Вот это вещь!
Цветной телевизор «Рекорд»
Как за воронежским телевизором охотились по всей стране
РИА «Воронеж» начинает новый спецпроект «Вот это вещь!». В его материалах наши корреспонденты расскажут об интересных вещах и экспонатах, которые хранятся в воронежских музеях и семьях. Эти предметы могут быть совсем незначительными, но роль, которую они сыграли в свое время, или событие, «участником» которого стали, заслуживают внимания. В новом спецпроекте – необычные истории обычных вещей.
В музее боевой и трудовой славы завода «Электросигнал» есть множество интересных экспонатов: уникальный аппарат «Говорящая бумага» - прототип магнитофона, музыкальная память в котором была записана на бумажной ленте, произведенный в 1939 году шестиламповый приемник «6-Н-1», который принимал более 100 радиостанций и не уступал лучшим зарубежным образцам. Но отдельной истории заслуживает другой экспонат — первый цветной телевизор «Рекорд ВЦ-311», который надолго прославил Воронеж. Как выпускали первые цветные телевизоры и почему в Воронеж за ними приезжали люди со всего Советского Союза — расскажем в первом выпуске нового спецпроекта.
В гости «на телевизор»

Производство первых черно-белых телевизоров на заводе «Электросигнал» началось в 1953 году — до войны завод выпускал радиоприемники. Первым телевизором, который выпустили заводчане, стал черно-белый телевизор «КВН-49» - его большой деревянный корпус напоминал радиоприемник, с той лишь разницей, что у него был крошечный экран размером 140 на 105 мм. Для увеличения изображения применяли хитрое приспособление — линзу, которую надевали на экран и заполняли дистиллированной водой либо глицерином. Этот «гаджет» увеличивал изображение в четыре раза. Название телевизионному приемнику «КВН» дала аббревиатура, состоящая из первых букв фамилий разработчиков телевизора Ленинградского завода им. Козицкого - Кайзера, Варшавского и Николаевского.



— Именно тогда появилось выражение: «Сходить в гости на телевизор». К людям, купившим первые телевизоры, приходили в гости соседи, друзья, знакомые. Причем, с собой брали свои табуретки. Отказать гостям было нельзя.

Ольга Жданова
директор музея боевой и трудовой славы завода «Электросигнал»
К тому моменту в Воронеже еще не было своего телевидения. Тогда молодые инженеры и конструкторы решили провести эксперимент: 7 мая 1954 года, в День радио, с небольшого контрольно-испытательного телевизионного передатчика, установленного на заводе, они запустили первую телевизионную трансляцию — это был фильм «Первая перчатка», который увидели посетители радиотехнической выставки, проходившей во Дворце пионеров. Так началось первое самодельное телевещание в Воронеже.
- На этом заводчане не остановились. В одном из жилых домов на проспекте Труда они сделали мини-телецентр, откуда транслировались телефильмы. А когда в Воронеже в 1958 году построили телецентр,«электросигнальцы» принимали самое активное участие в его оснащении.

Ольга Жданова
директор музея боевой и трудовой славы завода «Электросигнал»
Черно-белые телевизоры совершенствовались. С 1956 года по чертежам Александровского телевизионного завода здесь стали выпускать телевизоры «Рекорд», а с 1958 года – собственную разработку «Электросигнала» - телевизоры «Воронеж». За эту модель завод получил золотую медаль ВДНХ СССР. А в 1962 году заводские конструкторы создали еще более совершенный телевизор «Воронеж-6». Эта модель получила всесоюзное признание, а телевизор «Воронеж» стал унифицированной моделью.

В 1964 году на заводе был создан телевизионный отдел и собственное конструкторское бюро, где велись разработки новых моделей телевизоров.

Последней ламповой моделью выпущенного на заводе черно-белого телевизора стал телевизор «Рекорд» В312, за которым в Воронеж приезжали со всех союзных городов.

Каждый шестой телевизор в СССР был воронежский. В 1971 году мы выпускали 1 млн черно-белых телевизоров. Для сравнения, каждый день с 7.30 до 10.00 мы упаковывали 250 телевизоров. Завод работал в две смены. За каждую смену мы выпускали по 2 тыс. телевизоров. За сутки производили 4 тыс. телевизоров. Для того чтобы вывезти их из цеха, нужно было подогнать эшелон из 11 вагонов.
Леонид Гончар
ветеран завода "Электросигнал"
Секрет цветного телевизора
С 1983 года «Электросигнал» стал выпускать цветные телевизоры. Первой революционной моделью стал «Рекорд ВЦ-311».

