, Воронеж
  • 30110

В Воронеже «Газпром» требует снести дачи из-за помех в ремонте крупного газопровода

Воронежцы безрезультатно судились с корпорацией за перенос опасной трубы, эксплуатируемой с 1964 года, от их домиков.
В Воронеже «Газпром» требует снести дачи из-за помех в ремонте крупного газопровода В Воронеже «Газпром» требует снести дачи из-за помех в ремонте крупного газопровода
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

В январе 2014 года в Воронеже начнется рассмотрение необычного дела. Росимущество обратилось в Советский райсуд с иском о сносе дачи Веры Новичихиной, участницы садоводческого товарищества «Лесовод-2» в Шилово. Домики летнего поселка мешают ремонту магистрального газопровода, принадлежащего ООО«Газпром трансгаз Москва». Газовики утверждают, что ремонт трассы невозможен из-за живущих рядом людей. Но граждане построили свои дома еще в 70-90-е годы, а свое право жить здесь Вера Новичихина уже отстояла в суде у юристов«Газпрома».

Противостояние между жителями Воронежа и крупнейшей корпорацией страны развернулось в конце «нулевых» годов вокруг газопровода, питающего весь город и Масловскую промзону. В «Газпроме» его называют «стратегическим объектом». По иронии судьбы он проходит через дачные поселки, которым принадлежат спорные участки. В других городах в подобных случаях газовикам удавалось через суд выселять дачников, однако воронежцы отстояли свои дома. Позже уже сами дачники попытались через суд обязать «Газпром трансгаз Москва» и воронежскую мэрию привести трассу в соответствие со СНиП – вынести трубы за пределы города. Люди ссылались на то, что газопровод - опасный производственный объект, и его нахождение в черте города незаконно. Но суд гражданам в удовлетворении иска отказал.

Сейчас воронежцы, домики которых расположены в охранной зоне газопровода, понимают, что иск Росимущества к Вере Новичихиной необходим «Газпрому», чтобы создать прецедент, на основании которого компания сможет потребовать снести и остальные дачи.

Опасная зона отдыха

До 2009 года дачники СНТ «Лесовод-2» и «Железнодорожник-2» вовсе не знали, что их домики находятся в охранной зоне магистрального газопровода, питающего Воронеж. Члены СНТ «Лесовод-2» получили участки в конце 80-х и начале 90-х годов, а участники «Железнодорожник-2» (бывший «Авиатор») и того раньше – военным выделяли участки еще в 70-х годах. Но за 20-40 лет о производственной трубе по соседству никто не слышал. Поэтому судебные иски к двум членам «Лесовода», Вере Новичихиной и Валентине Рыбкиной, участок и дом которых оформлены в собственность, стали для всех шоком.

 Мы узнали о том, что живем фактически на газопроводе только тогда, когда «Газпром» в 2009 году подал на нас в суд, – вспоминает Вера Новичихина. – Я купила участок с домиком для мамы в 1997 году, чтобы ей было легче адаптироваться в городе при переезде в Воронеж из деревни. Когда на нас подали в суд, чтобы мы своими руками снесли домик, баню, сарай, я долго не решалась сказать об этом маме. Я сама ужасно нервничаю из-за судов, а ей 83года, и мне страшно за нее. Ведь дача, которую хотят снести да еще за наш счет, для мамы – единственная отдушина.

Вера Новичихина

Соседка Веры Ивановны по даче Нина Морар уверена, что, если корпорации удастся выиграть суд, ее домик пойдет под снос следующим. Для Нины Тарасовны дача – единственная возможность вывезти сына-инвалида летом на свежий воздух. Как и многие люди невысокого достатка, пенсионерка и ее сын «кормятся» со своего участка. Потерять дачный домик для их семьи - настоящая катастрофа.

Как и Нина Морар другие 62 члена СНТ «Лесовод-2»и соседних товариществ с Ближних садов в Шилово сразу поняли, что в случае выигрыша иска снос может грозить кому угодно. Магистральный газопровод  – отвод проходит вдоль садоводческих товариществ и, по словам дачников, на расстоянии от 25 до 150 метров до него находится порядка 400 участков.

В «Газпроме» подтвердили, что для ремонта газопровода необходима широкая полоса свободной от строений земли.

 Для проведения работ по обследованию и возможному ремонту магистрального газопровода-отвода необходима полоса отвода для отвала грунта и проезда спецтехники. Ширина отвода земельного участка принимается в соответствии с нормами и для данного магистрального газопровода-отвода составляет 33 метра. Это невозможно исполнить ввиду расположения некоторых дачных участков на расстоянии пяти метров, – пояснил РИА «Воронеж» начальник Воронежского линейно-производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва» Сергей Пинкевич.

