Воронежцы уже привыкли, что каждый год Платоновский фестиваль искусств привозит в наш город все самое интересное – и звездных музыкантов, и выставки выдающихся художников, и заметные театральные постановки. Но в этом году несколько событий Платоновского станут уникальными открытиями, которые до сих пор не видели в России, а другие будут настолько необычны, что могут перевернуть представления зрителей или слушателей о театре или музыке. Журналисты РИА «Воронеж» составили свой собственный гид по самым необычным, на наш взгляд, событиям Платоновского фестиваля, которые никак нельзя пропустить.
Театр
Кто: Московский театр кукол, Москва; режиссер Каролина Жерните, Литва.
Где, когда: 7 и 8 июня в Камерном театре.
Билеты: раскуплены почти сразу после начала продаж.
Экспериментальный спектакль по мотивам произведений Гоголя объединит в зрительном зале слепых и зрячих людей. Кресла на колесах, повязка на глазах – и зрители уже не зрители, а полноценные участники процесса. «Майская ночь» была создана для того, чтобы сделать посещение театра слепыми людьми не бесконечным радиоспектаклем, а интересным захватывающим действом. Актеры переделывают театр из визуального искусства в слуховое, вкусовое, осязательное и обонятельное: поют и танцуют вместе со зрителями, прикасаются к ним и даже дают попробовать галушки.
Зал будет поделен на две части: участники процесса, взаимодействующие на сцене с артистами, и зрители, которые будут наблюдать за происходящим с открытыми глазами. В роли участников постановки в Воронеже выступят воспитанники специализированных школ и интернатов для слабовидящих детей. А зрители в зале смогут для полноты ощущений тоже надеть повязку на глаза, чтобы глубже погрузиться в слух и ощущения.
Войцек, или эскиз головокружения
Кто: Национальный хореографический центр Орлеана, Франция; режиссер Жозеф Надж.
Где, когда: 7, 8 и 9 июня в Театре драмы им. Кольцова.
Билеты: на момент публикации еще доступны билеты на «дорогие» места.
Спектакль без слов – свободная интерпретация пьесы Георга Бюхнера. Герои, из которых режиссер сделал големов, - существ из глины и песка - то ли уже мертвых, то ли еще не рожденных, на сцене ведут себя, мягко говоря, странно. Они что-то выкрикивают, принимают нелепые позы, обсыпаются песком, едят камни, ломают о головы палки. Изначальная история уже не так важна, важна ее метафора, энергетический заряд.
– Когда зритель входит в зал, они, застыв в разных позах, ждут. Когда свет в зале гаснет, они начинают двигаться, и кто ест то ли зерна, то ли мелкие камни, кто с некоторым удивлением вырезает кусок мяса из своего тела, кто просто сидит и наблюдает. Кажется, в этом пространстве никогда не было свежего воздуха, и дело происходит где-то в глубокой шахте. Персонажи едят, ломают о голову палки, моются под «песочным» душем, покуривают и покрикивают,У режиссера Жозефа Наджа нет классического театрального образования. Он изучал философию и танец, занимался скульптурой и восточными единоборствами. Из всего этого и складывается его театр, а критики уже много лет спорят, к какому жанру отнести его спектакли. «Войцек» – это экспериментальное исследование человеческого безумия, приводящего к ужасным событиям.
Музыка
Рокиа Траоре
Кто: фолк-рок исполнительница из Мали, Африка
Где, когда: 10 июня, Event-Hall
Билеты: на момент публикации еще доступны билеты на трибуны и в танцпартер
Рокиа Траоре − невероятно востребованная исполнительница мировой этнической музыки из Африки: она и певица, и гитаристка, и автор песен. После мирового успеха альбома Bowmboï Рокиа Траоре (именуемая в народе не иначе, как малийская принцесса) отправилась в длительное турне. Только в 2013 году у нее уже было более 60 концертов в Риме, Париже, Осло, Любляне, Лондоне и других европейских городах, прошли туры по США, Австралии, Канаде.
Творчество Роки Траоре основано на песенной традиции народа Бамбара, более половины своих песен Рокия исполняет на баманском языке – второй государственный язык Мали помимо французского. На родине Рокии есть традиция, что на свадьбах обычно выступает гриот – в Западной Африке это одновременно поэт, музыкант и колдун – а вот для представителей благородных семей, к которым относится Рокиа, это занятие считается неподобающим.
Поэтому до того как стать музыкантом Рокиа окончила лицей в Мали и стала выступать публично только когда стала студенткой в Бамако. Она играет на гитаре, что для африканской женщины-музыканта очень необычно, и использует редкие для малийской музыки вокальные гармонии. При этом она она получила множество серьезных музыкальных премий именно за популяризацию и развитие малийской традиционной музыки, а критики называют ее «африканским открытием». Помимо гитары Рокиа играет на нгони (это вид лютни) и балафоне (африканском ксилофоне).
