17 Февраля 2020

понедельник, 10:16

$

63.45

68.77

Мнения

21запись

Киногид РИА «Воронеж»

Блог Ярослава Солонина, киноисторика

Киногид РИА «Воронеж»

Совместный проект РИА «Воронеж» и кинолектория «История кино в книжном клубе “Петровский”» об «архипелагах мира кино» – феноменах мирового кинематографа, заслуживающих более пристального внимания российского зрителя, по мнению воронежского киноисторика Ярослава Солонина.

Вестерны бывают разные… О нестандартных

От «Полета стрелы» Фуллера – до «Мертвеца» Джармуша.

  • 1491

По кинотеатрам триумфально шагает «Омерзительная восьмерка» Тарантино под ручку с «Выжившим» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Фильмы вызывают бурные дискуссии среди зрителей и наталкивают на разного рода размышления, философские обобщения и рассуждения о судьбах западной цивилизации. Киноманы (да и простые зрители) с большим удовольствием рассуждают о подспудном влиянии греческой трагедии на новый фильм Тарантино и о витальности «Выжившего», чем о навязшем на зубах кризисе (ну, кризис и кризис, ну и что? – можем мы повторить вслед за Энди Уорхолом, находившем в этом резонном вопросе панацею от многих человеческих бед).

Волшебная сила искусства. Хочется продлить удовольствие, полученное от идущих в широком прокате вышеназванных картин и назвать ретроспективно еще несколько обязательных к просмотру нестандартных вестернов.

Небольшая историческая справка. Вестерну – 112 лет. Рассуждать о нем в целом в одном материале бессмысленно – можно уйти в дурную бесконечность. Этот жанр оказался настолько всепроникающим, что породил не только многочисленные поджанры и субжанры (истерны, кислотные вестерны, психоделические вестерны, антивестерны, ревизионистские вестерны, спагетти-вестерны и так далее), но и, урбанизировавшись, породил – плоть от плоти – героя современных боевиков. Спасающего мир, угоняющего самолеты, штабелями укладывающего оппонентов всевозможными видами оружия. О вестерне как о шаблонном аттракционе, как о развлекательном жанре мы говорить не будем. Порекомендуем лучше к просмотру несколько фильмов, формально снятых в этом жанре, но тех, где режиссеры ставили себе совсем иные задачи, чем разделить всех на хороших и плохих или еще что-нибудь в этом роде. Итак, Дикий Запад – не то место, где в муках и стонах рождается американская мечта, это полигон, где решаются вечные вопросы. Мучительные. Проклятые. Метафора пограничного состояния.

Полет стрелы (Run the arrow)


Режиссер: Сэмюэл Фуллер

Год выпуска: 1957

Пятидесятые годы считаются золотым веком вестерна. Само это слово обеспечивало кассу практически любой картине. Снималось немало и ширпотреба, и шедевров. Однако трудно отыскать хоть в каком-нибудь обзоре о лучших фильмах жанра «Полет стрелы» Сэма Фуллера. За рекомендациями в таком случае приходится идти (пусть и виртуально) к таким мастерам авторского кино, как Джим Джармуш и Вим Вендерс – большим поклонникам вышеназванного режиссера. Чем примечателен «Полет стрелы»? Нестандартным монтажом, долгими планами, нехарактерными для массовых вестернов и, конечно же – сюжетом. Конец войны Севера и Юга. Ветеран-конфедерат возвращается с фронта домой, удрученный и подавленный поражением армии Юга. Он готов хоть к индейцам сиу податься, лишь бы не якшаться с треклятыми янки. Что из этого выходит – интересно посмотреть даже спустя 58 лет, когда многие кассовые фильмы того времени выглядят курьезом и архаикой. Можно поймать даже саспенс в сценах, где практикуется древнеиндейский ритуал – жертве позволяют уйти на расстоянии ею же пущенной стрелы, а потом пускаются в упоенную и кровавую погоню. Правых и виноватых в этой картине трудно найти, что для вестерна того времени само по себе необычно.

Девушка – это пистолет (Une aventure de Billy le Kid)


Режиссер: Люк Мулле

Год выпуска: 1971

Что нестандартного в этой картине? Ну, начнем хотя бы с того, что вестерн преимущественно маскулинный жанр. В классических картинах женщина всегда выполняет пассивную роль – такое переходящее знамя, бросающее томные и полные надежды взгляды. В картинах Серджио Леоне так вообще начинает раздражать даже эта неправдоподобная беспомощность не такого уж и слабого пола. А Люк Мулле мало того что француз (и этого не скрывает, в отличие от того же итальянца Серджио Леоне, на первых этапах использовавшего американский псевдоним), так еще и берет за основу сюжета историю Билли Кида, легендарного преступника на Диком Западе (ну это как Джонни Диллинджер в XX веке), где большая часть фильма посвящена не Билли, а его подружке, одержимой местью. Многие видят в этом фильме стеб не только над вестернами но и над интеллектуальным «Забриски пойнт» Антониони. Главную роль играет Жан-Пьер Лео, исполнитель многих главных ролей в фильмах Франсуа Трюффо, культовый для почитателей французской новой волны. Странный вестерн. Лучше один раз увидеть…