По его словам, обязательным условием проведения ремонтных работ является отсутствие работников, не связанных с ремонтными работами в рабочей зоне - 25 метров, и посторонних в опасной зоне производства работ 150 метров. В ней вследствие возможной утечки газа или газового конденсата может образоваться взрыво­опасная концентрация и произойти воспламенение (взрыв) или другие негативные послед­ствия. Поэтому безопасное проведение возможных ремонтных работ на магистральном газопроводе затруднительно при постоянном нахождении строений и населения дачного микрорайона в опасной зоне, утверждают представители компании.

Или дачи, или газопровод?

В 2010 году в суде представители «Газпром трансгаз Москва» потребовали от Веры Новичихиной сноса ее дачи на том основании, что ее участок застроен в охранной зоне газопровода самовольно, без согласования с компанией. Они также сослались на СНиП, в котором указано, что прокладка магистральных газопроводов по территориям населенных пунктов не допускается. Однако суд встал на сторону дачницы, отметив, что истец не доказал своего права требовать с Новичихиной согласования строительства. В решении суда также сказано, что Новичихина является членом «Лесовод-2», исправно платит взносы и «использует участок без нарушения целевого назначения». Суд признал, что садовый дом Новичихиной не входит в 25-метровую охранную зону трубопровода, он располагается в 35 метрах.

– Учитывая российскую судебную практику, нам удалось сделать практически невозможное. На Севере и в Подмосковье дачные поселки, расположенные в охранной зоне подобных газопроводов-отводов, по искам того же «Газпром трансгаз Москва» сносили даже у собственников домов и участков, – говорит представитель Веры Новичихиной из юридического агентства «Консультант» Дмитрий Михалевич.

Сумев отстоять свои дома, дачники попытались перейти в контратаку – ведь никакой вины за строительство домиков они за собой не чувствовали, и судебная инстанция подтвердила их правоту.В 2012 они обратились в суд с иском к ООО «Газпром трансгаз Москва» и мэрии Воронежа о приведении газопровода в соответствие со СНиП и его переносе за пределы Воронежа. Своим оружием они сделали все те же строительные нормы и правила, которые использовал против Веры Новичихиной «Газпром». Ведь по СНиП магистральные трубопроводы не могут быть проложены по городам и селам – минимальное допустимое расстояние от проектной городской черты должно составлять 150 метров. Члены СНТ «Лесовод-2» во главе с Верой Новичихиной настаивали, что крупный газопровод в черте города опасен, он нарушает их права на экологию и жизнь.

– Газопровод с давлением в 55 атмосфер, диаметром 500 мм и протяженностью почти 20 километров, который проходит от Новой Усмани по Левому берегу и дну воронежского водохранилища, с момента введения в эксплуатацию в 1964 год ни разу капитально не ремонтировался. При этом расчетный срок службы магистрального трубопровода составляет 20-25 лет, – утверждали в суде дачники.

В ответ юристы ООО «Газпром трансгаз Москва» пояснили, что «газопровод был построен до выделения участков и строительства на них домов». Также они отметили, что все нормы закона, на которые ссылаются истцы,были приняты после строительства газопровода – то есть после 1964 года - поэтому обратной силы не имеют. Но и этот аргумент газовиков неожиданно оказался обоюдоострым.

– Заявив о том, что закон обратной силы не имеет, юристы ООО «Газпром трансгаз Москва» фактически отказались от СНиП 1985 года. В последние годы в исках к дачникам по всей стране о сносе их домов «Газпром трансгаз Москва» для обоснования своих претензий ссылался на этот СНиП. Как теперь после такого судебного решения представители компании будут упоминать его нормы, неизвестно. Поэтому, отстояв возможность не переносить газопровод за пределы Воронежа, компания попала в непростую ситуацию. Ведь большинство газопроводов в стране были проложены до 1985 года, – считает Дмитрий Михалевич.

«Состояние объекта удовлетворительное»

На судебном разбирательстве встал вопрос: кто, куда и на какие средства обязан переносить газопровод? Цена таких работ может составить несколько десятков миллиардов рублей.

В «Газпром трансгаз Москва» считают, что ни о каком переносе объекта не может быть и речи. В компании ссылаются на диагностические обследования, которые установили, что газопровод-отвод к ГРС-2 Воронежа находится в удовлетворительном техническом состоянии. К тому же в период с 2000 по 2012 годы в капитальные и текущие ремонты магистрального газопровода и ГРС было инвестировано более 132 млн рублей. Очередной ремонт газопровода-отвода с вложениями более 20 млн рублей запланирован на 2014 год, а его обследование - на 2015 год.

– Магистральный газопровод-отвод к ГРС-2 Воронеж является одним из стратегически важных топливно-энергетических объектов, необходимых областному миллионному центру для жизнеобеспечения социально значимых объектов населения, и перспективному развитию предприятий и развивающегося промышленного района «Масловская промзона», – отмечает Сергей Пинкевич.

Про трубу-то забыли

Кто виноват в том, что садоводческие товарищества оказались так близко к крупному опасному объекту, спрашивать сейчас уже не с кого. Земли под садовые товарищества в Шилово воронежские власти в 70-х – начале 90-х отводили различным предприятиям и организациям, а те в свою очередь нарезали участки своим работникам. Никаких данных о месте прокладки в Шилово газопровода у городских чиновников не было. При этом в своем иске к ООО «Газпром трансгаз Москва» дачники ссылались на Постановление Совета Министров 1981 года, согласно которому данные о фактическом положении трубопроводов должны были передаваться властям для нанесения на карты землепользования. Но никто этого так и не сделал.

Еще дачники представили суду переписку 97-98 года между инстанциями о том самом газопроводе. Руководитель Воронежского управления магистральных газопроводов В. Воронцов в своем письме к тогдашнему главе администрации Воронежской области Ивану Шабанову просил остановить строительство дачных домиков в охранной зоне газопровода и наказать виновных в том, что выделили участки. Со своей стороны он обещал, «учитывая чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в охранной зоне магистрального газопровода», просить руководство «Газпром» о его остановке и прекращении подачи газа. Позднее он сообщал, что прекращает подачу газа на ГРС-2 с 1 мая 1998 года.

Потенциальные риски

На вопрос о последствиях возникновения жилья вблизи газопровода ООО «Газпром трансгаз Москва» дал корреспонденту РИА «Воронеж» четкий ответ – соседство людей и газопровода действительно опасно.

– Ведение хозяйственной деятельности в охранной зоне магистрального газопровода-отвода предполагает возможность его повреждения, – подчеркивает Сергей Пинкевич.

По его словам, в охранной зоне дачниками установлены заборы, опоры линии электропередач, строения и сооружения. На оси газопровода организуются свалки отходов, которые жгут, что категорически запрещено.

В качестве примеров потенциальной опасности представители ООО «Газпром трансгаз Москва» привели недавние разрывы магистральных газопроводов.

3 ноября 2012 года в Подмосковном Щелково огонь уничтожил 17 дач садоводческого товарищества «Алмаз». А 21 сентября подобная авария случилась около села Гомельское Днепропетровской области. К счастью, при взрыве в безлюдной местности никто не пострадал. Однако в результате разрыва газопровода под давлением 40 атмосфер образовалась воронка глубиной в 2,5 метра, а участок трубы длиной около 16 метров был отброшен в сторону. Куда печальнее были последствия при ЧП в Польше, когда при взрыве на газопроводе высокого давления погибли три человека, еще десять пострадали. На месте аварии образовался огненный столб, и властям пришлось проводить эвакуацию местных жителей.

«Почему мы крайние?»

Члены СНТ «Лесовод-2» говорят, что они не боятся жить рядом с газопроводом.

– Мы с большим трудом строились почти 8 лет. Сами знаете, в начале 90-х не было денег и стройматериалов. Двадцать лет мы отдыхали летом на даче и ничего не знали о газопроводе, никаких ЧП не было. А умереть можно в любом месте, всякое случается, – говорит Нина Морар. – Страшно не жить рядом с газопроводом, страшно, если отберут дачу…

Председатель СНТ «Лесовод-2» Владимир Королев уверен, что трубу возможно перенести на безопасное от дач расстояние. Тем более несколько лет назад велась речь об увеличении мощности газопровода и диаметра трубы до метра для питания «Масловской промзоны». Больше всего Владимира Королева возмущает, что члены товарищества из-за писем «Газпром трансгаз Москва» во все инстанции не могут приватизировать дачи.

– Люди прожили здесь десятилетия и не могут оформить в собственность свое, кровное. Не могут провести себе газ. Все члены СНТ люди небогатые и то, что им не дают нормальной жизни, – вопиющая ситуация. В свое время в «Газпроме» не отправили данные, чтобы нарисовать трубу на схеме города. Власти, ничего не проверив, выделили земли под участки. Почему мы – обычные люди,оказались крайними? – задается вопросом Владимир Королев.

Сейчас новые волнения дачников вызвал иск к Вере Новичихиной от Росимущества по обращению «ООО «Газпром трансгаз Москва». Теперь основанием для сноса «самовольных построек» называют то, что участок Новичихиной якобы находится на федеральной земле Гослесфонда, которая не предназначена для строительства. Представители ООО «Газпром трансгаз Москва утверждают, что нашли нарушения при выделении в СНТ «Лесовод-2» дополнительного куска земли площадью 2,5 га, и можно требовать демонтажа строений.

–Я считаю, что ущемляются права обычных людей. Мне совсем непонятно, чем мы так мешаем. Мы смотрели практику по подобным искам Росимущества к гражданам, и у нас есть неплохие шансы не проиграть этот иск. В любом случае буду бороться за дачу до конца, потому что выхода у меня нет. Тем более что следом за мной лишить дач могут несколько десятков, если не сотен других людей – стареньких бабушек и военных пенсионеров, – говорит Вера Новичихина.

До первого судебного заседания по новому иску к ней остается около месяца.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: