20 октября 2020

вторник, 11:41

$

77.92

91.31

Зеркальный кредит. Воронежцы потеряли миллионы рублей по новой схеме мошенничества

, Воронеж, текст — , фото — Андрей Архипов (из архива)
  • 7442
Зеркальный кредит. Воронежцы потеряли миллионы рублей по новой схеме мошенничества Зеркальный кредит. Воронежцы потеряли миллионы рублей по новой схеме мошенничества
Жителей убеждают оформить займы якобы для аннулирования действий аферистов.

В августе-2020 несколько воронежцев стали жертвами новой схемы мошенничества черных кредиторов. Аферисты представлялись по телефону сотрудниками банка и уверяли, что на имя человека уже взят или прямо сейчас оформляется крупный займ, после чего убеждали взять так называемый зеркальный кредит, чтобы аннулировать действия мошенников. В каждом случае сценарий развивается по-разному, но суть остается та же: жертва берет крупный кредит и отдает заемные средства мошенникам.

Истории потерпевших, комментарии адвоката и банка – в материале РИА «Воронеж».

История №1

Марине Лихачевой (имя изменено) позвонил «сотрудник службы безопасности Сбербанка» и спросил, подтверждает ли она перевод крупной суммы клиенту «Альфа-Банка». После ее отрицательного ответа с ней связался «сотрудник «Альфа-Банка»», якобы из юротдела, и каким-то образом тема перешла на кредиты. Женщину убедили, что мошенники одновременно пытаются взять кредит на ее карты и в Сбербанке, и в «Альфа-Банке».

– «Сотрудник Сбербанка» сказал, что мошенники уже почти взяли кредит на мое имя, и осталось только деньги им отдать. Чтобы избежать этого, нужно сделать зеркальный кредит – оформить такой же займ, как и мошенники, тогда старый кредит автоматически аннулируется, – вспомнила Марина.

Аферист велел женщине зайти в приложение «Сбербанк онлайн» и обратить внимание на рекламное предложение оформить кредит на 134 тыс. рублей. Марина Лихачева нажала на нужную кнопку и моментально получила кредит. Автоматически на нее подписали и добровольное страхование. После этого мошенник заверил, что деньги нужно перевести на «секретную ячейку», и объяснил, что на случай мошенничества между банками есть соглашение о совместных действиях и секретные счета. Женщина сняла деньги и перевела их на указанные счета через банкомат банка «Тинькофф» под контролем афериста.

Ей перезвонил сотрудник «Альфа-Банка», который вызвался стать ее консультантом на время разбирательства с мошенниками. Мужчина, представившийся Романом Николаевичем, сказал, что нужно «спасать другой кредит», а для этого установить приложение «Альфа-Мобайл» на телефон. Также требовалось скачать еще два приложения, якобы антивирусных. По словам Марины, это оказались приложения поддержки, которые позволяют третьим лицам видеть все действия, которые совершает человек на своем смартфоне.

Под контролем мошенника Марина зашла в приложение «Альфа-Мобайл» и увидела такое предложение кредита, как и в Сбербанке, но на 1 млн 117 тыс. рублей. Этим якобы и воспользовались мошенники, и схема та же – нужно оформить зеркальный кредит. По словам Романа Николаевича, сотрудники банка еле сдерживали мошенников, чтобы те не забрали деньги.

Срочно потребовалась справка о доходах по форме 2НДФЛ. В конторе, где работает Марина, этот документ делают в течение 10 дней. Она нашла старую справку и попробовала приложить ее. Несколько раз приложение выдавало ошибку, но в итоге банк одобрил кредит на 1 млн 117 тыс. рублей. После этого Марину отправили в определенное отделение «Альфа-Банка» для обналичивания суммы.

– Мне сказали, что нужна помощь для расследования – мол, мошенник среди сотрудников банка. Позвонил якобы полицейский, успокоил меня, сказал, что в банке камеры и они следят за этим сотрудником. Я подсела к девушке, которую мне указали, и сказала, что мне нужен мой кредит наличными. Сотрудница спросила, почему я не оформила его в отделении банка, и дала мне дебетовую карту, отметив, что она пустая, так как в банке сейчас денег нет. Но при этом посоветовала попробовать снять деньги через банкомат. Я проверила баланс на банкомате, деньги были на месте. Когда сняла 1 млн 117 тыс., мне стало дурно, я захотела любым способом избавиться от них. Роман Николаевич отправил меня к ближайшему банкомату банка «Тинькофф», обещая оплатить и бензин, и платную парковку. Я до глубокого вечера переводила деньги, пока банкомат не выдал ошибку – переполнился купюрами. Тогда меня отправили в другой банкомат для отправки оставшейся суммы, – рассказала Марина.

Женщину убедили снять деньги с ее кредитных карт, так как ими тоже могут воспользоваться мошенники. Марина также перевела их на указанные счета.

Заверив женщину, что с нее благополучно спишутся все кредиты, Роман Николавич спросил, есть ли у нее счета в других банках, ведь мошенники могут воспользоваться и ими. Женщина ответила, что у нее имеется старый пустой счет в «Райффайзенбанке». Тем же вечером ей позвонил якобы сотрудник «Райффайзенбанка» и сказал, что на нее пытаются взять кредит. Когда она бросила трубку, пришла SMS от Романа Николаевича с вопросом: «Что у вас там уже опять случилось?» Во время диалога мужчина допустил грубую речевую ошибку, и тогда Марина поняла, что ее обманули.

Женщина обратилась в полицию. В общей сложности она потеряла 1,8 млн рублей заемных средств.

Мошенники продолжали настойчиво звонить Марине и после подачи заявления. Адвокат посоветовал женщине сменить телефон – пока она только удалила все установленные приложения. Единственные деньги, которые пока удалось вернуть, – это страховки от Сбербанка и «Альфа-Банка». Марина расторгла договоры.

История №2

Дедушке Анастасии Перегудовой 60 лет, он дальнобойщик. Во время одного из рейсов ему начали ежеминутно звонить с разных номеров. Звонившие представлялись сотрудниками «Альфа-Банка» и уверяли, что мошенники хотят взять кредит через его банковскую карту и, чтобы этого не произошло, он должен взять кредит на эту же сумму сам, а потом погасить.

– Они так запудрили ему мозги, что он взял кредит на 2,7 млн и якобы его погасил, отправив деньги на пять разных счетов. Мошенники просили никому об этом не говорить, потому что это незаконно и они сделали исключение только ради дедушки. Банк моментально одобрил займ, –сообщила Анастасия Перегудова.

По словам девушки, полицейские возбудили уголовное дело и сказали, что факт мошенничества налицо.

Но это не меняет того, что семья должна ежемесячно платить в банк 56 тыс. рублей в течение пяти лет. С переплатой они отдадут 3,3 млн рублей.

– Я несколько раз ездила в «Альфа-Банк»: они не могут предоставить мне никакие договоры. Приехали с дедушкой – сказали подождать пять дней. Я хотела взглянуть хотя бы на договор страхования, так как у него автоматически списали 400 тыс. рублей за «Альфа-страхование». Потом приезжала одна, с доверенностью (дедушка опять в рейс уехал), они сказали, что надо еще доверенность проверить… – рассказала Анастасия.

В пресс-службе «Альфа-Банка» корреспонденту РИА «Воронеж» пояснили:

– По процедуре банка любые кредиты оформляются клиентам после согласования суммы, процентной ставки и срока, а также, главное, после прохождения клиентами идентификации и подписания необходимых документов. Клиент должен подписать документы в отделении или в мобильном приложении. Сотрудники банка никогда не будут звонить клиентам и предлагать взять кредит «чтобы не испортить кредитную историю», просить что-то подтвердить или оформить продукт взамен другого. Так делают только мошенники. При любом подозрительном разговоре с якобы сотрудником банка просто положите трубку.

За последние несколько лет участились случаи мошенничества с банковскими продуктами. Практически все банки проводят просветительскую работу с клиентами, ЦБ активно тоже занимается этим вопросом. В прошлом месяце мы запустили проект, которые объясняет как действуют мошенники и как не попасться на их уловки.

История №3

Виктору Комарову (имя изменено) позвонил «сотрудник банка», чтобы проверить, обналичил ли он 2,7 млн рублей, полученные по кредитному договору. Мужчина, подозревая мошенничество, ответил, что кредита не брал. Звонивший «проверил» данные и заявил, что все верно, но Виктор оказался в списке потерпевших от мошенников клиентов банка; уголовное дело уже возбуждено, а на адрес господина Комарова отправили официальный документ, который продублировали по WhatsApp. Аферист сказал, что Виктор должен обратиться в полицию с распечаткой документа, который ему прислали: «Оригинал донесете позже, когда получите почте».

После этого Виктору подробно рассказали, что делать, если мошенники завладели денежными средствами и предоставили телефон контакт-центра, куда можно позвонить после обращения в полицию.

Звонящий отметил, что, возможно, личную информацию мошенникам сообщают сотрудники банка, но кто именно – пока неизвестно. А еще, так как кредит на Виктора уже оформлен, проценты уже начисляются, а его кредитная история будет испорчена, до приговора суда Центробанк не уберет эти данные.

Но выход есть: можно оформить новую сумму кредита, равную той, что взяли мошенники – причем без проверок и залога, как потерпевшему. Получив деньги, Виктору нужно будет погасить кредит, взятый мошенниками. Тогда не будут «капать» проценты, а кредитная история останется чистой. Аферист добавил, что все равно нужно дождаться постановления суда и уже потом закрыть кредит, иначе он будет числиться на Викторе.

Мужчина взял кредит на 2,7 млн рублей и, думая, что гасит предыдущий займ, перечислил деньги мошенникам. Больше всего мужчину удивило, что раньше банк отказывал ему в больших кредитах под залог, а этот займ одобрил за один день.

Галина Белик, адвокат:

– Если кредит взят третьими лицами (или мошенниками) с использованием чужих персональных данных, мы подаем в суд, и, когда выносится решение, на его основании подаем заявление в Центробанк. Дела, рассматриваемые в гражданском порядке, недолгие. Параллельно возбуждается уголовное дело, и после окончания уголовного преследования также можно обращаться в Центробанк. Если на имя человека взят кредит без его ведома, нужно не бежать брать кредит, чтобы аннулировать старый, а просто подать заявление в полицию и затем сразу можно в суд. Это недорого – намного дешевле, чем выплачивать. Плюс проигравшая сторона выплатит судебные расходы. Судятся с банком, потому что это он выдал кредит по чужим персональным данным, он виноват, не проверил.

Конкретно в случаях с зеркальными кредитами мы попытаемся вернуть хотя бы деньги за страховку – с некоторых сняли по полмиллиона за страхование жизни. Сотрудники полиции направили запросы в банки, чтобы выяснить, на чьи счета переведены кредитные деньги, и если это банковские карты, то банки обязаны предоставить информацию об их владельцах. И дальше, помимо уголовного дела, можно подать иск на данных лиц о неосновательном обогащении и вернуть эти деньги. Недавно мы таким образом вернули 300 тыс., которые клиент перечислил на карточку мошеннику. Но если у них этих денег уже нет, как и иного имущества, то вернуть будет сложно. Другое дело, почему банк выдает такой крупный кредит за один день.

Это тоже повод подумать и предупредить близких, что развод пенсионеров «сообщите код, который вам придет» уже устарел.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: