дублера в матче ФНЛ, – говорит Сергей Сопнев. – Вчера сыграть в матче любительских коллективов, а завтра действовать против соперников уровня подэлитного дивизиона – так не бывает. Надо «повариться» в одном котле с основной командой – поучаствовать в игровых тренировках, пройти сборы и соответствующую тактическую подготовку. На это нужно минимум полгода, а то и больше. Сразу могут заиграть только уникумы.

Последним местным игроком, пробившимся в основной состав «Факела», был воспитанник Сопнева, голкипер Дмитрий Терновский – в 2012 году.

– Константин Сарсания в бытность тренером «Факела» сказал распустить команду 1993 года рождения и набрать в дубль ребят на два года младше, – вспоминает директор «ФЦШ-73» Сергей Воробьев. – Парни остались предоставлены сами себе. Он же привозил в «молодежку» игроков из Москвы, Брянска и других городов – местные у него были не в фаворе. И сейчас молодых воронежцев к основному составу почти не подпускают. В СССР было правило: в домашнем матче команды на поле должны появиться двое местных молодых игроков, в выездном – один. Благодаря этому пункту в регламенте заиграл Валерий Шмаров. Сегодняшним шмаровым играть не дают, их в лучшем случае держат на скамейке запасных, а на поле находятся иногородние тридцатилетние мужики. А в РФПЛ эти места занимают средней руки легионеры. К сожалению, это проблема не только воронежского футбола – это беда всероссийского масштаба. Никто не хочет вкладывать в детей – всем хочется успеха здесь и сейчас. Да, их воспитание всегда будет затратным. Но это инвестиции в наше с вами будущее. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».