ВОТ ЭТО ВЕЩЬ!
ПОЛОВЕЦКИЕ БАБЫ
Откуда приехали каменные истуканы, стоящие в центре Воронежа
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Вот это вещь!». В его материалах наши корреспонденты расскажут об интересных вещах и экспонатах, которые хранятся в воронежских музеях и семьях. Эти предметы могут быть совсем незначительными, но роль, которую они сыграли в свое время, или событие, участниками которого стали, заслуживают внимания.
Во дворе областного краеведческого музея под открытым небом стоят четыре загадочные каменные статуи – в рост человека и даже выше. Они сделаны из серого песчаника и сильно выветрены, а черты лица большинства из них уже не различимы, так как были искусственно стесаны.

Это половецкие каменные изваяния XII – XIII веков, или, как называют их историки, половецкие бабы. В древние времена такие каменные идолы стояли на высоких курганах, привлекая внимание путников. Их почитали, им поклонялись, возле них совершали жертвоприношения.

О том, как каменные истуканы оказались в краеведческом музее и почему от одного из них жители Боброва поспешили избавиться, расскажем в нашем материале.

Где обитали кочевники?
В середине XI века к границам Руси с юго-востока устремились кочевые племена. Продвигаясь к реке Северский Донец (наиболее крупный приток Дона на востоке Украины), половцы совершали набеги на русские города и села. Разграбив их, орды кочевников забирали в плен женщин, детей, ремесленников и землевладельцев. Борьба русских князей с половцами растянулась на несколько столетий.

О быте, культуре и обычаях половцев археологам известно совсем немного – из-за кочевого образа жизни они почти не оставили после себя стационарных поселений.

Поскольку нет поселенческого материала, который бы свидетельствовал о быте и культуре половцев, мы не знаем, как была устроена их хозяйственная жизнь.
Анатолий Винников
доктор исторических наук, профессор
По этой же причине сложно очертить точную географию занятых кочевниками территорий. По словам Анатолия Винникова, в средних течениях Дона и низовьях реки Воронеж укрепились так называемые дикие половцы. Так или иначе, но в XII–XIII веках в границы Половецкой земли входила большая часть территории Воронежского края. Об этом говорит и воронежский археолог, доцент ВГУ Михаил Цыбин.
Кто такие половецкие бабы?
Исследовав могильники половцев, археологи пришли к выводу, что они хоронили умерших в небольших ямах глубиной 0,5–0,7 м. При раскопках в них находят ножи, ножницы, кресала (стальные пластинки для высекания огня из кремня), бронзовые зеркала, серьги в форме знака вопроса. Рядом с усопшим половцы хоронили верного друга покойного – убитую лошадь либо ее чучело.

Доктор исторических наук, специалист по истории кочевников Светлана Плетнева в своей книге «Половцы» отмечает: половцы верили, что у каждого человека есть душа. Потусторонний мир был продолжением настоящего, поэтому в могилу покойного родичи клали довольно много его личных вещей, которые могли бы пригодиться ему в потустороннем мире.
Половецких курганов, насыпанных самими половцами, известно мало – как правило, они были малоприметными, небольшими по диаметру и высоте.
Анатолий Винников
доктор исторических наук, профессор
На высоких насыпях половцы устраивали площадки для языческих святилищ. Там кочевники устанавливали антропоморфные каменные изваяния в человеческий рост – за ними и закрепилось название половецкие бабы.

Анатолий Винников добавляет: изваяния устанавливали на самых заметных точках степи, чтобы их было видно издалека. В древности они могли стоять как группами, так и в одиночку.

По тому, на каких территориях каменных баб больше, археологи и определяют места обитания половцев – их кочевий, зимних и летних стойбищ.
Благодаря половецким бабам мы можем понять границы половецких кочевий. Наибольшее распространение такие бабы получили на территории современной Украины, в Донецкой и Луганской областях. У нас, в Воронежской области, таких изваяний было зафиксировано немного.
Роман Берестнев
кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея
Почему у «баб» короткие ноги?
Кто делал каменных истуканов? Светлана Плетнева в книге «Половцы» предполагает, что их, по всей видимости, делали бродячие половецкие ремесленники, которые были и камнерезами, и архитекторами, и скульпторами. В поисках заказов они переходили из одного становища в другое.

Сейчас, глядя на древних истуканов, мы видим, что их фигуры непропорциональны – ноги слишком укорочены. Светлана Плетнева объясняет такое несовершенство тем, что статуи ставили на постаменты.