Концерт в Воронеже станет первым российским выступелением Рокии Траоре – в Россию певица со своим музыкальным коллективом приезжает специально на Платоновский фестиваль искусств, на пару дней прерывая свое европейское турне. В Воронеже она представит песни из своего нового альбома Beautiful Africa, который iTunes, amazon.co.uk, The Boston Globe, TheCanadian Broadcast Corporation (CBC), Vulture единогласно включили в топ лучших пластинок года.
«Хуун-Хуур-Ту»
Что: традиционное горловое пение из Тывы
Где, когда: 12 июня, концертный зал Воронежской филармонии
Билеты: на момент публикации еще доступно около десятка билетов
Говорят, что тувинскую музыку открыл миру нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу. Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, который в 1987 году организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин добрался до Кызыла и познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар – горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.
Сегодня «Хуун-Хуур-Ту» считается одним из самых известных на мировой сцене коллективов из Азии, исполняющих традиционную музыку. С 1993 года музыканты «Хуун-Хуур-Ту» выступили практически на всех крупнейших фестивалях World Music, джаза и рок-музыки, дал около тысячи концертов на всех континентах, совершил более 20-ти концертных туров по США и Канаде, множество раз выступал в Европе, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии.
– Представьте прохладный свежий воздух, где высоко над уровнем моря дикие степи, бурные реки, поющие птицы, быстрые кони, юрты и культура, соединяющая в себе буддизм и шаманизм. Теперь представьте, что все это есть в музыке. С ритмом. Так это и звучит,
Изобразительное искусство
Выставка «Свобода – причина мира»
Что: русский авангард из музеев Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля.
Когда: 6 июня – 3 августа, областной художественный музей им. Крамского
Билеты: доступны в кассах музея, а в течение нескольких дней в июне выставку можно будет посетитьбесплатно.
Эта выставка – уникальный проект Платоновского фестиваля искусств. На ней впервые в Воронеже (да и вообще в нестоличном музее) будет представлена такая объемная сборная выставка из коллекций пяти ведущих провинциальных музеев. Причем «провинциальный» в данном случае не означает «второсортный». Поскольку советская власть многие годы не приветствовала авангардное искусство, то работы многих художников, которых мы сегодня причисляем к классикам, когда-то не могли и претендовать на места в столичных выставочных залах и оседали в запасниках провинциальных музеев.
Многие из них сохранили с тех времен уникальные коллекции работ не признанных в прошлом гениев. До войны такой коллекцией мог похвастаться и Воронеж – в ней были работы и Родченко, и Степановой, и Ларионова, и Кандинского – но во время спешной эвакуации музея приоритет отдали признанному искусству, а эксперименты авангардистов погибли в разбомбленном Воронеже.
На выставку «Свобода причина мира» из фондов и постоянных экспозиций провинциальных музеев собрали уникальную коллекцию: 78 работ 56 художников, принадлежавших к самым разным новаторским течениям: кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм… По словам директора фестиваля Михаила Бычкова, на выставке можно будет увидеть работы всех, кто «сказал в свое время новое слово в искусстве» – там будет и Роберт Фальк, и Варвара Степанова, и Марк Шагал, и Наталья Гончарова, и Александр Родченко.
– История сложилась так, что работы кисти наших главных мастеров авангарда оказались рассредоточены по разным провинциальным музеям, и для того, чтобы увидеть это все, надо проехать по разным музеям страны, причем и это не даст всей картины, потому что многие работы здесь из фондов музеев, а не из постоянных экспозиций. Нигде в России не собиралась такая выставка, и это важный мостик к той истории Воронежа, пласт которой для нас оказался закрыт,
Уличные представления (бесплатная программа)
Танец человека и экскаватора
Кто: Association Beau Geste, Франция; режиссер и хореограф Доминик Буавэн
Где, когда: 5 июня на площади Ленина
Название «Танец человека и экскаватора» говорит само за себя. Огромная неповоротливая машина предстает в образе танцевального партнера – как будто оживая, она то подает человеку «руку», то в ковше приподнимает его от земли. Постановщик номера Доминик Буавэн рассказывал, что для него такое взаимодействие – способ вернуться в детство, когда представление о пропорциях было совсем иным, а игрушкой могло стать все что угодно.
Экспрессивный диалог человека и машины, кроме всего прочего, – вполне платоновская тема.
Парад уличных театров
Кто: Высокие братья, Москва; PAVANA, Италия – Нидерланды; DEREVO, Германия – Россия; Teatr Biuro Podrozy, Польша.
Где, когда: 12 июня на проспекте Революции
Яркое карнавальное шествие с мимами, ходулистами, жонглерами, клоунами, факирами, акробатами, фокусниками, танцорами и музыкантами из четырех ведущих уличных театров мира пройдет по проспекту Революции. Фантастические костюмы, феерические представления и просто волшебство – вот краткая программа карнавала. Завершится парад выступлениями каждого театра отдельно на разных фестивальных площадках.