Вратарь «Факела» Александр Саутин: «Я прирос к Воронежу душой»

, Воронеж, текст — , фото — Андрей Архипов (из архива)
  • 9104
Вратарь «Факела» Александр Саутин: «Я прирос к Воронежу душой» Вратарь «Факела» Александр Саутин: «Я прирос к Воронежу душой»
Футболист вспомнил лучшие моменты карьеры и высказался против натурализации легионеров.

«Факел» будет до последнего шанса биться за возможность попасть в стыковые матчи, заявил вратарь сине-белых Александра Саутин в интервью корреспонденту РИА «Воронеж». В беседе голкипер вспомнил основные вехи своей карьеры, рассказал, кто самый начитанный игрок «Факела» и объяснил, почему является противником натурализации легионеров для сборной России

«Мое амплуа мне нравится»

– Попав в футбольную секцию, вы сами попросились в ворота?

– Изначально я играл в нападении. И во дворе играл в поле – хотелось атаковать, забивать голы. А спустя где-то месяц после того, как я начал заниматься футболом в секции, меня попросили сыграть в воротах. Мне понравилось. Отбил один удар, второй, третий – и затянуло. Не жалею что стал голкипером. Неизвестно, дорос бы до профессионального уровня форвард Саутин или нет. Мое амплуа мне нравится. Не люблю, когда говорят «стоять на воротах». В воротах играют, а не стоят.

– В 2008 году вы целый сезон провели без большого футбола. Не было ли тогда соблазна закончить со спортом?

– У меня тогда был перелом пятой плюсневой кости. Я восстановился и поехал на сбор с «Камазом», и там получил еще один перелом. Форму поддерживал сам – занимался с любительской командой, ходил в тренажерный зал. Было очень тяжело. Но я никогда не терял желания закончить то, что начал. Всегда идти до конца – мой жизненный принцип. И чем труднее эта дорога, тем лучше. Падают все. Главное – поднимешься ли. Я стал профессиональным футболистом, пусть и пришлось начинать со второй лиги.

– Уже в 21 год вы могли оказаться в Премьер-лиге, в «Кубани», где вы были на просмотре. Чего вам тогда не хватило, чтобы подписать контракт?

– Главный тренером краснодарского клуба тогда был Сергей Овчинников, его помощником – Андрей Семин. Я прошел два сбора под их руководством, вопросов ко мне не было. Я был уверен, что подпишу контракт. Но потом по околофутбольным причинам все сорвалось. Вспоминать это совсем не хочется. Я сильно жалею, что не остался тогда в «Кубани». Возможно, все совсем иначе бы сложилось.

– Овчинников-игрок и Овчинников-тренер – совсем разные люди?

– Как тренер он темпераментный, но справедливый. Ту энергию, которая была в нем во время карьеры игрока, он смог направить в нужное русло. Он может «напихать», а потом подойти и по-человечески очень душевно поговорить. Он одинаково общался как с дублерами, так и с ведущими футболистами клуба. Я научился у него очень важной вещи – с уважением относиться ко всем, вне зависимости от заслуг и социального статуса. Я восхищаюсь Овчинниковым. Он легенда. Человек большой души и огромного футбольного таланта.

– В 18 вы уехали в «Союз-Газпром». Каково было после Москвы оказаться в Ижевске?

– Это очень неплохой город. Но мне тогда было все равно, куда ехать, лишь бы играть. Мне было 18. Ни жены, ни девушки. Взял вещи – и поехал. В дубль «Локомотива» тогда постоянно спускали по семь-восемь футболистов «основы», которые не получали игрового времени. В воротах играл Сергей Рыжиков, в поле – Фининью, Сенников, Асатиани, Селсинью, Шакер Зуаги. Одних вратарей в «Локомотиве» тогда было какое-то безумное количество – Рыжиков, Коченков, Поляков, Якупович, Пелицолли. Смысла проводить два-три матча в год за дубль я не видел. А игры за очки, за премиальные – этой другой настрой у твоих партнеров, это уже настоящий футбол.

– В дубле «Локомотива» вы работали под началом Рината Билялетдинова.

– Он фанат своего дела. Не понимаю, почему он сейчас не тренирует команду Премьер-лиги. Может быть, сказывается его нацеленность на работу с молодыми? Возможно, есть какие-то проблемы в коммуникации с известными игроками-легионерами. Но что касается воспитания доморощенных футболистов – тут он точно один из лучших специалистов в стране. Он разжевывает всю информацию для молодых так, что любой досконально знает свои функции на поле.

– Вы играли за юношескую сборную России. Кто из известных сегодня игроков выступал с вами за нее?

– Да, я принял участие в двух чемпионатах Европы U-17 и U-21. Команда была сильная, в ней играли Игорь Смольников, Артем Дзюба, Паша Мамаев. Сейчас у меня есть ощущение, что в футболе стало меньше патриотизма. Раньше даже в юношеские и молодежные сборные страны просто летели, считая честью надеть футболку с гербом. Мне было приятно представлять нашу страну на юношеском уровне. Стоишь с партнерами на поле английском стадионе и слушаешь гимн России. Это ни с чем не сравнить. На наши матчи в Турции приходило по 20 тыс. болельщиков. А после матча нас закидывали камнями. Есть что вспомнить.

«В России очень сильная вратарская школа»

– Назовите главную проблему российского футбола.

– Если не главная, то одна из них – недоверие молодым игрокам. Я считаю, им нужно давать шанс. Уверен, если бы молодежь получала больше игровой практики, футбол в России развивался бы иначе. У нас перестраховываются, выпускают проверенных бойцов. Мало кто готов терпеть ошибки молодого игрока. Хотя тот на них учится.

– А молодым вратарям доверяют еще меньше, чем полевым игрокам?

– Чтобы голкипера лет 20 выпустили в официальном матче, должно сойтись много факторов. Это и стопроцентная готовность, и, не дай Бог, травма конкурента, и благоприятный турнирный расклад. Хотя играет же в «Томи» Александр Мелихов 1998 года рождения. В «Ростове» заявил о себе 22-летний Никита Медведев, который еще недавно выступал во втором дивизионе. Прогрессирует Андрей Лунев, который играл против «Факела» во втором дивизионе за «Калугу» – сейчас парень в «Зените». Чем больше будет таких ребят в России, тем лучше.

– Едва ли не в каждом сезоне появляются новые перспективные российские вратари. А про центральных защитников сказать такого нельзя.

– В России очень сильная вратарская школа. Не зря ее считали одной из лучших в мире. Есть немало отличных тренеров старой закалки. Появляются и новые специалисты с современными методиками. Я слышал, что в Москве проходят курсы для тренеров, и там эти две школы дискутируют друг с другом, обмениваются опытом. Это здорово. Многие недооценивают подготовку вратаря. Думают, хорошей реакции и прыгучести достаточно для успеха. А один из главных аспектов подготовки вратаря – психологическая работа. Тот же Медведев, не имея большого опыта игры в РФПЛ, четко действовал на «Олд Траффорд» против «Манчестер Юнайтед». Это явно работа выдающегося тренера вратарей Виталия Кафанова, который подготовил парня психологически.

– Многие говорят, что вратари – особенные люди.

– Я бы так не сказал. Да, психика должна быть особенно крепкая – ошибку хавбека не все заметят, а если напортачил вратарь, это чаще всего приводит к голу. Но нельзя говорить, что среди голкиперов часто встречаются замкнутые люди. Все вратари, которых я лично знаю – веселые и общительные ребята. Наоборот, это среди полевых игроков я встречал замкнутых парней. Вратарь может уйти в себя после собственной результативной ошибки. Но на денек-другой, не более.

– У немцев одно поколение сменяет другое, пройдя одним костяком через юношескую и молодежную сборные. Юношеская сборная России в 2006 и 2013 годах выигрывала чемпионат Европы, но почти никто из тех команд не стал заметным футболистом даже на уровне Премьер-лиги. Почему?

– Много факторов. Во-первых, кто-то из тех парней мог поймать звездную болезнь, решить, уже добился успеха. Во-вторых, некоторые могли подписать первый солидный контракт и утратить мотивацию. В российском футболе крутится много денег, и это не всегда идет в плюс. Понимаете, лимит на легионеров на каждого влияет по-разному. Кто-то благодаря ему получает шанс и цепляется за эту возможность зубами, стремясь достичь высокого уровня. А кто-то получает большие деньги и думает, что жизнь удалась. И еще потом обижается, когда на его позицию приобретают нового игрока. Все индивидуально. Я всегда был сторонником жесткой конкуренции. В этом суть спорта. В «Факеле» всегда была честная здравая конкуренция, и меня это подстегивало.