По мнению ветерана завода и начальника конструкторского бюро «Электросигнал» Алексея Корчагина, выпуску цветных телевизоров предшествовало важное событие – СССР купил лицензию на производство кинескопов по американской технологии, которые давали качественную цветную картинку. Новинку по западному образцу стали выпускать на базе завода электровакуумных приборов, с тех пор предприятие воронежцы прозвали кинескопным заводом.

В то же время руководство Воронежской области справедливо задумалось: если налажен выпуск кинескопов, то почему бы их не использовать для выпуска цветных воронежских телевизоров?



– Получилось так, что завод, выпускающий кинескопы, уже был, а телевизоров, куда их можно ставить, не было. Поэтому в обком вызвали нашего директора, Николая Александровича Потапова, перед которым поставили задачу - наладить выпуск телевизоров с воронежскими кинескопами.

Алексей Корчагин
начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал»
Цветной «Рекорд» был собственной разработкой «Электросигнала». Но для Алексея Корчагина работа над новой моделью была довольно прозаичной. Он вспоминает: первый цветной «Рекорд» делали «в аварийном порядке». За основу «Рекорда» конструкторы завода взяли модель цветного телевизора «Фотон», выпускавшегося на Симферопольском заводе телевизоров имени 50-летия СССР.

По словам Алексея Корчагина, схемотехника внутри телевизора была унифицированной, она не отличалась от других цветных моделей, выпускавшихся по Союзу. Ее образец телевизионные заводы получали из Московского научно-исследовательского телевизионного института.

Надо сказать, что цветные телевизоры в стране делали еще в 1960-е и 1970-е годы, среди них – телевизоры «Радуга», выпускавшиеся на ленинградском заводе имени Н. Г. Козицкого и московские телевизоры «Рубин» и «Темп».
Но все же внутри воронежского «Рекорда» был ряд секретов, которые впоследствии сделали его самым желанным телевизором в Союзе. Первым его конкурентным преимуществом по сравнению с предшественниками стал сравнительно небольшой вес. Если первые цветные телевизоры весили 70 кг, то воронежский «Рекорд» – всего 20 кг. Теперь его можно было при необходимости переставлять из комнаты в комнату.

На цветном «Рекорде» появились ручки регулировки насыщенности цвета. Если в черно-белом телевизоре был так называемый ПТК – переключатель телевизионных каналов в виде барабана, то в цветном «Рекорде» появились шесть кнопок для переключения каналов.

В телевизоре также был разъем для подключения наушников и разъем для подключения магнитофона на запись.

- Во времена нашей молодости интернета не было. Если нам понравилась какая-то музыка, ее нужно было где-то искать: либо у кого-то спрашивать и перезаписывать, либо записывать концерт, который шел по телевизору.

Алексей Корчагин
начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал»
Кроме того, воронежские телевизоры были надежнее, имели высокое качество изображения и потребляли гораздо меньше электроэнергии. Секрет был в новой элементной базе. Если до этого телевизоры выпускали на лампах и транзисторах, то цветные «Рекорды» стали делать на интегральных микросхемах. Внутри телевизора был новый и легкий трансформатор (блок питания).

«Сердцем» воронежского «Рекорда» был новый кинескоп, или электронно-лучевая трубка, которая преобразовывала электронные сигналы в световые. Кинескопы производили на Воронежском заводе электровакуумных приборов.

У новых кинескопов были улучшенные характеристики. Они показывали натуральные цвета и потребляли меньше электроэнергии. По словам Алексея Корчагина, если московский «Рубин» потреблял 500 Ватт, то воронежский телевизор – 80 Ватт, как обычная электрическая лампочка.

– Это сейчас все привыкли к жидкокристаллическим телевизорам. Старые цветные телевизоры включаешь – в одном месте красное пятно, на лице человека одна щека – зеленая, другая – желтая. В телевизорах с несведенным кинескопом по контуру лица у человека шло три цветных линии – красная, желтая и зеленая. Изображение на наших телевизорах было четким, как на цветной фотографии. Кроме того, черно-белые фильмы на цветных «Рекордах» показывали в цветном качестве. Поэтому наши цветные «Рекорды» были революционным прорывом.

Алексей Корчагин
начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал»
- На наших телевизорах белое было белым, а черное – черным. На других телевизорах такого качества изображения достичь было невозможно, - отметил ветеран «Электросигнала» Леонид Гончар


Цветной телевизор был на порядок сложнее своего черно-белого предшественника: если в черно-белом было 200 комплектующих, то в цветном — уже около 1000.Все комплектующие были сделаны в СССР, импортных среди них не было.
Труд слепых и заключенных
Ветераны предприятия вспоминают: поначалу телевизионное производство цветных «Рекордов» шло на маленьком опытном участке. Первой опытной моделью стал предшественник серийного «Рекорда 311» - телевизор «Рекорд 310».

Производство телевизоров было в основном механизированным. Вручную происходила сборка телевизоров и их регулировка. Когда открылось телевизионное производство, на заводе построили две огромные подвесные дороги для транспортировки деталей. Например, по подвесной дороге в цеху «путешествовали» кинескопы.

- Были случаи, когда цепь дороги обрывалась, изнашивалась, - вспоминает Алексей Корчагин.

Производство телевизоров было сборочным. Часть изделий для производства делали за пределами завода, «на стороне». Леонид Гончар вспоминает, что трансформаторные блоки для телевизоров делали алкоголики, находящиеся на принудительном лечении в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП) и заключенные, отбывающие наказание в исправительных колониях в Кривоборье и Перелешино. К работе над блоками подключили и осужденных СИЗО-1 на ул. Желябова. А телевизионные платы делали … в обществе слепых. Всех работников сборке изделий обучали сотрудники «Электросигнала».



– Я всегда думал о том, как слепые собирают платы? Очень просто. На каждую операцию они делали свой трафарет – они брали комплектующие и клали их в нужную ячейку.

Леонид Гончар
ветеран завода "Электросигнал"
Некоторые блоки трансформаторов, произведенные заключенными, поначалу имели брак – в процессе производства «сидельцы» часть пластин «экономили» и делали спустя рукава, не заботясь о качестве. Например, вместо положенных 120 пластин для блоков вставляли 110.

– Если был брак, значит, мы не выполняли план, - отметил Леонид Гончар.

На заводе начали думать: как заставить «сидельцев» работать качественно? И вскоре приняли решение – поставить на контроль производства смотрящего – ленивого, но строгого «урку», которому давали ценный в колонии продукт – чай.


– Каждый трансформатор весил около пяти кг. Чтобы ему проверить 1000 штук, ему нужно было проверить тонны трансформаторов. Но ему это было не нужно. «Урка» поступал проще – он говорил другим заключенным: «Если ты будешь делать брак, я тебя ночью зарежу», - рассказал Леонид Гончар.

На заводе дисциплина была жесткой. Если работник опаздывал хотя бы на одну минуту, ему приходилось писать объяснительную. Ветеран завода, замначальника отдела нормирования Владимир Недолужко, вспоминает: интенсивность труда в цехе была очень высокой. Каждый этап сборки движущегося на конвейере телевизора работал как часы: монтаж телевизора занимал 58 секунд, а его регулировка - 2 минуты. На выходе конвейер выдавал готовый телевизор.

После того как весь телевизор был собран, его регулировали. После этого телевизор отправлялся на испытания – так называемый этап электротермотренировки или, проще говоря, прогон, во время которого телевизоры непрерывно работали до 100 часов. Телевизоры, которые не выдержали испытание, отправлялись в ремонт и на повторный прогон.

Охота за «Рекордами»
Леонид Гончар и Владимир Недолужко хорошо помнят тот день, когда отправили первую партию цветных телевизоров в магазин. Это произошло 30 марта 1983 года.
- Когда телевизоры прошли испытания, мы погрузили их в две машины и повезли в магазин на улице Шендрикова. Там за телевизорами уже выстроилась огромная очередь. В итоге мы продавали их с 6 вечера до 4 утра! Народ шумел и говорил: «Мы не уйдем, пока не получим своего телевизора».

Владимир Недолужко
Ветеран завода "Электросигнал", заместитель начальника отдела нормирования
О той самой первой партии телевизоров горожане узнали по сарафанному радио.
– То, что происходило на заводе, город знал моментально. Ведь на заводе работало 20 тыс. человек. Умножьте на три — ведь в каждой семье в среднем было по три человека. Плюс — знакомые, друзья, общественный транспорт, который был источником новостей для горожан. Новости о том, что происходило на предприятии, на другой день становились известны всему Воронежу.

Евгений Кириллов
ветеран завода "Электросигнал"
Стоил цветной телевизор 630 рублей, а черно-белый — 240 рублей. Для сравнения, средняя зарплата на заводе была 250 рублей.То есть, чтобы купить цветной телевизор, нужно было накопить две с половиной зарплаты.

Ажиотаж был объясним. Телевизор в то время можно было сравнить с компьютером: он был проводником в мир новостей, передач, фильмов и трансляций спортивных игр. И никого не смущало, что на переключателе каналов работало всего две кнопки. Сам телевизор был способен принимать 12 каналов, но федеральное вещание велось только с двух — других не было.

