На днях «Русское радио-Воронеж» отметило 17-летие. Поздравить радийщиков с днем рождения приехали актеры популярного в середине 90-х юмористического проекта «Каламбур»: Татьяна Иванова (грозная Баба со сковородкой), Вадим Набоков (Морячок-дурачок), Олег Колчин (влился в коллектив недавно, выступает в шкуре Медведя) и Алексей Агопьян (находчивый пилот Дринкинс в «Крутом пике»). Последнего, правда, журналисты на следующее утро так и не увидели. «Агопьян – не пьян, просто у него съемки в Санкт-Петербурге, он улетел», – заступился за коллегу Набоков.
Кстати, этого интервью могло и не быть. Равно как и самих артистов в Воронеже. Вадим Набоков рассказал, что в интернете под его именем «гуляет» некий аферист, который мало того, что гастролирует под маркой «Каламбура», так еще и деньги на лечение больной раком девочки собирает (к слову, ребенок реально существующий и уже два года как выздоровел). Так вот воронежские организаторы сначала связались именно с ним. По счастью, предоплату отправить мошеннику не успели, кто-то из знакомых нашел телефон настоящего Вадима Набокова, и обман раскрылся.
В Воронеж, по словам актеров, они ехали с трепетом. Для Татьяны Ивановой наш город вообще - малая историческая родина: здесь родились ее бабушка и отец. Дедушка был военным, поэтому семья часто переезжала то в Москву, то в Кишинев, то в Одессу, где,в конце концов, и осела.
– Я первый раз в Воронеже, и мне тут очень нравится,– призналась Татьяна. – Город, хоть и миллионник, но я не заметила в нем столичной суеты, в хорошем смысле не «воняет мегаполисом»! Красивые улицы, не испорченные хайвеем, люди ходят «постепенно», как и у нас в Одессе.
У Вадима корней в Воронеже не обнаружилось, но, по словам актера, многие его родственники живут по соседству: в Курске и Белгороде. Говорит, когда передают прогноз погоды, всегда «за компанию» отслеживает, какая температура и в Черноземье.
Как телевизионный проект «Каламбур» прекратил свое существование в 2001 году, но его персонажи до сих пор популярны и периодически мелькают в ротации кабельных каналов, а веселый мотивчик из «Деревни дураков» многие и сегодня скачивают на телефон.
Сами актеры о причине успеха говорят так: "В «Каламбуре» были заложены простой человеческий юмор и искренность. Зрители это видели и чувствовали".
– Мы начинали во времена формирования нового телевидения: «Утренняя почта» отошла на второй план, «Вокруг смеха» надоела, новогодние огоньки уже у всех сидели в печенках. Передачи серьезного формата развалились, выжить смогли только комики и клоуны. Появилось много программ, которые транслировались после полуночи. Люди были в шоке: как, оказывается, и ночью идут передачи, а не рябушки! «Маски-шоу», «Каламбур» стали той свежей струей воздуха, которой не хватало новой России. Нам удалось сделать юмористический проект, свободный от политики, болтологии. Поэтому нас полюбили и запомнили на долгие годы, – считает Вадим.
Татьяна добавляет, что без грима их, конечно, мало кто узнает, и это ее даже немножко радует:
– А то, бывает, подходят взрослые люди и говорят: «Блин, вы из моего детства!». А мы про себя думаем: "Блин, какие же мы старые уже! Те, кто вырос на нашей программе, сами стали родителями – получается, через наш «Каламбур» прошло уже несколько поколений!".
Не без гордости артисты рассказали и том, что формат журнала видекомиксов (прообраз нынешних скетч-шоу) они придумали сами и вполне бы могли обогатиться, продав права за границу. Но торговать собственной маркой не стали. Хотя «Каламбур» пользовался определенной популярностью в Америке и Европе, где его ретранслировали.
– Правда, некоторые моменты пришлось переписать, так как на Западе не понимали наших специфических «языковых» шуток. Например, иностранцам было невдомек, почему персонаж из «Деревни дураков» просыпается утром с больной головой – они даже догадаться не могли, что накануне он перебрал самогонки, а теперь мучается с похмелья. У них там как: с пятницы на субботу выпил, в воскресенье "откис" – и в понедельник на работу. А наши всю неделю пьют! – смеется Набоков.
Между прочим, на съемках в огромной бутыли вместо самогона плескалось обычное молоко, разбавленное водой. А в сценах, когда героям приходилось отхлебывать из горла, использовался ананасовый напиток. Вино киношники подменяли вишневым соком с газировкой.
