9 Апреля 2020

четверг, 18:00

$

75.75

82.23

Мнения

21запись

Киногид РИА «Воронеж»

Блог Ярослава Солонина, киноисторика

Киногид РИА «Воронеж»

Совместный проект РИА «Воронеж» и кинолектория «История кино в книжном клубе “Петровский”» об «архипелагах мира кино» – феноменах мирового кинематографа, заслуживающих более пристального внимания российского зрителя, по мнению воронежского киноисторика Ярослава Солонина.

Финское кино. «Сказки – обман? Солнечный остров скрылся в туман?»

«Ариэль» Аки Каурисмяки как финская «Жизнь как чудо».

  • 1377

Финский кинематограф остается для российского зрителя даже не диковинкой, а невидалью. В смысле – «не видал». Братья Каурисмяки, которых критики в глаза и за глаза прозвали «Братьями К.», намекая на Карамазовых, вполне могли бы застолбить в сердце русском себе делянку, нисколько не потеснив ни Рогожкина, ни, тем более, покойного Балабанова. Может, старшему брату Каурисмяки – космополиту Мике – это и не под силу, но уж младший – «поэт финской провинции» Аки – справился бы на раз.

В самой стране Суоми финские фильмы не пользуются бешеным спросом. Публика предпочитает им зарубежную продукцию, зачастую не лучшего качества (ничего не напоминает?). Но, все же, становятся достоянием мирового сообщества синефилов и критиков, как в случае с «Братьями К.». Взять того же Джармуша, не раз сотрудничавшего с братьями.


«Ариэль», снятый в 1988 году – один из островов архипелага Akiland. По мнению критиков, мир в том виде, как его представляет себе Аки Каурисмяки, существует в «стилизованном Нигде между Прошлым и Настоящим». Только на первый взгляд это может показаться социальной драмой с элементами производственной темы и road movie, приготовленной под соусом Nouvelle vague (французской новой волны). На самом деле, это «Жизнь как чудо» на финский манер. Скупые диалоги (финны вообще предпочитают молчать, если нечего сказать). Да и реплики на чистом литературном. Так в Финляндии давно никто не говорит. Однажды Аки Каурисмяки заявил, что за тридцать лет он выучил русскую литературу и умудрился уместить ее в тридцать реплик, которые с тех пор так и кочуют по его фильмам.

По сюжету. Главного героя, Таисто Кусуринена, в связи с сокращением, увольняют с шахты. Отец, старый рудокоп, пускает себе пулю в лоб, предварительно оставив в наследство Таисто белый Кадиллак с откидным верхом и наказ «не брать с него примера». Незадачливый сын, так и не научившись закрывать в машине крышу, обвязавшись шарфом (чтоб не продуло) и обналичив все свои сбережения, по заснеженным просторам едет на юг, в Хельсинки. Навстречу призлоключениям. Деньги отнимают, голову разбивают.

Обнищавший Таисто, не мудрствуя лукаво, отправляется в доки грузить мешки. Он вообще не рефлексирует по поводу, не разводит экзистенциальной слякоти, ему не свойственен и стоический идиотизм Васисуалия Лоханкина с пресловутым «А может это и есть сермяжья правда?». К тому же время от времени ему перепадает от фортуны и что-то хорошее. Женщина. С ребенком. Не по годам развитым. Встретились два-три одиночества.

Переломный момент случается, когда Таисто попадает в тюрьму. Из незадачливого терпилы он превращается в незадачливого авантюриста, у которого, впрочем, все получается. И побег, и ограбление. Все на грани – еще бы чуть-чуть и повернулось бы как в годаровской «Банде аутсайдеров». Но нет. В порту уже ждет корабль «Ариэль», обещающий увезти если не в город Солнца, то хотя бы в Мексику. Все лучше, чем дожидаться, пока тебя схапает полиция в Хельсинки. Остальное – за кадром.

Есть мнение, что своим героям Каурисмяки всегда оставляет надежду на чудо, пусть она и призрачна, эта надежда. Можно сказать больше. Хороший или плохой конец – все на совести зрителя.

Сами по себе планы в фильме – чудо. И монтаж. И фирменное танго из 50-х годов. А северное сияние? Тут вообще не надо слов.

Справка

Картина снята в 1988 году, она стала второй частью «пролетарской трилогии» Каурисмяки, начатой фильмом «Тени в раю» и законченной «Девушкой со спичечной фабрики».

Награды

МКФ в Москве: приз ФИПРЕССИ за лучший фильм, приз лучшему актеру (Туро Пайала);

Приз Американского национального общества кинокритиков - лучшая иностранная лента года.

«Ариэль» был показан в рамках сезона финского кино в книжном клубе «Петровский» и ознаменовал возобновление кинолектория, начатого Ксенией Зубарской. Следующий пока пройдет 3 декабря в продолжение темы финского кино. Будем смотреть фильм Мики Каурисмяки "Лос-Анджелес без карты"

Начало в 19:00

О расписании фильмов можно узнать здесь и здесь.

Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: