Руководитель регионального управления антимонопольной службы Владимир Рохмистров недавно провел пресс-конференцию по итогам деятельности своего ведомства в 2012 году. Это было первое из публичных мероприятий УФАС, где не прозвучало слово «бензин». Похоже, в прошлом году воронежцы привыкли к относительной стабильности топливного рынка с редкими копеечными прибавками в ценниках. Уверились, что все идет по справедливым рыночным законам.
И когда на этой неделе Росстат объявил, что Воронеж стал лидером среди российских регионов по росту бензиновых цен – наряду с далекими Биробиджаном и Владивостоком. Это стало если не шоком, то неприятной неожиданностью для наших автолюбителей.
Особенно обидно, что при этом более чем в сорока регионах России цены не изменились, а в девяти - даже снизились! В Кызыле, например, они упали настолько же, насколько повысились в Воронеже. Где же здесь справедливость рыночных законов?
Все под контролем?
Ничто не ново в этом мире. Год назад тоже наблюдался бензиновый рост. Воронеж при тогдашнем почти двухпроцентном скачке цен, произошедшем в течение января, тоже считался лидером. Но - маленький нюанс. Тогда это было лидерство по абсолютному уровню бензиновых цен в масштабах ЦФО (кроме, понятно, Москвы). Бензин марки АИ-92 в начале февраля в Воронеже стоил в среднем 26,41 рубля за литр. Сейчас мы имеем лидерство по темпам роста. Если бензиновый прайс в среднем по стране подрос на 0,3 процента, то в Воронеже - на целый процент. В то же время абсолютные цены, по данным регионального управления ФАС, несколько стабилизировались.
- Мы производим ежемесячный, еженедельный и ежесуточный мониторинг, - рассказал Владимир Рохмистров. Цены с начала года действительно подросли, но не одновременно и на разную величину: у кого на 30, у кого на 40 копеек. ВТК действительно не повышала цены в последнюю неделю, но в самом начале года небольшие корректировки в сторону повышения были и у нее. Признаков ценового сговора нет, это можно утверждать точно. Как и то, что существенно заниженная цена в нынешних условиях свидетельствует лишь о фальсификации продукта. Мне самому в поездках по Черноземью приходилось «попадать» на фальшивый бензин.
По наблюдениям специалистов ФАС, оптовые цены на бензин в Воронежской области примерно такие же, как в Белгороде, чуть выше, чем в Липецке, Орле и Брянске. Чемпионом же по ценам является Старый Оскол, что, вероятно, объясняется спекулятивными скупками из ближней Украины (впрочем, в нашей области такое тоже наблюдается). Зато цена на сжиженный газ в Воронежской области на целых 1,5-2 рубля ниже, чем у соседей!
Такую ценовую ситуацию антимонопольщики называют справедливой. Но как она будет развиваться, сказать трудно.
Чем лучше, тем дороже
Рост цен на бензин, как говорят высоколобые эксперты, обусловлен двумя основными объективными факторами. Это инфляция и повышение с 1 января акцизов на топливо класса Евро-3. Кроме того, сейчас многие топливные компании делают запасы на весну, пытаясь застраховать себя от дефицита, когда ряд нефтеперерабатывающих заводов должен встать на плановый профилактический ремонт.
Это что касается большого всероссийского рынка. А вот Михаил Костин, начальник отдела розничных продаж компании ВТК, уверил нас, что цены на заправках его компании стабильны. И во всех прецедентных ситуациях так и было: ВТК поднимала цену последней из основных игроков в регионе. И ее ценник полностью зависел от того, на какой планке остановятся «Роснефть» и «Лукойл». Чудес не бывает: оптовые поставки независимым розничным операторам идут с нефтеперерабатывающих заводов той же «Роснефти» и других вертикально-интегрированных компаний – ВИНКов.
Плюс надо же добавить к оптовой цене пару рублей собственной маржи, но в конце концов так ужаться в операционных расходах, чтобы не превзойти ВИНКи в розничной цене больше, чем на рубль. Иначе покупать «независимый» бензин перестанут.
- Ситуация такова, что и рассуждать о ней особенно нечего. ВИНКи повышают цену вслед за акцизами, мы следуем вслед за ВИНКами. Для рядового потребителя эта игра неинтересна, да и итоговые цены, судя по отсутствию очередей на заправках, его не очень-то волнуют. А вот для независимых компаний – вроде ВТК, «Донако», «Калины Ойл» - это каждый раз болезненный удар по экономике. В последнее время немного выручают закупки на бирже. Там цены конкурентные, технологии простые. Если бы нефтяные монополии в точности исполняли рекомендации правительства и выставляли на биржу 15 процентов продукции своих НПЗ, у независимых компаний был бы шанс даже сыграть на понижение. Но монополии предпочитают управлять ценами в ручном режиме.
Нынешнее повышение акцизов на шесть процентов вовсе не означает, что и розничные цены повысятся на шесть процентов. Точную цифру будут определять множество других факторов.
Одним из таких факторов будет неизбежно служить обязательный переход России на стандарт Евро-3 (якобы уже совершенный с 1 января), далее – на Евро-4. В 2016-м мы перейдем на Евро-5, когда в Европе будет уже Евро-6. То есть по качеству почти догоним, и по ценам – приблизимся к своим цивилизованным соседям. Ведь использоваться будут те же технологии, те же присадки, что в Бельгии или Норвегии. Деньги на реконструкцию НПЗ потребуются огромные, и они рано или поздно будут заложены в стоимость топлива. Правда, государство обещает компенсировать затраты, снижая акциз с каждым переходом на более высокий уровень качества. Ну, так ведь акцизы – это когда еще снизят, а деньги на реконструкцию нужны уже сегодня.
Ну и нельзя, конечно, сбрасывать со счетов покупательское поведение. В большей части российских кризисов была виновна паника, когда бензином заполнялись все канистры, банки, кастрюли и ложки в доме. В эпоху Интернета панику при желании можно организовать быстро – и заработать на ней много.
Это не кризис. Это коррекция
Теоретически возможно, что при изменении ценовой конъюнктуры цены на мировых рынках будут снижаться. Но тут уж вступает в силу еще один фактор - российская деловая традиция. Мы уже отвыкли от того, что, однажды повысив цены, топливные компании потом бы их снижали. Такое бывало после многосотмиллионных штрафов ФАС или наистрожайших предупреждений премьер-министра. Нынче ВИНКи предпочитают не навлекать на себя таких бурь. «Повышаются» медленно и прозрачно. Но неуклонно. Поднимая стоимость бензина на АЗС в сезон низкого спроса, компании, скорее всего, хотят резкого роста цен на бензин в течение года.
Так что, как ни парадоксально, нынешний рост цен – это показатель лояльности топливных компаний и даже признак заботы о нас, гражданах и автолюбителях.
Цена этой заботы, по прикидкам высоколобых экспертов, составит 2- 2,5 рублей за литр до конца 2013 года.
К сожалению, главный «виновник» бензинового роста в Воронежской области – компания «Роснефть» и ее региональное подразделение «Воронежнефтепродукт» - отказались дать свои данные о росте цен и прогнохзах на дальнейшую корректировку. Пресс-службы уважаемой корпорации работают только по письменным запросам. Но на ответ по запросам уходит обычно несколько дней, а цены меняются порой за часы. Но, кажется, все и без того ясно.