Музыкальный спектакль «Спящая красавица» по мотивам произведений Шарля Перро и братьев Гримм представил на фестивале «Маршак» в Воронеже московский Театр Терезы Дуровой. В техническом плане эта постановка одна из сложнейших в программе фестиваля этого года: для ее осуществления было задействовано несколько фур с декорациями и реквизитом, целые сутки ушли на монтаж оборудования и подвесных конструкций. Средневековую тему дополнила живая оркестровая музыка эпохи барокко, а сказочный сюжет подчеркнули фокусы с исчезновением предметов и левитацией.

Декорации в спектакле масштабные, но при этом очень мобильные: царский замок в считаные секунды превращается в дремучий лес с коварными троллями, затем в роскошный зал для пиршества, сменяющийся мрачным королевством злой колдуньи. Чудеса происходят постоянно: над сценой парят добрые феи в развевающихся нарядах, сверху сыплются блестки и лепестки роз, у глашатая волшебным образом из меча появляется флаг и вспыхивает в ладонях настоящий огонь. Ну и главный «спецэффект» – уколовшая палец шипом розы принцесса, которая, погрузившись в сон, буквально зависает в воздухе.

– Это история о любви и верности, в которую мы все влюблены с детства и которую каждый из нас хочет пережить. Ведь каждый человек мечтает, чтобы его дождались, любили и никогда не предавали, – полагает художественный руководитель и главный режиссер театра Тереза Дурова.

По ее словам, артисты, задействованные в этой постановке, – универсалы: они играют, поют, танцуют, выполняют различные трюки.

– Наш театр так существует изначально: к нам приходят актеры, желающие постоянно развиваться, открывать в себе новые грани творчества. Каждый день у них занятия вокалом, пластикой, хореографией, видами боевых искусств, – объяснила худрук. – Мы же еще много работаем с этнической темой: для спектаклей с японской, балканской, шотландской стилисткой используем разное, но всегда настоящее оружие. Нас часто называют театром «натурального продукта», потому что мы вживую поем, вживую играет оркестр, на сцене вживую происходят реконструкции боев.

– Наш коллектив – это люди, которые не притворяются, что умеют что-то делать, они действительно это умеют. Мы не «консервы». Каждый спектакль играется по-новому, несмотря на режиссерскую концепцию. У актеров всегда есть возможность для импровизаций в зависимости от того, как реагирует сегодня на спектакль публика.
Тереза Дурова

Режиссер

Воронежских зрителей Тереза Дурова – правнучка жившего в нашем городе известного циркового артиста Анатолия Дурова – считает родными и очень трепетно отзывается о приеме, который ей здесь каждый раз оказывают.

– В Воронеж могу приехать с любым спектаклем и быть уверенной, что нас здесь хорошо встретят. Поверьте, мне есть с чем сравнить: тут не чувствуешь себя «кинутым» на сцене, все службы концертного зала работают с нами, готовы оказать любую помощь, – призналась она. – Я вообще в Воронеж как домой приезжаю. Жалко, что дом прадеда продали, какое место замечательное, набережная рядом! Но хорошо, что в нем сделали музей.

На создание «Спящей красавицы» – от идеи до начала репетиций с артистами – у Терезы Дуровой ушло полтора года. В работе ей помогала любимая «святая троица», как шутя называет она драматурга Артема Абрамова, поэта Андрея Усачева и композитора Максима Гуткина. После того как материал попал в руки художников по костюмам и сценографии, начался самый кропотливый период подготовки.

– Меня всегда волнует фактура спектакля: костюмы, вышивка, декорации, доскональность в деталях, свет, звук. Ради воплощения моей задумки собирается целая команда перфекционистов. Когда меня спрашивают, как я придумала трюки с полетами фей или левитацией принцессы, я отвечаю, что они появились сами собой. Специально я их не придумывала, а просто фантазировала: если бы я была маленькой девочкой, которая попала в театр, какими бы я хотела увидеть фей? Прийти они не могут, значит, должны прилететь! Будучи маленьким ребенком, я бы хотела, чтобы роза появилась из ниоткуда, чтобы принц размножился, а потом снова стал един, чтобы волшебные свитки кружили в воздухе. Это нормальная фантазия ребенка, – уверена Тереза Дурова.

Театр, как уточнила его худрук, позиционирует себя как семейный, а не сугубо детский.

– В зале всегда много взрослых, точно не меньше детей. И к ним тоже надо с уважением относиться. Мне важно, о чем будут после спектакля говорить дети с родителями, какими они обменяются эмоциями и впечатлениями, – отметила режиссер.

Спектакль рассчитан на возрастную аудиторию от шести лет. Тереза Дурова считает, что родителям следует прислушиваться к указанным маркировкам, чтобы не испортить у ребенка впечатление от театра.

– Мы музыкально-драматический театр, в котором артисты поют. Для некоторых родителей это становится неожиданностью. Есть определенная категория детей, которая во время песен как бы «уходит» из зала, они отворачиваются от сцены и начинают капризничать: «Мам, хочу пить, а когда мы пойдем кушать?». Такое бывает. Кто-то, наоборот, приходит к нам в театр только слушать песни. А кто-то вообще первый раз в театре и ему тяжело высидеть весь спектакль. Мы ставим возрастной ценз на все спектакли, но часто родители убеждают себя: «Мой ребенок не такой, он все поймет». В итоге взрослые остаются довольны спектаклем, а ребенок ничего не понял. На резонный вопрос, понравился ли ему спектакль, он, естественно, ответит «нет», а родители решат: ну значит, плохой театр. Так это не театр плохой, а вы спектакль не по возрасту выбрали! Иногда с родителями приходится работать больше, чем с детьми.

По словам режиссера, спектакль хоть и ставился для стационарного театра, но его гастрольная жизнь тоже предполагалась.

– Большой театр, крупнейшие оперные площадки ездят на гастроли, это нормально. Объемные декорации требуют несколько фур для перевозки, и это тоже нормально. Нам приходится, конечно, вывозить с собой весь штат технического персонала, а это порядка 60 человек: по два костюмера на каждого актера, режиссеры по свету, звуку, монтировщики, еще музыканты оркестра – их в два раза больше, чем актеров на сцене! При этом на каждом показе я всегда нахожусь в зале.

– Как сказал однажды Костя Райкин, и я с ним полностью согласна, – «Спектакль как горстка риса, если не собирать в кучку, то он рассыплется».
Тереза Дурова

Режиссер

Тереза Дурова пояснила, что контролирует процесс из зала «не потому, что кто-то не хочет работать, а потому, что слишком много людей задействовано на сцене».

– А в спектакле самое главное – синхронизация: света, звуков, дыма, работы монтировщиков, костюмеров – тут нет мелочей. Любая оплошность может повлиять на спектакль, вплоть до причинения увечий актерам. Вот сегодня немного не вовремя опустили механизм с феями, а параллельно работал другой механизм, который отвечает за парящие в воздухе листы бумаги. Если бы фей опустили чуть ниже, артистки бы просто упали. Я это увидела, а вы нет, и слава богу, – рассказала она.

Несмотря на классический сюжет сказки, где добро всегда побеждает зло, а плохой герой должен быть непременно наказан, в этом спектакле к злой колдунье совсем не испытываешь ненависти – она умна, красива и отчасти справедлива, когда говорит, что ее никогда никуда не зовут, поэтому она всегда является без приглашения. Кстати, на поклоне исполнительнице роли колдуньи Анастасие Тюковой юные зрители даже вручили букет цветов, что как раз говорит о симпатии к героине детской аудитории.

– В жизни так бывает, что самые главные люди – наши враги. Но мы это начинаем понимать только потом, когда анализируем не «почему» это произошло, а «зачем». Каждому врагу нужно говорить спасибо за то, что они стимулируют нас наращивать мышцы, узнавать и преодолевать себя. Если плавать все время в теплой реке с мелким дном, про себя ничего не узнаешь. А как появляется враг, сразу становится понятно, кто ты на самом деле. Враги нужны нам как витамины, – заключила режиссер.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».