Конец эпохи застоя. Как культурная жизнь Воронежа встретила развал СССР?
«Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

В культуре конец эпохи застоя наступил еще до начала перестройки, в середине 1980-х. Поэты, художники, музыканты улавливали ветер перемен и сами эти перемены создавали, искали новые формы, жанры. Стихийно образовывались творческие сообщества, неформальные и независимые объединения, на городских площадках проходили выставки современного искусства. С началом перестройки исчезла цензура, и это коснулось всех сфер культуры.

Художники против салонного искусства
В середине 1980-х в Воронеже было много молодых художников, которые творили с юношеским задором и пытались сказать новое слово в искусстве.
- В советское время отдушиной всегда было народное искусство, в котором разрешалась и условность, и декоративность. А любое другое искусство должно было быть соцреализмом. Я делал деревянную, раскрашенную, грубую скульптуру, у меня выработался стиль примитивизм, которому следовал и художник Саша Ножкин. Этот наивный стиль позволял художнику свободно высказываться в карикатурной, гротескной манере, не опасаясь преследования властей.
Сергей Горшков, художник
В 1980-х в Воронеже складывались творческие группировки молодых художников.
- Мы с Виталием Кулешовым в 1983 году сняли под мастерскую частный дом на Большой Стрелецкой. Там собирались художники, поэты, приносили с рынка книги по искусству, говорили о творчестве. А с началом перестройки появилась возможность выйти из андеграунда, проводить выставки. Нам нравилось европейское искусство, импрессионисты, модернизм, и хотелось перенести это на воронежскую почву. В 1988 году мы создали творческое объединение «Дом» под эгидой Всероссийского фонда культуры. И хотя это было некоммерческое объединение, по существующему тогда законодательству нас зарегистрировали как кооператив. Мы с презрением относились к «салонному» искусству, считали, что художник должен шокировать, быть рупором всего нового.
Сергей Горшков, художник
Сергей Горшков вспомнил, как одну из выставок художники провели в зимнем саду ТЮЗа, где главным режиссером как раз стал Михаил Бычков. По вечерам там танцевали, пили кофе, качались на качелях, читали абсурдистские стихи. По его словам, это была выставка-хеппенинг, выставка-спектакль. Особенно Саше Ножкину нравилось играть роль, эпатировать публику, выходить в необычной одежде, произносить заранее заготовленные фразы, которые производили театральный эффект.

Весной 2021 года в музее им. Крамского открылась выставка «На берегах Воронежского моря», посвященная воронежской художественной жизни 1980-1990-х годов. Более 100 работ в различных жанрах и техниках Сергея Горшкова, Юрия Астапченко, Александра Старилова, Александра Ножкина, Игоря Петропавловского, Александра Лаврова и других известных воронежских мастеров отразили романтику того времени.

- Многие воронежские художники стали в 1990-е годы участниками зарубежных выставок, сотрудничали со столичными галеристами. Я с 1988 года сотрудничал с немецкими и австрийскими галереями. В 1989 году мы провели со Стариловым и Ножкиным в Чехословакии выставку, которую там очень тепло встретили. И в Воронеже зрители с большим интересом ходили на выставки, было много дискуссий на радио и телевидении. В кинотеатрах «Луч» и «Юность» проходили фестивали, экскурсии, лекции, и тут же выставлялись работы художников. Кто-то покупал, коллекционировал это искусство, и через много лет мы обнаружили, что это стоит больших денег, а тогда об этом даже не думали.
Сергей Горшков, художник
«Датские» пьесы исчезли
Театральная жизнь в Воронеже на рубеже 1980-1990 была очень яркой и насыщенной. На афишах рядом с именами Вольтера, Гоголя, Чехова появились Даниил Хармс, Славомир Мрожек, Нина Садур, Владимир Друк. Именно спектакль по пьесе Мрожека стал большим успехом Александра Латушко, который в 1994 году возглавил ТЮЗ.
- Раньше каждый спектакль принимала комиссия, которая находилась под очень сильным давлением партийных органов, так что многие спектакли снимались сразу или после нескольких показов. С началом перестройки режиссеры получили возможность брать для постановки те пьесы, которые они хотели, а не те, которые давал обком партии.
Бронислав Табачников, искусствовед
Как отметил Бронислав Табачников, прежде всего исчезли так называемые «датские» пьесы – то есть те, которые ставили к знаменательным датам. К 7 ноября обязательно должен был появиться очередной спектакль про революцию или про Ленина. Как правило, «датские» пьесы были очень низкого качества и не удерживались в репертуаре больше одного-двух раз, но затрачивать деньги на их постановку было необходимо.
- К сожалению, одновременно с контролем партийных органов исчезло и достаточное финансовое обеспечение. Нужно было думать, как зарабатывать деньги. Ведь раньше из бюджета выделялись пусть и небольшие государственные деньги, но стабильно. А теперь театрам, актерам надо было думать, как зарабатывать. На сцене и экране появилось много пошлости, хлама, абсолютной ерунды. И если раньше все было зажато в тиски цензуры, то бесцензурье привело к абсолютной вольнице, которая эстетически не всегда была оправдана.
Бронислав Табачников, искусствовед
- С одной стороны, жилось нам очень трудно: зарплату задерживали, в театре было сложно с материальным обеспечением, приходилось прилагать невероятную смекалку и фантазию, чтобы на скромные деньги ставить полноценные спектакли. И у нас получалось! А зритель даже не догадывался, что сверкающее платье Золушки - всего лишь искусно подсвеченная фольга. Но мы были молоды, жили весело и задорно, радовались эмоциям после спектакля, когда зрители аплодировали и кричали «браво!», подолгу не отпуская нас с поклона.
Ольга Рыбникова, актриса Театра драмы им. Кольцова
В 1990-е годы в драмтеатре шел затяжной ремонт, и труппа временно переехала в огромное здание Воронежского концертного зала.
- Приспосабливаться было сложно, но мы освоили большую сцену. Мы стали больше уделять внимания технике речи, ведь зритель должен был все слышать в огромном зале и в то же время не чувствовать, как актеры напрягают голос. У нас был замечательный руководитель Анатолий Иванов, ему не раз предлагали зарабатывать арендой, сдавать площади под ресторан или ночной клуб, но он стоял на своем: театр должен оставаться театром. Зато создавались новые театральные формы: делались спектакли малой формы в фойе, в буфете, мы зарабатывали своим искусством, а не арендой. Иванов никогда не ставил низкосортных пьес, он считал, что мы должны зрителя поднимать до своего уровня, а не наоборот. Когда начали появляться провокационные пьесы с обнажением, с ненормативной лексикой, он говорил: когда нечем удивлять, то снимают трусы. Никакой пошлости, скабрезности никогда не было в его спектаклях, он умел о современности сказать интеллигентно, без фальши и дешевых эффектов. Даже в пьесах с трагическим содержанием всегда был позитив, и зритель не уходил подавленным, всегда была надежда на лучшее, а в то время это было очень важно. Зритель ходил в театр за яркими эмоциями, хотел уйти от смуты времени. Некоторые по десять раз ходили на спектакль, чтобы напитаться эмоциями, красотой, радостью.
Ольга Рыбникова, актриса Театра драмы им. Кольцова
В 1986 году театральный Воронеж был потрясен новым художественным явлением — на сцене театра кукол был поставлен спектакль «Процесс над Жанной д'Арк» - первый спектакль Валерия Вольховского в Воронеже. Вольховский в 1987 году стал художественным руководителем театра кукол «Шут», который превратился в художественное явление мирового уровня. Стали появляться спектакли, потрясающие своей новизной, завоевывающие призы на международных фестивалях. Визитной карточкой воронежских кукольников стал спектакль «Озерный мальчик», о котором много говорили во всем мире.
Летом 1993 года был создан Камерный театр, который возглавил Михаил Бычков. Вместе с ним из ТЮЗа перешли в новый театр, который нашел пристанище в ДК им. Карла Маркса, четыре актера — Олег Мокшанов, Сергей Лялин, Сергей Козлов и Наталья Шевченко. Премьера первого спектакля театра, трагедии Расина «Береника», состоялась 21 июня 1994 года. А уже в 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais» художественный руководитель театра Михаил Бычков был удостоен Премии имени К. С. Станиславского.

Воронежский рок
Неформальная музыкальная жизнь в Воронеже времен перестройки отличалась пестротой и разнообразием. По словам лидера группы «Молотов Коктейль» Стаса Юхно, она «зиждилась на энтузиазме, бессребреничестве, слабоумии и отваге».
- Лавина художественной самодеятельности покатилась по стране в начале 1980-х, когда в Ленинграде образовался рок-клуб. Так органам, курирующим молодежную культуру, было удобнее присматривать за этой самой культурой. Тем не менее нововведение не стало еще одной формой официоза. В Воронеже рок-клуб появился в середине 1980-х и базировался в маленьком ДК ТЭЦ на левом берегу около Вогрэсовского моста. За короткое время на его сцене и на других площадках Воронежа побывали такие коллективы, как «Крематорий», группа «Дед Мороз» с вокалистом Евгением Осиным, позже певшим в «Браво», «Нюанс», «Пого», голландцы Нурага, «Объект насмешек», «Звуки Му», «Гражданская Оборона», «Ва-Банк», Цой.

Меня в рок-клуб затащил мой друг Витя Найхин, известный впоследствии как журналист Виктор Беккер. Наш коллектив мы назвали «Молотов Коктейль». Репетировали сначала там же - в ДК ТЭЦ, где находился рок – клуб. На репетиции захаживал и даже пару раз садился за барабаны Юра Клинских, он подыскивал себе музыкантов, чтобы создать группу. Ансамбль Юры «Сектор Газа» выступил впервые на концерте-прослушивании, по результатам которого выносилось решение о приеме в рок-клуб. По просьбе Юры на этом концерте я играл на гитаре в составе «Сектора Газа». Никогда бы не подумал, что мне придется об этом вспоминать. Я, мягко говоря, не поклонник творчества Хоя (кстати, почему «Хой»? Псевдоним был взят в честь британского панка Oi - «Ой»).

Стас Юхно, музыкант
После того как в Москве открылся знаменитый клуб «Сэкстон», Виктор Найхин и его друг Сергей Бахтин создали в Воронеже по его образу и подобию клуб «Фидбэк». Он открылся в подвале под поликлиникой на Девицком выезде. Была воздвигнута сцена, обнесенная по образцу «Сэкстона» стальной сеткой, имелся бар, несколько столов и прилавок с музыкальной атрибутикой. Примерно с год, до официального открытия, клуб работал нелегально. Пускали только знакомых, и это было лучшее время клуба. «Молотов Коктейль» теперь репетировал там. Время от времени из поликлиники, которая была на первом этаже, прибегал гинеколог и кричал, что мы мешаем ему вести прием: репетиционная находилась как раз под его кабинетом. «Фидбэк» продержался несколько лет.


На воронежском телевидении появились программы Виктора Фанайлова с живыми студийными концертами местных музыкантов. Энергия и энтузиазм помогали Виктору преодолевать настороженное отношение руководства местного ТВ конца 80-х. И все же в итоге программа, не приносящая прибыли, получила клеймо «неформат» и была снята с эфира.

Виктор Фанайлов снял самый первый рокерский клип на телевидении Воронежа весной 1992 года. Это была композиция «Иван» группы «Молотов Коктейль». Потом появились и другие клипы.

- Клипы снимались на огромные студийные камеры, монтировалось на видеомагнитофонах "Кадр-3м" с огромными рулонами ленты, которые видеоинженеры тормозили руками. Их показывали не только в Воронеже, но и на федеральных каналах, с комментариями Троицкого и Новгородцева, и на телефестивалях.
Виктор Фанайлов, режиссер
- Одна из старейших студий звукозаписи «Black Box», основанная музыкантами группы из воронежского политеха «Фаэтон», находилась в «Полтиннике». Студий звуко- и видеозаписи в 1990-е в Воронеже было пруд пруди. Но они занимались тиражированием и продажей на кассетах музыки и фильмов. Студия же «Black Box» была настоящей студией звукозаписи с многодорожечным магнитофоном, пультом и средствами обработки звука. Это позволяло, скопив необходимую сумму, качественно записать самодельный музыкальный материал. Дальнейшая судьба этого материала могла быть всякой. Например «Сектор Газа», записавшись на «Black Box» и поначалу бесплатно распространяя запись через ларьки звукозаписи, растопил сердца горожан в первом поколении и снискал себе славу и богатство, которые не принесли счастья. Для меня 90-е были хороши главным образом тем, что открылись границы, исчезли идеологические барьеры и хорошая некоммерческая музыка мира стала доступна.
Стас Юхно, музыкант
В то время издавалась музыкальная газета «Шарманка», половина контента которой была посвящена местной музыкальной сцене. В ней публиковались заметки о воронежском роке.
- В 90-е годы в Воронеже проходило множество концертов и фестивалей. Кавер-групп, которых сейчас множество, тогда практически не было (за исключением свадебно-ресторанного сегмента). Все старались сочинять и исполнять собственный материал. Стили и направления были представлены самые разные: рокабилли (группа «Джук бокс», "Propellers"), рок-н-ролл («Мемфис»), инструментальный фьюжн и джаз-рок («Погонщики улиток»), реггей («Акклюзия»), пост-панк «Молотов Коктейль», гитарное инди ("Gleam"); грандж/евро бит/фанк ("Pork roll"); акустическая музыка с кельтскими мотивами ("Левый берег", «Лоэнгрин», "Крошка Лили", "Йрмолай"), депрессив эйдж ("Хуйтун-Тайга"), психоделия ("Эхо 5"), в которой пела юная Ольга Табацкая, ставшая впоследствии известным фотохудожником. Очень модную танцевальную музыку на стыке ню-диско и эйсид-джаза исполняла группа Los Chicos.
Были и совсем диковинно-экзотические экземпляры: например рок-бард Красный Огурец или коллектив "Голден аватар сонгс". Он состоял из кришнаитов, которые активно участвовали в рок-фестивалях, играли на аутентичных инструментах: караталах, фисгармонии, скрипке, пели мантры и баджаны; плясали с Бхагавад-гиттами и угощали зрителей индийскими сладостями.

Дмитрий Зорников, музыкант
Дмитрий Зорников вспоминает, как в Воронеже впервые выступали культовые для того времени музыканты. В главном корпусе ВГУ каждую субботу устраивали музыкально-литературные вечера, читали стихи, играли. Собирались 60-100 человек в возрасте примерно от 17 до 25 лет. Там удалось организовать первое выступление в Воронеже Вени Дркина, тогда еще не очень известного. Это было настоящее открытие, глоток свежего воздуха, и вызвало у многих настоящую эйфорию. Еще из серьезных привозных концертов были Умка и "Броневичок", они тогда были на подъеме и совершенно очаровали воронежскую публику.

Клубы поэтов
В 1980-1990-х в Воронеже было несколько литературных объединений, в том числе группа «Зинзивер», в которую входили Андрей Болин, Рамиль Бесермен, Татьяна Повалюхина, Игорь Подколзин, Дмитрий Чугунов, Мария Спасенникова. Собрания проходили с весны 1989 года до зимы 1991 года в помещении Воронежской областной библиотеки имени И. С. Никитина. Наиболее заметными художественными акциями группы стали участие в «Ночном вернисаже» группы воронежских художников «Дом» в ТЮЗе в апреле 1989 года и через месяц - постановка пьесы Велимира Хлебникова «Госпожа Ленин» на сцене Никитинской библиотеки. В 1991 году группа прекратила свое существование, часть ее участников вошла в поэтический клуб «Лик». Его возглавлял избранный президент – компоэтор Михаил Болгов.
- В начале 1987 года власти официально объявили о создании клубов по интересам, для нас это был путь к изданию книг. Многие клубы тогда взял под свое крыло «перестроившийся» комсомол, и мы тоже получили регистрацию в Городском молодежном центре как клуб поэтов «Лик». Мы начали делать клубные проекты, провели в фонотеке серию вечеров, на которых несколько человек, переплетая стихи друг друга, создают новое поэтическое вещество. Через год фонотека ушла на ремонт, а клуб «Лик» перешел в городскую юношескую библиотеку. Там был прекрасный сводчатый подвал, где продолжились поэтические вечера. Комсомол выделил деньги, и мы издали в 1989 году «Дюжину» - сборник стихов ликовцев. Подружились с поэтическими клубами из других городов. Параллельно «Лик» стал основной силой независимого профсоюза литераторов.
Михаил Болгов, поэт
Часть проектов «Лика» посвящена, как сказал Михаил Болгов, «поэтам, ушедшим за «серебряный горизонт». Александру Ромахову открыли памятник в Лисках и проводим в его честь ежегодный фестиваль. Валерию Исаянцу посвятили проект «Поэтарх Айас», вышло шесть его сборников и готовится седьмой. А еще мы периодически выпускаем альманах «Хронограф», и восьмой его номер будет посвящен Анне Жидких.

Ведомственное стало государственным
В целом с началом перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести ее на самофинансирование. В то же время сокращение производства и перепрофилирование многих промышленных предприятий заставило их отказаться от содержания ведомственных библиотек, музеев, клубов, дворцов культуры. Сотрудники этих учреждений потеряли работу, а десятки тысяч посетителей и участников творческих формирований лишились многих возможностей для отдыха и творчества.

Печальная участь постигла и основную часть кинотеатров: из-за отсутствия финансирования они были брошены на произвол судьбы.

If a building becomes architecture, then it is art
- Закон о приватизации позволял передать эти объекты в частную собственность, но только "Спартак", "Пролетарий" и частично "Юность" сохранили свой профиль. А например, "Родина", "Заря", "Старт" и "Мир" очевидно были умышленно обанкрочены и перепрофилированы. Воспрепятствовать этому не удалось, несмотря на обращения в правоохранительные органы.

Иван Чухнов, в 1990-2016 годах руководитель управления культуры города, Заслуженный работник культуры РФ
Муниципальные библиотеки и Детские школы искусств также влачили жалкое существование – здания разрушались, требовали ремонта, зарплаты сотрудникам задерживались.
В муниципальную собственность было принято более тридцати зданий и помещений ведомственных учреждений культуры. Это клубы и Дворцы культуры - ДК "Шинник", ДК "Машиностроителей". К сожалению, несмотря на упорную борьбу, не удалось преодолеть коммерческий интерес владельцев ДК "Кирова", ДК "Электроника", ДК "Коминтерна", и эти здания для культуры были потеряны. На базе некоторых бывших кинотеатров созданы культурно-досуговые центры – например, «Октябрь» в микрорайоне Отрожка. Городу был передан ряд ведомственных библиотек с библиотечными фондами. Все это позволило перевести из ведомств в новые учреждения основную часть работников культуры и творческие коллективы. Но создать учреждения - это полдела, ведь необходимо было еще провести там капитальные ремонты и оснастить оборудованием. К небольшому бюджету добавлялись немалые спонсорские средства, а часть работ производилась собственными силами сотрудников.





Иван Чухнов вспомнил, как в 1991 году впервые в России на главной площади Воронежа состоялось немыслимое для недавно еще советского государства событие: празднование Рождества Христова совместно с Епархией, при огромном стечении народа и с участием первых лиц города и области.

Был разработан и утвержден исторический герб и флаг Воронежа, возрождена традиция присвоения звания Почетный гражданин города. Среди первых удостоенных этого звания – люди науки и искусства: художник Василий Криворучко, писатель Гавриил Троепольский, академик Александр Конопатов, певица Мария Мордасова.

По словам Ивана Чухнова, доступность архивов и отсутствие цензуры породили настоящий краеведческий бум. Издавались книги по истории нашего города. Исследования Александра Акиньшина, Олега Ласунского, Валерия Кононова, Павла Попова и других краеведов послужили основанием для установки десятков мемориальных досок. Это больше, чем за всю предыдущую историю города. Появились мемориальные доски с именами Ивана Бунина, Андрея Платонова, Анатолия Жигулина и многих других. Яркими событиями также стала установка памятников Платонову и Бунину. Причем все это делалось на внебюджетные средства. В этот же период была запущена новая электричка «Андрей Платонов», по маршруту Воронеж-Лиски. На главных улицах города появились аншлаги с историческими и современными наименованиями этих улиц.

К 1990 году в Воронеже не проводилось ни одного фестиваля и конкурса, но в 1991 году родился первый городской фестиваль «Танцующий город». Потом появились десятки других - по всем жанрам и направлениям, и сегодня их проводится уже около ста, с десятками тысяч участников.

Текст - Галина САУБАНОВА

Фото - Андрей АРХИПОВ, из личного архива героев, pixels.com