Воронежские предприниматели и представители креативных индустрий рассказали в опросе РИА «Воронеж», изменит ли падение рубля их бизнес и образ жизни. Несмотря на то, что большей части «среднего класса» придется приспособиться к наступающим изменениям, кризис даст новые деловые возможности и позволит пересмотреть жизненные приоритеты.
«Появились новые риски и новые возможности»
Николай Шалыгин, руководитель ресторана русской кухни «Гармошка», «Чебуречная №1» и сети пиццерий «Папа Джонс»:
– Валютные скачки мало кого оставили равнодушным. Почти мгновенно мы получили уведомления от большинства наших поставщиков, что следующая партия товаров будет дороже. Это коснулось даже тех продуктов, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к импорту или валютным курсам. Доходит до абсурда подчас. Сейчас непростое время, предприниматели не знают, что можно ожидать дальше, и стараются подстраховаться, подчас, к сожалению, злоупотребляя. В итоге мы имеем повышенную себестоимость, а цены повышать мы не планируем. Хуже дело обстоит с кредитами и займами, некоторые из которых номинированы в евро. Также непросто с арендодателями – в некоторых договорах аренды на помещения указаны повышающие коэффициенты при существенном изменении курса рубля. В целом, нам предстоит непростой год. Но я уверен, что помимо рисков мы столкнемся и с массой возможностей, которыми нужно будет правильно распорядиться. В личной жизни существенная перемена одна – работать приходится намного больше. Работа «с 9 до 18» не про предпринимателей в России. Необходимо уделять внимание каждому аспекту деятельности наших заведений, изыскивать способы снижения издержек и повышения рентабельности в условиях снижающегося спроса.«Я всегда считал цены на искусство в евро»
Николай Алексеев, художник, соучредитель Воронежского центра современного искусства:
– Я зарабатываю двумя способами. Хожу каждый день в офис на работу. И продаю свое искусство музеям и коллекционерам. Из-за проблем с рынком в связи с грядущим в январе подорожанием на мою зарплату в офисе нельзя будет ничего купить, поэтому я планирую на новогоднюю премию купить гипса, олова, холстов и гречки. На рынке искусства в России шел спад уже несколько лет, сейчас всем тем более не до искусства, все думают о том, как сохранить свои капиталы.
По поводу Европы: мне через месяц делать выставку в Германии. Хотел ехать с сыном, но сейчас только перелет подорожал вдвое. Я уже не говорю про материалы.
Как-то так. Но один плюс есть. Я всегда считал цены на искусство в евро. Поэтому та работа, которая стоила 160 тыс. рублей - в январе будет стоить 400 тыс. Правда так же подорожает все остальное.
«Люди срочно хотят инвестировать»
Игорь Титов, лидер движения «ВелоВоронеж», предприниматель:
– На мою жизнь падение рубля не повлияло – катаюсь на велосипеде столько же, общаюсь так же, все идет, как идет. Ездить за границу ради осмотра достопримечательностей мне неинтересно, а по работе, в гости и на конференции буду ездить при любом курсе рубля. При этом есть кое-какие даже положительные перемены. Например, сегодня пошли звонки по проектам с очень низкой отдачей от вложений, больше относящихся к инфраструктуре, развлечениям, социальным сферам. Люди хотят инвестировать!«В 2013 году бюджеты были намного выше»
Ольга Лысова, генеральный директор «PR-холдинг», учредитель студии развлечений Myparty.pro:
– С падением рубля у моего PR-холдинга, к удивлению, добавилось заказов низкобюджетного уровня. К удивлению, потому что цены у нас в евро, так как часть сотрудников работает на фрилансе за границей. А вот заказов масштабных PR-кампаний сейчас нет. Последний проект, архитектурно-дизайнерский фестиваль, мы провели еще на День города Воронежа в сентябре.У event-проекта Мyparty.pro ситуация критичнее. В 2013 году средние бюджеты были выше в полтора-два раза. Сейчас люди стараются экономить. Причем в воронежском направлении сказывается экономия меньше, чем в нашем санкт-петербургском филиале. Там даже у постоянных клиентов бюджеты сократились в два раза. А в ростовском филиале наоборот - бюджеты остались почти прежними. Цены мы стараемся пока держать на докризисном уровне. Кстати, есть еще благотворительный проект «Одно доброе дело». Вот в нем несмотря на падение национальной валюты появилось много желающих поучаствовать и помочь кому-либо. Это радует. На личных планах кризис, конечно, сказался. Планировали после Нового года сразу улететь с детьми в Индию. Но с поездкой, видимо, придется повременить - в бюджет она не вписывается.
«Цены на отдых взлетели жутко»
Алина Ибрагимова, жительница Воронежа, PR-директор управляющей компании и event-агентства «Южная столица»:
– Цены в Сочи взлетели жутко. На Новый год и новогодние каникулы стандартный номер в пятизвездочном отеле стоит в районе 25 тыс. рублей за сутки. Точнее от 25 тыс.! Дешевле не найти. Все переполнено. Уже сейчас там невозможно что-то забронировать. Квартиру у частников и то снять невозможно - цены бешеные. Подъемники на горы подняли до небес - больше, чем на 50% в сравнении с прошлым годом. Ну и весь сервис вырос: рестораны, продукты питания... Не факт, в общем, что в Сочи будет дешевле «откатать сезон», чем в Австрии даже при нынешнем евро. Отдыхают в Сочи в основном русские. Богатые. Так как средний класс можете себе позволить проживание у частников или в гостиницах не выше двух звезд, а лучше и вовсе в хостелах.«Выгодно приезжать в Россию с валютой»
Диана Лихачева, модель:
– Успела вернуться из Стамбула, где проработала два месяца, до этого заоблачного повышения и жалею, что сразу обменяла заработанные доллары на наши деньги. Тогда один доллар стоил 41 рубль. Конечно, еще заработаем, но упущенные возможности жалею. Сейчас оформляю новую Шенгенскую визу, цена которой стала выше. Консульские сборы ведь оцениваются в евро. Могу сказать точно, что в этот раз нацелена привезти из поездки гонорары в долларах и евро. Выгодно возвращаться в Россию с валютой, конечно. Но на выезд из страны теперь придется потратить больше. Минусов все-таки в этой ситуации для меня больше.«Кризис не в доходах, а в головах»
Дмитрий Провоторов, директор интерактивного агентства «Мануфактура» Factory.mn:
– Безусловно, эта ситуация имеет влияние, но сложно сказать, на что именно. В нашей компании нет валютного расчета по договорам – соответственно, нет такого, чтобы резко возросли доходы или расходы. Кризис, прежде всего, влияет на людей, кризис в головах. В нашем коллективе мы стараемся сглаживать ситуацию, чтобы в команде была рабочая обстановка. Сокращений или снижения зарплат у нас тоже не было.Мы работаем с клиентами из Москвы, Воронежа – здесь тоже есть интересные проекты. Возможно, люди будут с меньшей охотой расставаться с деньгами. Думаю, что рынок перейдет на оплату не за «дизайн», а за конверсию: люди будут в первую очередь нацелены на эффективность тех продуктов, которые они запускают.