Крот (El topo)

 
 

Режиссер: Алехандро Ходоровски

Год выпуска: 1970

Любителям динамики, традиционного развития сюжета, «хороших своих» и «плохих чужих» путь сюда заказан. Здесь правит бал театр жестокости Антонена Арто (виднейший французский художник, драматург, актер и режиссер предлагал театр, который, по сути, станет возвращением к магии и ритуалам, создаст новый театральный язык тотема и жеста, где язык пространства обращается ко всем пяти чувствам). Мексиканская пустыня, по которой странствует воин Эль Топо (Крот) со своим семилетним сыном (в самом начале фильма мальчик хоронит игрушку и портрет своей матери, расставаясь с детством). Он отважно громит бандитов, но все это происходит будто в некоем полусне, в каком-то зачарованном, нереальном пространстве, где каждая деталь – метафора. Пересказывать сюжет – бесполезно (это займет те же самые два часа). Фильм с самого начала не предназначался широкой публике, но с подачи Аллена Крейна (музыкальный менеджер, работавший с The Beatles и The Rolling Stones) и Джона Леннона попал в прокат. Правда, увидеть его у зрителя была возможность только после полуночи. А реплики? Одна краше другой!

  • «Уничтожь меня в себе. Никогда не будь зависим ни от кого».
  • «Меня не огорчит ваша смерть. Потому что смерти не существует».
  • «Вы чувствуете отвращение к себе. Вы не хотите больше никого предавать. Теперь вы хотите соблюсти закон. Некоторые дают цветы, некоторые – драгоценности, вы принесли мне свою жизнь в подарок. Вы не боитесь умереть. Поэтому вы – опасный враг».
  • «Крот – это животное, которое роет подземные тоннели. В поисках солнца оно иногда выбирается на поверхность, и когда оно видит солнце, то слепнет».

Мертвец (Dead man)


Режиссер: Джим Джармуш

Год выпуска: 1995

Про этот бесспорный шедевр (ну, вообще, особо консервативные критики поначалу очень плевались) можно говорить очень долго. Начиная с того, что заключить его в рамки какого-либо жанра не представляется возможным. Можно его назвать кислотным вестерном, можно – метафизическим роуд-муви, фильмом притчей, аллегорией отхождения души от тела. А лучше просто наслаждаться антуражем, где каждый кадр – как высокохудожественное фото (режиссер долго подбирал пленку для этого фильма, в результате получилась не утомляющая глаз сепия), а в качестве оператора выступил Робби Мюллер (он работал и с Вимом Вендерсом, и с Ларсом фон Триером). При подготовке к съемочному процессу Джармуш провел ряд исторических исследований, в результате чего индейские поселения и города выглядят так, как выглядели в те былинные времена. Бесподобный саундтрек написан канадским музыкантом Нилом Янгом (впрочем, Канаду он покинул еще во времена мятежной юности). Некоторые называют этот фильм антивестерном, поскольку в роли героя, стреляющего без промаха – клерк Уильям Блейк (в исполнении Джонни Деппа – он принес фильму славу и сделал немало для спасения этого проекта). Индеец Никто (поражающий своим кругозором) говорит на нескольких индейских диалектах — Blackfoot, Cree, Makah. И вообще – часть премьер картины прошла в индейских поселениях.

Дикий Восток


Режиссер: Рашид Нугманов

Год выпуска: 1993

Справедливости ради, нужно хоть один истерн в этот список поместить. Изначально это должен был быть иронический триллер «Дети солнца» с Виктором Цоем в главной роли. Рашид Нугманов, известный широкой публике (по крайней мере – «детям перестройки») по драме «Игла», оторвался здесь по полной, замиксовав в оголтелом вареве фабулу «Великолепной семерки» (ну, в конечном счете – «Семи самураев»), эстетику «Безумного Макса», напор «Диких ангелов», красоты Иссык-Куля и много что еще. Любителям странного постперестроечного кино – добро пожаловать.

Цирковые лилипуты, называющие себя «Детьми солнца», терпят урон от банды мотоциклистов (ну кибергунны – ни дать, ни взять). Устав от рэкетиров, они нанимают великолепную семерку бойцов. Ну, и, с этого все и начинается. В фильме сыграл будущий костяк группы Tequilajazzz. И саундтрек у картины неплохой.

P.S. Параллельно «Омерзительной восьмерке» вышла в прокат комедия с Адамом Сэндлером «Нелепая шестерка», а также вестерн «Костяной томагавк» с Куртом Расселом (он снимался одновременно в двух фильмах – остается позавидовать его работоспособности). Говорят, там много каннибалов… В широкий прокат по России картина, кажется, не вышла, но в сети доступна.

Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: