В воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «День города». Михаил Бычков со своими артистами сделал шаг в сторону документального театра – при подготовке спектакля применялась техника вербатим, которая предполагает использование в качестве материала не готовую пьесу драматурга, а реальную речь людей разных социальных групп.
– Вербатим сегодня является довольно распространенной практикой как в России, так и в мире. Но для нас это новый спектакль как по жанру, так и по методологии. Я не знаю в истории Воронежа попыток поставить на сцене зеркало перед городом. Можно сказать, что мы изобретаем для себя велосипед, – рассказал режиссер Камерного театра Михаил Бычков.
Актеры Камерного сами искали своих героев: вооружившись диктофонами и камерами, они вышли на улицы и говорили с горожанами. Зрители увидели на фоне городских фотографий Кирилла Савельева пронзительные монологи таксиста, пенсионерки, парня-инвалида, ветерана Великой Отечественной, лесбиянки, инженера разваливающегося завода, цыганки и многих других – «День города» оказался настоящей портретной галереей воронежцев. Михаил Бычков объяснил, что актеры не получали конкретного задания найти людей определенной социальной группы.
– В этом смысле все получилось так, как получилось. Не было запланировано никаких пропорций: сколько нужно мужчин, а сколько женщин, какие требуются социальные группы. Мы беседовали с актерами, предполагали, что нужно бы найти болельщика «Факела», который бы с бутылкой пива в руках раскрыл душу, рассказал бы, чем живут тысячи воронежских мужчин. Но такого человека мы не повстречали. Мне кажется, что задаваться целю искать кого-то конкретного неправильно, потому что вслед за этим мы начнем искусственно задавать пропорции «хороших» и «плохих» героев, пессимизма и оптимизма в постановке. Начнем спрашивать: "А где «открыточный» Воронеж, наши любимые ракурсы? Кольцовский сквер, «Утюжок», Адмиралтейская площадь?" . Получился субъективный взгляд, отразить все и вся задачи не было. Этот спектакль – начало подготовки к жизни будущего Камерного театра. В новом здании, наверное, будет новая публика и отчасти новая художественная политика, – объяснил режиссер.
По словам актера Юрия Овчинникова, во время интервьюирования собеседники артистов в большинстве случаев жаловались на свою тяжелую жизнь.
– Кто-то сказал, что спектакль получился несколько пессимистичным, и нужно было добавить в постановку образ бизнесмена, который пытается изменить что-то собственными силами. Поверьте, такой бизнесмен в интервью стал бы жаловаться, как тяжело в России заниматься бизнесом. О том, как все хорошо вокруг люди рассказывают только для телевизионной картинки, – сказал он.