– Как относитесь в натурализации легионеров для сборной России?

– Я против этого. За сборную должны играть русские ребята. У нас огромная страна – как можно не суметь найти в ней стоящего игрока? Да, Гильерме из «Локомотива» заслуживает вызова по уровню своего мастерства, да, он уже много лет в России. Но когда есть Беленов, Крицюк, Лунев, Селихов, Джанаев, Габулов – зачем держать в сборной России бразильца? Тем более, что Игорь Акинфеев – общепризнанный первый номер. Так возьмите на роль третьего вратаря молодого парня, пусть он получает этот важный опыт. Акинфеев в сборной тоже сидел на лавке, пока играл Овчинников.

«В “Факеле” всегда была команда-семья»

– Вы жили в Новокузнецке, Ижевске, Рязани. Как вам Воронеж в сравнении с этими провинциальными городами?

– Воронеж лучший. По инфраструктуре, по расположению города относительно федерального центра. Я просто уже прирос душой к Воронежу. Все-таки в других городах я играл максимум два сезона, а здесь я живу уже четвертый год. Люблю гулять на набережной. Пройтись вдоль водохранилища к Адмиралтейской площади в летний день – это супер. Наверное, везде уже побывал – во всех парках, кинотеатрах, театрах, нормальных ресторанах.

– Футболистов нечасто можно встретить в театре.

– Не соглашусь, у нас очень культурная команда. Парни в театр ходят – Саша Касьян, к примеру, недавно оценил одну из постановок. Читающих ребят тоже хватает. Самый начитанный, наверное, Дима Каюмов. Зайдешь к нему в комнату – а там здоровенная стопка книг. Никита Саталкин любит читать биографии выдающихся людей. А я сейчас читаю «Преступление и наказание». Мне очень нравится. На моей памяти в «Факеле» всегда хватало интересных, начитанных ребят. Костя Скрыльников, к примеру – очень интеллигентный образованный человек. Он всесторонне развит, с ним невероятно приятно общаться. Я четвертый сезон здесь, и всегда в «Факеле» получается команда-семья. Она такой была еще при Владимире Муханове, когда было много опытных парней – Антипенко, Нежелев, Скрыльников. И молодые ребята – Шарипов, Альшин. «Факел» все время подбирает в команду хороших людей. В такой коллектив легко вливаться. Пришел молодой Артур Арустамян – мы сразу стали поддерживать его во всем. Нам радостно, что в команде есть молодой местный игрок.

– Как бы дальше ни сложилась ваша карьера, в Воронеже вас наверняка будут помнить по дриблингу в собственной штрафной площади. Почему вы на это решаетесь?

– Совсем не для того, чтобы кто-то покричал с трибуны: «Ха-ха, Саута красавчик!» Это не шоу. Дело совсем в другом. Игра «Факела» строится на том, чтобы дорожить мячом. Вот и я сохраняю его для команды. Если я вижу, что под меня открывается защитник, я не буду выбивать мяч. А если никто не открывается, все бегут вперед – я просто вынесу его. Все зависит от конкретной ситуации. Но современный вратарь обязательно должен хорошо действовать ногами, быть «игровиком», который может выйти вперед для подстраховки защитников.

– Зимой вы могли уйти в команду Премьер-лиги. Почему «Факел» вас не отпустил? В команде остались бы опытные Александр Кобзев с Виталийсом Мельниченко, а третьим вратарем клуб мог заявить перспективного Никиту Мадыкина.

– Знаю Никиту, он действительно талантливый вратарь. А что касается моего ухода, то никто, образно говоря, не опускал передо мной шлагбаум. Да, мне звонили, выходили и на моего агента, но официальных конкретных предложений – с печатью и подписью президента клуба РФПЛ – не было. И мы с руководством «Факела» решили, что отложим этот вопрос до лета. Это было совместное решение. Перед «Факелом» стоит задача попадания в стыковые матчи. И кто бы что ни говорил и ни писал в соцсетях – мы действительно хотим там оказаться. Другое дело, получится или нет. Мы будем биться, верите вы в это или нет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: