Ядерное образование

Партнерский материал
Чему в Воронежской области учат иностранных атомщиков
В проектном офисе «Международный центр подготовки персонала» Нововоронежской атомной станции в 2016 году обучили около 150 иностранных граждан, которые будут работать или уже трудятся на объектах атомной энергетики Республики Беларусь, Турции, Бангладеш, Вьетнама и других стран. Фактически работа нововоронежского учебного центра – это вклад в надежность и безопасность мировой атомной энергетики.

Как и чему именно учат в Воронежской области иностранных атомщиков, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».
Текст
Ирина Преснякова

Фото
управление информации и общественных связей Нововоронежской АЭС
Почему иностранных специалистов готовят именно в Нововоронеже?

Первый в СССР учебный центр по подготовке кадров для атомной промышленности был создан в 1978 году в Нововоронеже. Здание было построено по типовому проекту советской школы, но в одном крыле вместо учебных классов разместили полномасштабный тренажер (ПМТ), имитирующий блочный пульт управления энергоблоком №3 НВ АЭС. ПМТ был создан на базе транзисторной вычислительной машины и проработал до начала 2000-х. На тренажере прошли подготовку около 80 тыс. атомщиков из Болгарии, Венгрии, Германии и других стран, где работают энергоблоки советского дизайна. В 2014 году на НВ АЭС в эксплуатацию был введен учебный центр с ПМТ, имитирующий пункт управления инновационным блоком.
На нововоронежской площадке размещены пилотные проекты энергоблоков с ВВЭР (водо-водяными энергетическими реакторами), которые служат основой для создания серийных энергоблоков в России и за рубежом. Не стал исключением и энергоблок № 6 – первый в мире блок поколения 3+.

Сегодня инновационным энергоблоком интересуются многие страны. В Нововоронеже есть все условия для подготовки специалистов – опытные педагогические кадры и новый учебный центр. Первый в России учебный центр по подготовке кадров для блока поколения 3+ был открыт в Нововоронеже в 2014 году. Впервые в истории атомной отрасли это произошло до пуска энергоблока.

Сначала в новом учебном центре готовили специалистов для блока №6 НВ АЭС. Затем стали обучать зарубежных специалистов.
По словам руководителя Международного центра подготовки персонала Александра Качаева, первая учебная группа – специалисты из Республики Беларусь – прибыли в Нововоронеж в апреле 2016-го.

В общей сложности в 2016 году обучение на базе Нововоронежской АЭС прошли около 150 иностранных специалистов из Республики Беларусь, Бангладеш, Вьетнама, Турции и других стран.
Сколько длится обучение иностранцев?
  
Инженер-атомщик – одна из самых сложных профессий. На подготовку специалиста уходит от 3 до 10 лет подготовки – без учета учебы в вузе. Длительность стажировки иностранных специалистов, работающих на АЭС российского дизайна составляет от нескольких недель до полутора лет. Сроки зависят от должности, которую занимает сотрудник. Обучение состоит из теоретической и практической частей. Теорию иностранным специалистам преподают в учебном центре в Обнинске. На Нововоронежской АЭС иностранные атомщики отрабатывают практические навыки.

Программу обучения составляют специалисты учебного центра индивидуально для каждой профессии и квалификационной группы.
Чему учат иностранцев?
Учебная программа состоит из трех этапов. После вводного курса лекций иностранные специалисты занимаются на полномасштабном тренажере, имитирующем пульт управления энергоблоком. Первое, чему учат атомщиков – читать сигналы, которые подает пульт управления АЭС.
– На блочном щите управления может возникать до 50 тыс. различных сигналов, отражающих отклонения в параметрах работы оборудования. Каждый из них может быть смоделирован на тренажере. Сотрудник должен доложить руководству, что конкретно сработало, что сигнал означает и принять необходимые меры. Атомщики должны также знать физику процессов, протекающих в реакторе, и знать как именно то или иное действие оператора может на них повлиять.


Владимир Лобанов
начальник учебно-тренировочного центра АЭС
Для обучающихся моделируют штатные и нештатные ситуации, возможные на АЭС. Действия, которые необходимо предпринять в том или ином случае, оттачиваются до автоматизма. Это гарантирует, что в любой ситуации специалист не растеряется и поведет себя правильно.

Один из основных навыков, которые должен освоить атомщик, – работа в команде. За пультом управления АЭС находится смена из пяти специалистов.

– Здесь как на подводной лодке, от действий одного зависит судьба всех, – отметил Владимир Лобанов.

Последний этап обучения – стажировка, во время которой специалист наблюдает за работой опытного сотрудника непосредственно на АЭС. В зависимости от должности, на которую претендует обучаемый, стажировка может продлиться до нескольких месяцев.
Как атомщики сдают экзамены?
Иностранные специалисты проходят аттестацию на каждом этапе обучения. Система оценок двухбалльная: сдал – не сдал. После теоретической части обучения «студенты» сдают тесты. Компьютерная программа случайным образом выдает вопросы по всему пройденному материалу. У каждого вопроса есть вес – определенное количество очков. Успешная сдача теоретического экзамена – правильный ответ на более чем 70% вопросов. После занятий на тренажерах обучающиеся сдают «практический» экзамен – показывают, какие действия будут предпринимать в той или иной конкретной ситуации. Самое сложное испытание ждет специалистов по окончании обучения. На полномасштабном тренажере для них моделируются три сложные, запроектные, аварии. Задача специалиста – перевести реактор в безопасное состояние. Права на ошибку не дают. Испытание выдерживает тот, кто сумел справиться с задачей во всех трех случаях.
– Такие сложные экзамены сдают, пожалуй, только три категории людей: космонавты, подводники и атомщики, – отметил Владимир Лобанов.