«Подойдя к изваянию вплотную для принесения жертвы, человек должен был взглядом охватить всю скульптуру, а не только ее ноги, которые, в случае изображения их естественной длины, казались бы чудовищно длинными. Половецкие камнерезы решили эту проблему, нарушив пропорции фигур», – пишет археолог.
Однако в изображении других деталей некоторые половецкие скульпторы достигали высокого мастерства. Так, изображая лицо, они стремились не только достичь портретного сходства, но и отразить характер покойного предка.

Когда скульптура была готова, ее поверхность тщательно шлифовалась, чтобы камень не так сильно выветривался на открытом воздухе. Затем фигуру раскрашивали красками.

Наряду с каменными статуями половцы устанавливали на курганах и деревянных идолов. По всей видимости, их могли себе позволить бедняки. Статуэтки предков делали и из войлока – такого домашнего идола помещали в юрте.

В настоящее время в фондах музея хранится 4 "бабы"
Сразу оговоримся: не все половецкие бабы были «женщинами». Каменные статуи половцы делали как женскими, так и мужскими. Русское название «баба», которое присвоили этим каменным изваяниям, произошло от тюркского «вава», что означает «предок».

Бабы – вовсе не абстрактные изваяния. Этих истуканов устанавливали в честь конкретных умерших половцев, захороненных в подземной части кургана. Памятника на кургане удостаивались не все, а только богатые и знатные. Так, мужские изваяния кочевники ставили в честь представителей половецкой военной аристократии, глав богатых семей и родов, а женские посвящали женам военной знати.

На курганных насыпях кочевники устраивали языческие святилища, где совершали жертвоприношения. Здесь проливалась кровь не только животных, но и людей. Светлана Плетнева отмечала, что у подножия одного из идолов археологи обнаружили скелет убитой девочки – вероятно, пленной. Это говорит о том, что у половцев, возможно, существовал обычай окроплять статуи предков кровью.

Статуи на учете
В XVII – XVIII веках освоение земель, распашка целины привели к тому, что каменные половецкие памятники начали выкорчевывать и уничтожать. В XIX веке, с постепенным исчезновением каменных идолов на основной территории их распространения – в междуречье Днепра и Дона, – ученые забили тревогу. Именно тогда пришло понимание, что процесс потери памятников нужно остановить. С этой целью в 1840 году на территории Воронежской губернии был проведен учет половецких баб. В результате было зафиксировано наличие четырех изваяний: по одному в Богучарском и Павловском уездах и два в Новохоперском.
Подробнее половецкие изваяния были описаны во время второй переписи, проводимой Воронежской учёной архивной комиссией в 1901 году. Всего в Воронежском крае было обнаружено восемь половецких баб. Половина из них оказалась в имениях местных помещиков – коллекционировать половецких баб в то время было модно. Статуи помещики покупали в соседних губерниях – Харькове и нынешнем Днепропетровске.

Кстати, самая многочисленная коллекция половецких баб оказалась у дворянина Александра Обольянинова, жившего в слободе Нижние Лубянки Бирюченского уезда Красногвардейского района (ныне – Белгородская область). Пять каменных статуй украшали аллею его сада.

Половецкая красавица
Половецкую бабу из коллекции Обольянинова сейчас можно увидеть во дворе краеведческого музея. Истукан стоит поодаль от остальных изваяний и сохранился лучше всех. Это женская статуя, одетая в шляпу. Интересно, что горожане видят эту бабу не в полный рост – ее невидимая часть скрыта под землей. Высота статуи – полтора метра. Роман Берестнев пояснил, что бабу решили частично вкопать в землю после того, как в 1990-е годы ее пытались выкрасть. Чтобы изваяние не украли, поначалу его пришлось даже прятать в здании музея.
В руках каменная женщина держит сосуд. Если присмотреться к скульптуре поближе, нетрудно заметить, что одета баба в половецкий костюм – халат или кафтан. На шее бабы – каменное ожерелье из крупных ромбических подвесок, на груди – треугольная подвеска, на голове– шляпа с широкими полями.

Надо сказать, что кочевники одевались стильно. В их костюмах угадывалось влияние различных культур.

В отличие от оседлых народов, в одежде кочевников не было статичности. Вследствие постоянных перемещений, интенсивной торговли, они следовали модным тенденциям, которые существовали и на Востоке, и на Западе.
Роман Берестнев
кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея
Светлана Плетнева в книге «Половцы» писала, что у женщин-половчанок был головной убор с «рогами» из серебряных выпуклых полуколец, нашитых на войлочные валики. Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами». Иногда «рожки» использовались как нагрудные украшения – «гривны». Еще одним стильным аксессуаром половецких женщин были серебряные серьги с дутыми биконическими или «рогатыми» (с шипами) подвесками.
«Баба» из Старой Криуши
Эта половецкая баба, самая неказистая из всех, – единственное изваяние, которое попало в музей с территории современной Воронежской области, а именно – из села Старая Криуша Петропавловского района. Сейчас она практически утратила следы своей «человечности». Высота скульптуры – около 2 м. Изваяние прибыло в краеведческий музей в 2000-е годы.

Раньше это изваяние было «одето» в одежды, характерные для половцев. Еще в начале XX века на голове статуи имелся «шлем». Волосы каменной фигуры были заплетены в три длинные косички.

В позднее время вандалы отбили истукану руки, уничтожили черты лица, детали одежды и головного убора. Судя по многочисленным пулевым отверстиям, по статуе стреляли.

Роман Берестнев рассказал, что в районах Воронежской области местное население к половецким бабам до сих пор относится с долей мистики и суеверия. Например, люди верят, что изваяние может повлиять на погоду.

Я был на раскопках в Новохоперском районе. На высоком кургане курганной группы Ивановка увидели каменную бабу. Но, когда мы подошли к ней ближе, оказалось, что это простой бетонный столб, на котором стоит круглый камень. Местные жители рассказали, что на одном из этих курганов до революции стояло каменное изваяние, но якобы после революции один местный житель утащилего с собой и заложил в фундамент дома. Вскоре в построенном доме стали происходить странности. Местные утверждают, что вся семья, жившая в доме, погибла. И потомки того самого жителя решили разобрать дом и вернуть бабу на место.
Роман Берестнев
кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея
Когда археологи приехали на раскопки в следующем году, они обнаружили, что ложная баба повалена. Как оказалось, когда долго нет дождя, местный фермер совершает странный ритуал – валяет столб по земле: он верит, что после этого начинают идти дожди.

Кстати, неказистую бабу, которая раньше стояла на кургане в Старой Криуше, сначала перевезли в Бобров. Но вместе с «гостьей» в город пришла засуха. Бабу демонтировали и привезли в Воронеж.

Мужчина и женщина
Оставшиеся два изваяния – мужчина и женщина. Вполне возможно, это супружеская пара. В отличие от других половецких баб, эти изваяния – сидящие. Женщина держит в руках кувшин. На голове у мужчины– шлем, у женщины тоже был головной убор – шляпа. Как отметил Роман Берестнев, половчанки носили войлочные шляпы.
В краеведческий музей каменная пара попала из слободы Марьевки Ольховатского района. В 1901 году они украшали сад имения помещицы Ольги Александровны Щербатовой. К ней половецкие бабы были привезены из современной Донецкой области.

Статуи были вкопаны в землю по сторонам от беседки. Уже тогда на женской фигуре появились железные скобы – они удерживали ее на отколотом пьедестале. К ней же была прикреплена тумба, которая не имела отношения к изначальной скульптуре. В Воронеж каменная пара попала уже после революции1917 года, а с 1930-х годов украшала вход в антирелигиозный музей, который размещался в Покровском соборе. После Великой Отечественной войны антирелигиозный музей объединили с краеведческим музеем.

В нашем музее о половецких бабах сохранилась легенда. Один из старейших сотрудников краеведческого музея, Дмитрий Леонов, поехал в экспедицию, чтобы привезти половецких баб в музей. Он собирался привезти изваяния на товарном поезде, но случилась заминка с деньгами. Ему пришлось прислать на имя директора письмо с просьбой: «Вышлите мне денег на баб».
Роман Берестнев
кандидат исторических наук, начальник отдела по развитию Воронежского областного краеведческого музея
Кстати, до Великой Отечественной войны в фондах Воронежского губернского музея (из которого и вышел краеведческий музей) хранилось пять половецких баб: две бабы из Марьевки, одна из Нижнего Кисляя, одна из Задонска и одна из имения Обольянинова. Все статуи благополучно пережили войну. Но в настоящее время в фондах музея хранится только четыре истукана. Два из них были утрачены в 1940-е годы.
Представленные в краеведческом музее каменные истуканы – «счастливчики». Другие бабы на территории Воронежской области не сохранились. Дело в том, что начиная с XIX века люди использовали их в хозяйственных нуждах – как стройматериалы, межевые камни и подпорки для забора. Ну а мы счастливчики – потому что можем прикоснуться к уцелевшим каменным идолам, помнящим незапамятные времена, когда жертвоприношения были в порядке вещей.

Текст - Анастасия Сарма
Фото – Михаил Кирьянов, архив Воронежского областного краеведческого музея, из книги А. Винникова и А. Синюка "Дорогами тысячелетий", pexels.com