Еще один секретик таила в себе сковородка, которой Баба, в исполнении Татьяны, от всей души лупила Мужа-алкоголика и соседа-Морячка.
– Это была самая дешевая тефлоновая сковородка, типа «Тефаль», хотя понятно, что ни с какой «Тефалью» она и рядом не лежала, – вспоминает актриса. – Главный ее плюс был в легкости. А на дно вдобавок приклеили кусочек поролона, чтобы не так ощущался удар. Иногда, признаюсь, забывалась, особенно после тысячного дубля, и так входила в раж, что реально набивала ребятам шишки. Вадиму в этом плане меньше доставалось: он хитрый, специально подставлял под сковородку мягкий помпон на бескозырке.
Интересно, что в любовный треугольник, сложившийся между героями «Деревни дураков», зрители и вправду верили и считали, что в реальной жизни Татьяна – супруга актера Сергея Гладкова (исполнителя роли Мужика), а Вадим Набоков – ее любовник. На самом деле Татьяна как раз замужем за Вадимом и никакими «треугольниками» в их крепкой актерской семье даже не пахнет.
– Дома мы иногда, бывает, ругаемся. Но до сковородки дело не доходит! – уверяет Татьяна.
В свободное от гастролей время актриса снимается в сериалах на второстепенных ролях, в шутку величая себя «королевой эпизода», и валяет из шерсти игрушки. Поначалу это было просто увлечение – делала куколок на подарки друзьям, потом изготовила всех персонажей «Каламбура» – да так похоже, что теперь от заказов на именные куклы отбоя нет. Супруги уже подумывают над созданием собственного сайта. У Татьяны и слоган готов: «Куколка вуду – индивидуальный подход к каждому клиенту!».
О подарках поклонников артистка тоже отзывается с теплотой:
– Помню, в начале 2000-х, на Украине после концерта подошел дядечка, долго переминался с ноги на ногу, а потом смущенно признался, что является большим фанатом «Каламбура». Он рассказал, что служит в армии, денег на цветы у него нет, а так хотелось сделать мне что-нибудь приятное... И достает пилотку, абсолютно нулячую, со штемпелем 1975 года! В комплекте также шла военная фляжка с водкой. Это было так трогательно! Я сказала, что водку не пью. А он ответил, что водку можно вылить, а фляжку на память оставить. Так они у меня дома до сих пор хранятся!
Считанные дни остаются до Нового года, участники «Каламбура» в предвкушении праздников. Но если нормальные люди в новогоднюю ночь спешат домой, Татьяна и Вадим, напротив, стараются провести праздник на работе:
– В этом году, к счастью, мы выступаем в Ялте, на берегу Черного моря, - рассказали артисты. – Так сложилось, что работа и Новый год стали для нас понятиями неразделимыми: отработали, в костюмах и гриме забежали к гостям, под бой курантов выпили шампанское и через 15 минут опять на сцену. Зато после концерта ты весь в мишуре и дождиках, обалдевший от шоу, приезжаешь домой и засыпаешь с приятной усталостью. И это такой кайф! Однажды что-то не сложилось, и нам пришлось встречать Новый год дома: выпили-закусили, снова выпили-закусили – ску-у-учно! Через полчаса спать пошли. А самый запоминающийся Новый год мы встретили в 2000-м году в Таллинне, в совершенно уникальном месте. Во времена СССР, под Таллинном был построен закрытый ботанический сад: громадное здание из стекала, внутри папоротники, бананы, толстенные баобабы – фиг обхватишь. И вот там у нас проходил корпоратив. Ничего смешного не было, но впечатление обалденное: за окном снег, мороз, а ты – в тропиках!
«Каламбурщики» также рассказали РИА «Воронеж», какие подарки заказывают у Деда Мороза их дети:
– Сын Илья, когда во втором классе учился, попросил мобильный телефон. Мы с мужем категорически не хотели его покупать, так как не видели смысла: в школе ребенок весь день находится, если что случится – учительница позвонит. И тогда Илюша пошел на хитрость. Сказал, что Деду Морозу мобильник заказал. Если телефон окажется под елкой, значит, Дед Мороз существует. Нашел же как развести! Пришлось исполнить его желание. Сейчас лбу уже 16-й год идет, а он только в прошлом году догадался, что подарки родители покупают! А дочке Маше, в ее 6,5 лет, что не положи под елочку – все в радость. В этом году, правда, она пошла по стопам брата и попросила эту жуткую куклу Монстр Хай. Я бы в жизни такое страшилище не купила, но дочка заявила: «Как хочешь, а я Деду Морозу заказала!».