Игра в неграмотность

Всего несколько лет назад премудрые и преученые ломали копья по поводу «языка падонков» (ну вот, и мой комп показывает мне, что я ошиблась!). Да не ошиблась я, это язык такой был. Помните: «Аффтар жжот»? Однажды я стояла в скверике у Большого театра в Москве и вдруг на билборде (это рекламный щит такой) увидела: «Фирма Горенье – жжот!». Я подумала, что мне почудилось – нет! Это оказалось удачным примером языковой игры для фирмы, производящей газовые плиты, нагревательные котлы и т.д. Хорошо, хоть и с ошибкой! Главное – привлекли внимание и пошутили.

А вот еще пример из словесных упражнений в интернете. Некоторое время назад там образовалась «конференция кащенитов» (изначально это сообщество возникло в конце 90-х годов в любительской сети FIDO и пародировало сетевое общение пациентов и персонала московской психиатрической больницы имени П.П. Кащенко, известной «Канатчиковой дачи»). Так вот, они взялись обыгрывать все словечки из лексикона ортодоксальных евреев: гой, поц, мацца… Чего только стоит глупая фразочка из их языковых упражнений: «Виктор Цой подавился маццой»? Плохо? А вы спросите у любого, кому дорого имя культового музыканта. Да за такое и голову отвертеть могут!

Игра в грамотность

Из свеженького. У всех на слуху «граммар-наци», эдакая «полиция нравов», следящая за грамотностью в русском языке. Совсем недавно я уже высказывала свое мнение об этом в СМИ. Да, плохо, что пишут неграмотно, да еще с матом. И «троллить» таких хамов нужно! Но я знаю, что многие мои студенты просто не общаются с такими «друзьями» - скучно и неприятно. А вот молодежный слэнг, всякие сокращения – это хорошо. Почему? Потому что динамично, ярко, модно, наконец! Хотите веский аргумент в пользу такого мнения?

В публикации «Золотой век. Цифровая версия» из журнала «Русский репортер» (РР, сентябрь, №3-10, 2009) я встретила вот какую позицию.

- Стоны о падении языковой культуры сильно преувеличены, - так считает Григорий Тарасевич. - Поколение, выросшее под томами классиков соцреализма, хуже владеет русской письменной речью, чем нынешние тинейджеры.

Автор сравнивает современный бум порождения текстов в эсэмэсках, аськах, блогах, ЖЖ и т.п. с ситуацией в начале XIX века, когда «юноши и барышни из приличных семей километрами строчили письма, дневники и эпиграммы». Их творения тоже не отличались оригинальностью, содержали массу ошибок, банальностей и пошлостей. Сейчас интерактивное общение при помощи мобильных телефонов, компьютеров требует внимания к каждому слову. Чтобы «вписаться» в лимиты эсэмэсок, авторы подыскивают более емкие синонимы, уничтожают громоздкие конструкции, подбирают оптимальные сокращения («комп» - компьютер, «камент»- комментарий, «норм», - нормально, «ок» - хорошо). А система смайликов заменяет им жесты, мимику, эмоциональные реакции. Новая форма письменной разговорной речи в среде молодого поколения заслуживает самого пристального внимания ученых, психологов, педагогов – всех, кому не безразлична судьба российского общества, пути развития его культуры, в том числе и языковой.

Игра в чувства

Что же плохо? Интернет-сообщения все больше напоминают низкопробную «желтую прессу». Главная задача журналистов - во что бы то ни стало привлечь внимание читателей сенсационными (а на деле – псевдосенсационными) заголовками. Таких примеров множество: «Мир потерял одного из лучших актеров». Обычно такими словами сообщают о смерти какого-либо известного человека, но дальше в сообщении речь идет об американском актере Леонардо ди Каприо, который всего лишь решил сделать перерыв в съемках. И тут же отклик, обратная связь, «камент» одного из читателей: «Потеряли лучшего актера»… лучше бы мы потеряли журналиста, который этот … словесный оборот придумал – дабы завлечь поболее публики». Не правда ли, в комментарии, с одной стороны, заявляется право на правдивую и точную информацию, а с другой – демонстрируется умение создать иронию.

Подобные манипуляции вниманием читателей проникли во все сферы: культуру, экономику, политику. Часто речь может идти о прямой диффамации, то есть сообщении заведомо ложной информации. Следующий шокирующий заголовок на Ленте.Ру гласит: «В планах России и США - война». Заголовок самого материала – абсолютно другой: «Россия и США будут воевать вместе». И далее в тексте следует сообщение о том, что «накануне министры обороны РФ и США подписали соглашение о расширении сотрудничества двух государств в военной сфере».

Очевидно, что не все игры и эксперименты с языком в современном информационном пространстве можно назвать одинаково удачными, эстетически значимыми, творчески оригинальными. К сожалению, они все чаще стали превращаться в очередной штамп, банальный прием.

А камертоном того, что же «хорошо», а что – «плохо», остается, как и во все времена, вкус, чувство меры, достойное образование и прочная культурная платформа. Господа, ну просто стыдно писать: «Поздровляю с днем рождением!» И опять мой умный комп говорит, что это ОЧЕНЬ ПЛОХО! А значит, «Языковой дозор» не дремлет!

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».