Воронежские лютеране

Небеса обетованные
Как живет религиозная община в регионе
РИА «Воронеж» продолжает проект о религиозных сообществах Воронежской области. Журналисты расскажут о людях разных вероисповеданий, о том, как их личная дорога к Богу прошла через регион, и что их всех объединяет.

В 2017 году мир отметит 500 лет Реформации – религиозного и общественно-поли тического движения в Западной и Центральной Европе, в процессе которого появилась такая ветвь христианства, как протестантизм. В 2016 году исполнилось 250 лет с момента, как в Воронеже поселились немцы-лютеране. Чем сейчас живет многонациональная лютеранская община Воронежа, входящая в Евангелическо-Лютеранскую Церковь Аугсбургского исповедания, корреспонденты РИА «Воронеж» расскажут во втором материале спецпроекта «Небеса обетованные».
Текст
Анастасия Сарма

Фото
Михаил Кирьянов
Анастасия Сарма
1

От Петра до наших дней

На пересечении улиц Карла Маркса и Никитинской находится старейшая в Воронеже лютеранская кирха Святой Марии Магдалины. Синее здание в стиле ампир построили в 1854 году на деньги воронежского врача и мецената Германа Столля – председателя совета кирхи. (Его сын Вильгельм станет известным воронежским промышленником). При приходе действовала богадельня – «Столлевское убежище». Еще один член совета кирхи – Людвиг Карлсон – был одним из первых воронежских садоводов, запомнился тем, что сажал нарциссы и тюльпаны на городских клумбах. В 1938 году общину ликвидировали, а проповедника расстреляли. С 1943 года в здании размещался офис Горэлектросети.
Здание кирхи на улице Карла Маркса
С 2012 года лютеранская община добивалась через суд передачи в их собственность двух флигелей, которые исторически принадлежали церкви. Община основывалась на федеральном законе № 327, определяет передачу религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое находится в государственной или муниципальной собственности. Оба флигеля еще с советских времен занимает МУП «Горэлектросеть» . В 2014 году «Горэлектросеть» выставила флигели на продажу, а 27 апреля 2016 года суд постановил передать флигель по ул. Никитинской церкви. Теперь вход в кирху будет со стороны двора, старый вход решили закрытью. Кирху планируют перестроить – убрать второй этаж и построить купол. А еще – приобрести большой духовой орган, как в европейских храмах.
Первая лютеранская церковь на Руси появилась при царе Иване Грозном – это действующий до сих пор приход Михаила Архангела в Москве. В Воронеже первые протестанты появились в начале XVIII века, когда Петр I пригласил иностранных мастеров строить русский флот. Две деревянные лютеранские кирхи стояли на берегу реки Воронеж в так называемой немецкой слободе. Церкви сгорели во время пожара в 1748-ом году. Во времена Екатерины II, в 1766 году, немцы создали в Воронежской губернии крупное поселение Рибенсдорф. Примерно через сто лет немцев там насчитывалось до 3 тыс. человек. Построили и лютеранскую кирху – крупнейшую в Европе. Село с таким названием просуществовало почти 150 лет. С началом Первой мировой войны по политическим соображениям Рибенсдорф переименовали в Рыбное (ныне – Острогожский район). Осенью 1941 года всех немцев сослали в Сибирь.

– В советское время кирху разрушили, сейчас мы ее восстанавливаем, – рассказывает пастор (лютеранский священник) Анатолий Малахов. – Мы сейчас собираем средства, чтобы возродить там духовный культурный центр, который сможет вместить три тысячи человек. Причем туда будут приезжать и гости из-за границы. Будем по переписке приглашать потомков немцев-протестантов, которые выехали из России. Кстати, в Воронеже есть предки первого лютеранского священника Фере.

2

Вера и благодатный огонь

Каждое воскресенье с 11 утра в воронежской кирхе проходит лютеранское богослужение. У лютеран оно называется Воскресной литургией или мессой. Это главное богослужение недели.

Православные 1 мая отмечали Пасху. Католики и протестанты праздновали Воскресение Христово на пять недель раньше, 27 марта. Тогда в лютеранской церкви освящали и пасхальную пищу. Хотя «западная» Пасха осталась позади, прихожане 1 мая также принесли в храм куличи и яйца. Во время литургии епископ Анатолий Малахов освятил их.

– У нас нет запретов на освящение куличей в Православную Пасху, – поясняет он. – Запреты – в головах людей. Строго говоря, Пасху мы отмечаем каждое воскресение, поскольку в этот день призваны помнить и праздновать воскресение Христа. Больше скажу. Каждый день для нас Пасха, потому что христиане ежедневно должны помнить о смерти и воскресении Христа.

На стене висит пасхальный плакат, сделанный детьми из воскресной школы, работающей при кирхе. С амвона епископ Анатолий Малахов поздравляет с Пасхой православных братьев и выражает надежду, что когда-нибудь Западная и Восточная Церкви отметят праздник в один день.
Лютеранская служба начинается с торжественной процессии, которая движется к алтарю. Впереди шествует дьякон с кадилом: за ним – служитель с деревянным крестом, затем священники, и, наконец, епископ в митре (церемониальном головном уборе) и с посохом (посох – символ пастуха, ведущего стадо овец).

Поклонившись алтарю, служители занимают соответствующие места, а епископ благословляет присутствующих словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», на что приход отвечает дружным «Аминь».
Лютеранское богослужение состоит из двух частей – Литургии Слова и Литургии Святого Причастия. Литургию Слова предваряет общая исповедь с отпущением грехов. Хотя в лютеранской церкви существует и частная исповедь перед священником, она не обязательна, как в православии, для принятия Святого Причастия.

Литургия Слова включает в себя чтение Писаний и Символа веры, обязательную проповедь и общую молитву. В воронежском приходе, кроме этого, во время литургии совершается помазание больных елеем, которое называется Таинством Елеопомазания.
Литургия Слова подготавливает лютеран к их главному Таинству – Святому Причастию. Лютеране верят, что освященный хлеб и вино Причастия есть истинное Тело и Кровь Иисуса Христа. Такая вера принципиально отличает лютеран от прочих протестантов, для которых хлеб и вино Причастия только символы Тела и Крови Христа. Лютеране убеждены, что это Таинство соединяет их со Христом, поэтому важно для спасения.
3

Почему лютеране не поклоняются иконам

В кирхе нет дресс-кода. Приходить на службу можно в джинсах, без платков и длинных юбок. Однако такой свободой никто не злоупотребляет. Неприлично и вызывающе одетых прихожан на службе не встретишь.

Во время службы прихожане сидят на скамейках и встают, когда молятся и поют религиозные гимны. Если вы не знаете слов песен, вы легко их выучите, читая с экрана. Слова молитв и религиозных гимнов транслируются на него с ноутбука. Одна из песен – «Пой аллилуйя Господу», где каждая строчка куплета повторяется по пять раз. Воронежские лютеране любят современные молодежные гимны.
Существуют лютеранские приходы, где во время службы исполняют только старые, традиционные песнопения, только по молитвенникам, и только под орган. В выборе стиля поклонения у лютеран – полная свобода.
В Воронеже старший сын настоятеля прихода играет на электронном органе. На нем же время от времени играет православный дьякон, который здесь же, в кирхе, дает концерты классической музыки.
Алтарь для лютеран – высокий «стол», покрытый алтарным покровом – тканью белого, красного, зеленого или фиолетового цвета, – в зависимости от праздника или времени церковного года. На алтаре – две или четыре зажженные свечи, Библия, служебник с текстом литургии. Перед Святым Причастием дьякон ставит на алтарь сосуды с хлебом, вином и водой.

В отличие от православного алтаря лютеранский алтарь открыт для всеобщего обозрения. Подходя к алтарю, священник или прихожанин делает в его сторону поклон.

– Мы поклоняемся, собственно говоря, не алтарю, и не церковной утвари, а Телу и Крови Христа, которые находятся на нем, поясняет настоятель церкви Анатолий Малахов.

В лютеранской церкви можно встретить святые изображения. В воронежской кирхе висят репродукции картин известных средневековых художников, например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Есть несколько икон. Но для лютеран они не являются объектами поклонения, так же, как и алтарь.

– Мы почтительно относимся к святым изображениям, поскольку на них запечатлен наш дорогой Спаситель, а также святые, отдавшие жизнь за Христа, – объясняет пастор церкви Сергей Смирных. – Мы осуждаем тех, кто уничтожает иконы. Но в то же время мы не приветствуем и иконопочитание. Слишком тонкая грань проходит между иконопочитанием и идолопоклонством . Поэтому мы не лобзаем иконы, не становимся перед ними на колени, не отмечаем в честь них праздники, не возлагаем на них упование. Центр лютеранской веры – Христос. Вся надежда лютеран, их молитвы сосредоточены только на Христе. Этим мы отличаемся от православных. То же самое можно сказать и о нашем отношении к святым. У лютеран есть праздники в честь святых апостолов, евангелистов, других святых. Мы благодарим за них Бога и стараемся подражать их жизни. В честь святых названы многие лютеранские храмы. Например, воронежская лютеранская церковь названа в честь святой Марии Магдалины. Но из этого не следует, что мы должны за помощью обращаться к святым. По мнению лютеран, у христиан есть несравненно лучший посредник между Богом и ними, чем все святые вместе взятые. Это Иисус Христос, который умер за нас и ходатайствует за нас перед Отцом день и ночь.
Священнослужители в лютеранской церкви, как и в католичестве и православии, носят литургические облачения. Епископское отличие Анатолия Малахова в одежде – золотистый головной убор – митра, епископский плащ и длинное белое одеяние – альба, православный аналог которой – подризник. Дьякон Сергей, помогающий совершать литургию, одет в черное платье – талар – такой же носят католики. А помощник епископа пресвитер Лев Думачев облачен в красную «безрукавку» – казулу. Казулу надевают и католические священники во время мессы.
Лютеранских священников можно легко узнать по белому воротничку либо квадратной белой вставке на нем – колоратке. Это повседневная одежда лютеранских священнослужителей. Колоратка – символ рабов Христовых.
Колоратку носят лютеранские, англиканские и католические священники. Она произошла от римско-католического «ошейника», который носили в средние века клирики. Изначально он представлял собой просто белый льняной воротник вокруг шеи. Он символизирует послушание и посвящение Господу. Поверх колоратки пасторы надевают беффхен — белый нагрудник в виде двух ниспадающих лент. Этот элемент одежды средневековых ученых стал обязательным элементом литургического одеяния протестантских священнослужителей.
4

Из ислама – в христианство

Воронежская лютеранская община – многонациональная. В нее входят не только русские, но и немцы, сирийцы и малагасийцы (выходцы из острова Мадагаскар). А единственный на весь Воронеж венгр Гергю Хорват, который преподает немецкий язык в педуниверситете, каждый вторник ведет в кирхе бесплатные занятия по немецкому языку для всех желающих. Несколько лет назад он по волонтерской программе попал в Воронеж. Здесь нашел русскую жену.
Студенты-малагасийцы и сирийцы обычно сидят по правую сторону от пастора. Большинство из них – девушки. Красивые, лучезарные и улыбчивые. В Воронеже учится и живет 20 студентов-малагасийцев. Одни ходят в лютеранскую церковь, другие – в католическую. Малагасийцы-лютеране создали при кирхе молодежный хор, поют религиозные песни на русском и малагасийском языках.

– На родине в нашей церкви есть хор. Такой же хор мы создали здесь, чтобы прославлять Господа, – поясняет студент юрфака ВГУ малагасиец Ким. – Церковь, в которую я ходил в Мадагаскаре, очень большая, она насчитывает не одну сотню прихожан. Многие из них не знают друг друга лично, а священник возможно даже не представляет, кто ты есть. А здесь, в Воронеже, все по-другому, по-домашнему, все близки друг другу.

Пять лет назад в Воронеж перебрался молодой сириец Хусам, который сейчас учится в аспирантуре факультета компьютерных наук. «Моя родинка», – говорит Хусам о Сирии, все еще путая похожие русские слова. Вслед за ним, спасаясь от хаоса и войны, в Воронеж переехали его родные, которые нашли в России убежище. В семье Хасиена и Соухи четверо детей. Младшая дочка Настя родилась уже в Воронеже. Старшая, 15-летняя Мириам, ходит на службу с двумя маленькими сестренками – Натали и Нэлли. Зимой семья решилась на смелый и радикальный шаг – приняла христианство. А Хусам готовится стать пастором и вести богослужения на сирийском языке.
– Когда мы жили в Сирии, я ходил в христианскую церковь – говорит Хусам. – Я принял бы христианство и там, но у нас так нельзя – это опасно. А когда я приехал сюда, я выбрал лютеранство. Решил, что креститься буду здесь. Я очень рад, что все так случилось. Мне хотелось бы вернуться на родину. Когда там будет мир, я обязательно туда вернусь.
5

Пастор-врач

После службы, когда большинство прихожан разошлись, студенты-малагасийцы поют христианские песни и гимны. Им подпевает пастор церкви Сергей (Смирных). В прошлом – убежденный атеист, сейчас – священник, и по-прежнему врач – челюстно-лицевой хирург с 30-летним стажем работы.
– Как я пришел к Богу? В 1996 году у меня возникли серьезные семейные проблемы, рассказывает он. – Мне было тогда 32 года. В то время я был не просто агностиком, атеистом! К тому же, гордым и самолюбивым человеком. Скажу по секрету, высокомерие и самовлюбленность нередко присущи докторам. Ведь мы в тайне считаем себя чуть ли не богами. Другие издержки моей профессии – доступность алкоголя, по причине чего многие хирурги спиваются. С этой проблемой в своей жизни столкнулся и я. Наступил период, когда брак распался, профессия перестала вдохновлять, алкоголь же, которым я начал злоупотреблять, как известно, не наполнял жизнь смыслом. Я, сколько помню себя, задавался вопросом: «Для чего живу?» В это кризисное для меня время ответ был найден. Я понял, что никакие земные цели не могут стать для меня смыслом жизни, потому что жизнь конечна, а значит, все, что здесь есть – бессмысленно. Так я пришел к Богу. Пришел с предельно искренним и радикальным желанием оставшуюся жизнь посвятить только Ему. Обращение изменило мою жизнь полностью – круг друзей, интересы, мировоззрение, ценности, и даже характер стали другими. Появилось сострадание к людям, а сам стал мягче, терпимее, смиреннее.
Отец Сергей к лютеранству пришел не сразу. Начинал с методистской общины, а потом, закончив обучение в семинарии, стал лютеранином. Теперь вот опять учится, в магистратуре по православному богословию.

– Хотелось бы оставить медицину и полностью посвятить себя служению в церкви, но так пока не получается, – говорит пастор, и тут же добавляет. – Зато у меня есть достойный пример для подражания: выдающийся хирург и православный святой Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. До конца жизни он служил в храме и оперировал больных.

Большинство священников и епископов Евангелическо-Лютеранской Церкви совмещают духовное служение со светскими профессиями. Епископ Константин Андреев – кандидат юридических наук, специалист по церковному праву, авторитетный московский адвокат. Епископ Игорь Князев - преподаватель ВУЗа, известный историк и политолог с ученой степенью. Епископ Павел Ливушкан – кандидат филологических наук, редактор крупного религиозного интернет-издания в Прибалтике.

Кстати, в лютеранской общине есть и женщины-пасторы, которые занимаются социальным служением и проводят дополнительные службы для женщин. Их роль схожа с ролью православных матушек. Это жены священников, обе – Натальи.

– Христиане очень счастливые люди, – говорит жена пастора Анатолия, Наталья Малахова. – Вам бывает страшно, когда вы входите в темную комнату? Вы не знаете, что там. И как здорово входить в светлую комнату. Так и люди на пороге смерти не знают, что там. Мы же – люди, которые знают, что в этой комнате. Мы знаем, что Господь уготовил для нас обитель. Мы увидим Господа, ангелов и наших родных.
Кто такие лютеране?
В мире насчитывается 192 лютеранские церкви, а прихожан в них – 75 млн. Лютеране – это половина верующих в Германии, подавляющее большинство населения скандинавских стран. Лютеранство – одно из наиболее распространенных направлений протестантизма. Возникло на исходе первой четверти XVI в. как реформационное движение в католической среде, вдохновленное идеями Мартина Лютера. Католический монах, Мартин Лютер во время поездки в Рим увидел «изнанку» высшего католического клира: разврат, лицемерие и обогащение за счет индульгенций. В 1517 году Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов», открыто выступив против индульгенций.

– Бог через него вернул Святое Писание и Христа, – говорит Анатолий Малахов. – Как для юриста главное – закон, так и для христианина главное – слово Божие.

Лютер отрицал посредническую роль духовенства между верующими и Богом. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом. Кстати, Лютер перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Христиане, которые в результате Реформации откололись от католической церкви, стали называться протестантами. Сам Лютер возражал против термина «лютеранство» - истинным, на его взгляд, был термин «евангелическое христианство». Как наименование конфессии понятие «лютеранство» утвердилось в XVII в.
Чем отличается лютеранство от других ветвей христианства?
Ключевое слово в лютеранстве – простота. Здесь, в отличие от других христианских ветвей, более простое богослужение. Священники-лютеране называются пасторами. Это профессиональные проповедники, которые по статусу равны обычным прихожанам. Протестанты верят, что для исповеди перед Богом человеку не нужен посредник.

Лютеране во всем следуют букве Священного Писания и, в отличие от католиков, не признают Священное Предание, поэтому другое название лютеранской церкви – евангелическая церковь. В отличие от католиков и православных, у лютеран нет культа святых и Богородицы. Дева Мария для них – всего лишь совершенная женщина.

Лютеранская церковь признает догматы о Троице. А у Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания свое отличие от всех остальных классических лютеранских церквей: к примеру, здесь, как и в православной церкви, признаются все семь таинств (крещение, причастие, исповедь, елеопомазание и т.д.).
6

Пример апостола Павла

В 2015 году кирха стала кафедральным собором, а пастор Анатолий Малахов – епископом Южного церковного округа. Теперь он отвечает за лютеранскую общину в 27 регионах, а это ни много ни мало – 40 церквей.

Каждый раз во время службы пастор напоминает прихожанам удивительную историю перерождения апостола Павла (Савла), который соблюдал 613 заповедей и был одним из служителей-фарис еев, преследовавших христианство (история которого, напомним, начиналась как секта). Он давал согласие на гибель христиан, которых насмерть забивали камнями. Павел был научен исполнять закон беспрекословно, чему учили первосвященники и книжники-фарисеи. Пока он сам не уверовал во Христа.
– Все мы когда-то были, как апостол Павел. До того, как каждый из нас обратился в веру, мы жили без Бога. Каждый пытался соблюдать обряды и ритуалы. Почему Лютер сделал реформу? Потому что Римская католическая церковь жила без Бога – без Святого Писания. Лютер понял, что церковь нужно реформировать и перевел Писание на простой, понятный язык.

Жизнь пастора перекликается с историей апостола Павла и пророка Исайи. Он не скрывает, что к вере пришел, оказавшись в тюрьме. На тот момент Анатолию Малахову было 30 лет.

– В тюрьме я услышал проповедника. Там же уверовал в Господа. Господь меня коснулся и изменил. Я стал задумываться: почему люди попадают сюда? Почему выходят и снова возвращаются? Потому что у них нет Бога – нет того стержня, фундамента, который есть Христос. Когда я еще находился там, мне разрешили проповедовать. Многие уверовали – не только осужденные, но и сотрудники. Я проходил и трудности: меня и били, и держали в изоляторах, и всячески издевались надо мной. Я думаю, Бог это допускал в моей жизни, чтобы сокрушить и изменить меня. После того, как я освободился, я уже имел представление о том, чем буду заниматься. Я закончил библейский институт, семинарию, довольно много библейских школ, посещал много семинаров не только на территории России, но и за рубежом. Лютеран называют «думающим меньшинством». Почему? В лютеранской церкви мы учим, чтобы люди приходили к вере обдуманно. Человек должен проснуться сердцем и разумом понимать, во что он верит. Потому что, если человек не понимает, во что он верит, он будет фанатом.
Интервью
«Когда люди живут без Бога, они надеются на богатство»
Анатолий Малахов, епископ Южного церковного округа
– Дружите ли вы с католиками?
– У нас нормальные отношения. Они у нас проводили концерты. У них мы устраивали пасторские и межконфессиональ ные встречи. Мы же по существу – реформированные католики, и православие, по существу, тоже вышло из католической церкви. Когда была Римская империя, произошло политическое разделение. Появилась восточная и западная церковь.
– Некоторые критикуют протестантов за то, что они приветствуют философию обогащения. Это правда?
– Это заблуждение. Бог благословляет, Бог дает богатство. Люди работают, богатеют, и это нормально. Есть одно «но». Если человек верующий, в Боге, он сможет правильно платить людям зарплату, он может заниматься меценатством и поддерживать церковь. Он это делает ради Бога, и Бог его благословляет еще больше.

Врач, благотворитель и общественный деятель Герман Столль (отец промышленника Вильгельма Столля – РИА «Воронеж») – он же председатель совета лютеранской кирхи – играл на органе, был врачом, ездил лечить больных людей. С бедных людей и окрестных крестьян он денег не брал. Деньги – это неправедное богатство. В Царство Божие богатый человек не возьмет ни копейки. Другое дело – когда неправедное богатство отдают церкви, чтобы она могла служить людям, проповедовать, чтобы становилось больше верующих.

Когда люди живут без Бога, они надеются на богатство. Бог может уже завтра забрать их души. Кому останется все богатство? Они не задумываются над этим. Они думают, что в этом богатстве у них – все. Они меняют сердце и «запчасти». Но на «запчастях» далеко не уедешь.
Другие материалы
Made on
Tilda