Кстати, Евгений Кириллов отмечает: в 1983 году, когда начался серийный выпуск цветных «Рекордов», руководство «Электросигнала» приняло решение продавать их только в Воронеже. Причин тому было несколько: во-первых, заводу была необходима обратная связь, а во-вторых, воронежцам отдали право первыми приобрести новинку «Электросигнала».

Москвичи, мечтавшие о воронежском ноу-хау, за цветным телевизором приезжали специально в Воронеж либо просили знакомых воронежцев любой ценой привезти его в Москву.



– Из Воронежа наши телевизоры вывозили вагонами. Все поезда, следующие в Москву, были забиты нашими цветными телевизорами. Особенно просили «Рекорд» работники Министерства промышленности средств связи СССР — головное министерство по выпуску техники связи и товаров народного потребления, которое курировало, в том числе выпуск телевизоров. Телевизоры «Рубин», выпускавшиеся в Москве, им были не нужны, и это понятно, ведь у нашего телевизора было совсем другое качество изображения, другой кинескоп, другие весовые характеристики.

Владимир Недолужко
Ветеран завода "Электросигнал", заместитель начальника отдела нормирования
Леонид Гончар добавляет: когда цветные «Рекорды», наконец, привезли в московский магазин, на улице выстроилась длинная очередь — прямо как за первыми «айфонами». Ажиотаж был такой, что москвичи, желавшие во что бы то ни стало достать воронежский телевизор, сломали витрину.
– Это был крупный магазин «Орбита» на ул. Смоленской, 7, рядом с Министерством иностранных дел. Там продавалась техника со всего СССР.

Леонид Гончар
ветеран завода "Электросигнал"
В лидерах телевизионного производства
К середине 1980-х воронежский «Электросигнал» был безусловным лидером производства советских цветных телевизоров.
– В Советском Союзе было 14 телевизионных заводов. Наш завод уже в середине 1980-х годов стоял на первом месте, выпуская 1 млн 250 тыс. телевизоров в год. Мы обогнали львовский завод «Электрон» (выпускавший 800 тыс. телевизоров в год), минский «Горизонт», московский «Рубин» и ленинградский завод Козицкого (выпускали 550-600 тыс. телевизоров в год). Все остальные телевизионные заводы выпускали 300-400 телевизоров в год.

Евгений Кириллов
ветеран завода "Электросигнал"
О надежности воронежских «Рекордов» свидетельствовали многочисленные письма со всего Союза, которые собственники телевизоров посылали на завод.
– Помню, к нам на завод пришло письмо от моряка дальнего плавания. Он рассказывал, что, когда отправился в море, забыл выключить телевизор «Рекорд». Он писал: «Возвращаюсь — кто-то в квартире говорит. Не сразу понял, что это телевизор работает, который я забыл выключить».

Леонид Гончар
ветеран завода "Электросигнал"
Успех телевизоров «Рекорд» объяснялся и жестким контролем к его качеству. Например, каждый месяц на предприятии проходил День качества – собрания ведущих сотрудников телевизионного производства с «разбором полетов». В телевизионном цеху постоянно проходили квалификационные испытания.
– В процессе производства с каждого участка брались выборки телевизоров. 50 телевизоров ставили на прогон, где они круглыми сутками непрерывно работали 1000 часов. По количеству отказов техники рассчитывалась надежность телевизоров. Они могли работать до 10 тыс. часов. Поэтому наши телевизоры работали годами. У многих они стоят на дачах до сих пор.

Алексей Корчагин
начальник конструкторского бюро завода «Электросигнал»
В начале 1990-х на смену «Рекордам» пришли телевизоры «ВЭЛС». Причем, завод выпускал и маленькие «ВЭЛСы» – их ставили на кухне и брали с собой на дачу. Иметь такую модель мечтала каждая хозяйка. Выпуск телевизоров на «Электросигнале» продолжался до 2002 года, пока не был прекращен выпуск отечественных кинескопов. Сам завод сейчас - режимное предприятие, которое входит в состав концерна «Созвездие» (созданного на базе Института связи) и специализируется на производстве продукции специального назначения для силовых ведомств.

И хотя телевизоры остались в прошлом, на дачах и в гаражах многих воронежцев до сих пор стоят и продолжают работать цветные «Рекорды» с кинескопом внутри.



Увидеть, какими были выпускавшиеся на заводе цветные и черно-белые телевизоры и радиоприемники, можно в музее боевой и трудовой славы «Электросигнала». Попасть туда на экскурсию можно, отправив предварительную заявку по факсу 221-00-54 или электронной почте electrosignal@pad.vsi.ru, по будням с 8:00 до 16:00.

~
Текст: Анастасия Сарма

Фото: Виталий Грасс, Евгения Емельянова, Анастасия Сарма, из архива работников завода «Электросигнал»