16 июля украинский консул Геннадий Брескаленко и адвокаты Марк Фейгин, Николай Полозов и Илья Новиков смогли посетить в воронежском СИЗО № 3 украинскую летчицу Надежду Савченко. Визит длился более двух часов. Несмотря на то, что консул начал процедуру оформления в изоляторе около 16:00, незадолго до официального закрытия СИЗО для посетителей (в 17:00), время посещения подследственной ему и адвокатам продлили.
Выйдя из СИЗО, Брескаленко долго разговаривал по телефону. Вскоре на сайте правительства Украины появилось официальное заявление о посещении консула Надежды Савченко. Около восьми вечера консул и адвокаты вышли к журналистам.
Марк Фейгин заявил, что украинскую летчицу «незаконно переместили на автомобиле с территории Украины на территорию России» и «передали с рук на руки русским спецслужбам». Адвокат опроверг участие его подзащитной в боевых действиях, подчеркнув, что Савченко лишь «принимала участие в спасательных операциях, вывозила раненых из мест, где происходили боестолкновения, в основном в Луганской области».
– Естественно, она никогда не видела целью – ни как наводчица, ни в каком-либо другом качестве – российских журналистов, Савченко представления не имела, что с ними происходило в этот период. Она также считает их гибель драмой, чудовищной трагедией и не испытывает от этого никакой радости, если кто-то пытается это так представить, – пояснил адвокат.
Николай Полозов также подставил под сомнение то, что Савченко действовала в качестве наводчицы, передав координаты о местонахождении журналистов ВГТРК украинской артиллерии.
– У нее совершенно иная специальность. Савченко летчица и никакого отношения к методам наведения не имеет,
Между тем, ранее Надежда Савченко в беседе с правозащитниками, посетившими ее в СИЗО, заявила, что «воевала за свою страну и выполняла свой долг», и подтвердила, что координировала огонь по ополченцам.
Консул Украины в России Геннадий Брескаленко рассказал некоторые детали того, как Надежда Савченко попала в Воронежскую область. Ранее Следственный комитет России (СКР) заявил, что она пересекла границу под видом беженки, после чего ее задержали при проверке документов.
Брескаленко назвал эти сведения «не соответствующими действительности» и пояснил, что Савченко якобы вывезли с территории Украины «незаконно, с мешком на голове» – через Луганск, затем в направлении Красного Луча (город в Луганской области), после чего привезли в Россию.
– Дополнительную информацию вы узнаете из украинских СМИ, – отметил консул, пообещав, что Украина предпримет все меры для возвращения летчицы на территорию этой страны.
– Украинская сторона требует возвращения на территорию Украины нашей незаконно вывезенной в Российскую Федерацию гражданки, проведения соответствующего расследования того, как это могло произойти, и привлечения виновных лиц к ответственности. Соответствующие ноты мы направляли ранее российской стороне,
Марк Фейгин уточнил, что в Россию его подзащитную перевезли примерно в 20-х числах июня – восстановить точную хронологию событий адвокаты в течение одного визита к Савченко не успели из-за недостатка времени.
По словам Николая Полозова, Савченко добровольно голодала в СИЗО восемь дней, пытаясь таким образом добиться встречи с консулом и адвокатами. 16 июля она прекратила голодовку. Марк Фейгин подчеркнул, что Савченко чувствует себя хорошо, «никто над ней не издевался», а учреждение ФСИН «относится к ней весьма внимательно».
В ближайшее время на лицевой счет Савченко в СИЗО поступят деньги от посольства Украины в России, чтобы она смогла купить в местном магазине необходимые продукты.
Марк Фейгин заявил, что роль Надежды Савченко в гибели журналистов ВГТРК «притянута за уши», и пообещал, что 17 июля адвокаты Надежды Савченко передадут апелляционную жалобу в Новоусманский райсуд, который принимал решение об аресте украинки – адвокаты добиваются избрания ей более мягкой меры пресечения. Кроме того, в случае, если Воронежский облсуд отклонит апелляцию, адвокаты намерены обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.
– Мы считаем, что участие независимых адвокатов может качественно изменить ход дела. То, что Надежда оказалась в воронежском СИЗО, – это воля следствия. По существу, ее надо перемещать в Москву и вести дело там, где оно было возбуждено. Нет необходимости держать ее в Воронеже. Но это решает следствие,
Отказ от услуг воронежского адвоката (в первые дни после помещения летчицы под стражу ее интересы представлял Николай Шульженко) Марк Фейгин объяснил желанием самой Савченко.
– Ей нужны были независимые адвокаты, которых выберут ее сестра и ее близкие и которые, скажем так, имеют – пусть негласное – одобрение со стороны украинского руководства, – сказал Фейгин.
На вопрос, почему украинская сторона так сосредоточилась на судьбе одной гражданки в то время, как в Россию продолжают прибывать жители этой страны, спасающиеся от боевых действий (только в Воронежскую область приехали более 1,5 тысяч украинцев), адвокат пояснил, что Савченко находится в более тяжелой ситуации:
– Ей грозит пожизненный срок, если наказание будет максимальным. Очевидно, что человеку в такой ситуации нужно помогать. Не думаю, что украинское посольство безразлично относится к судьбе беженцев. Но помочь всем тяжелее, чем сфокусировать внимание на одной из гражданок Украины. Не вижу здесь каких-либо противоречий.
Геннадий Брескаленко в свою очередь в ответ на аналогичный вопрос заявил, что информация о количестве жителей Украины и о местах их содержания в Воронежской области «не подтверждена»:
– Пожалуйста, представьте подтвержденную информацию письменно об этих центрах и количестве наших граждан, – отметил консул.