В театре «Неформат» 26 марта прошла премьера спектакля «Самоубийца» по одноименной пьесе Аркадия Аверченко. В экспериментальном спектакле актеры примерили по четыре образа, не отойдя от текста ролей ни на шаг.

Спектакль начинается с простой читки пьесы. Как объяснил руководитель «Неформата» Антон Тимофеев, это сделано для того, чтобы зритель выслушал текст и за это время отвлекся от всех мыслей, с которыми пришел в театр. Сразу после читки актеры начинают играть. Причем как именно – придумывают на ходу.

– Это давно известный, но подзабытый прием, сейчас режиссеры им не пользуются, – пояснил Антон Тимофеев. – Современные режиссеры предпочитают выстраивать точный рисунок роли, и актеры в него вживаются. К примеру, Станиславский очень любил дать актерам полную свободу в импровизации, а после из их этюдов выбрать что-то хорошее, чтобы потом использовать в спектакле.

Как рассказал Антон Тимофеев, создатели и артисты «Самоубийцы» вдохновились примером Михаила Буткевича. Знаменитый театральный педагог из Санкт-Петербурга сделал своей целью создание игрового театра, в котором актеры не зависят от четко выстроенного рисунка, а всякий раз могут импровизировать. Буткевич понимал, что если актерскую природу все время загонять в строгие рамки, рано или поздно актер просто разучится импровизировать, перестанет быть гибким. Так, у него был полностью импровизационный спектакль «Король Лир», на который артисты приходили за полчаса и разбирали роли, не глядя. Иногда девочкам доставалось играть Лира, а мальчикам – Корделию. Единственным условием было знание текста.

Актеры спектакля, Владислав Ефанов из театра кукол и Дмитрий Жуков из театра драмы, познакомились за две недели до премьеры «Самоубийцы»и тут же начали учить текст и репетировать. Актеры признали, что было бы легче делать такой эксперимент с человеком, которого давно знаешь, с которым приходилось вместе играть на сцене.

– У нас было несколько репетиций, на которых мы вообще не учили текст и не придумывали новые роли, а просто болтали много часов подряд, чтобы лучше узнать друг друга, – рассказал Владислав Ефанов.

Каждая новая репетиция и каждый новый спектакль будут не похожи на предыдущие. Главным условием, которое режиссер «Самоубийцы» поставил перед актерами, было придумать как можно больше интересных контрастных образов и тут же забыть о них. Даже самые лучшие миниатюры актеры обязаны были выбрасывать из головы сразу после репетиции, сколь бы велико ни было искушение оставить их для спектакля.

– Конечно, немного пугает, что всякий раз мы должны придумывать что-то совершенно новое, порой просто страшно, что все, что я мог изобразить, я уже показал, – сказал Дмитрий Жуков. – Но потом первая реплика сама собой окрашивается в нужный оттенок, и дальше ты уже знаешь, как себя вести. Это состояние в хорошем смысле возбуждает. Ведь таких импровизаций мы не делали со времени учебы в институте!

В спектакле есть несколько точек «переключения» характеров по ходу пьесы. За 40 минут спектакля актеры успевают «примерить» по четыре образа. В какую сторону переключаться – им необходимо решать тут же, на месте. Главное – образы должны быть контрастными. Как пообещал руководитель проекта Антон Тимофеев, на следующих спектаклях задача усложнится: к двум актерам присоединится еще и тапер, который будет сам определять, когда сделать «разрыв».

– Из-под актера надо все время выбивать табуретку, – считает Антон Тимофеев. – Сегодня актеры привыкли, что мы все время стоим на твердом полу, это расслабляет. А в нашем подходе актер, наоборот, все время находится в состоянии невесомости.

Спектакль «Самоубийца» играется в очень маленьком пространстве – каминный зал в Доме Актера позволяет посадить 30 зрителей на расстояние всего одного метра от артистов. Как рассказали Дмитрий Жуков и Владислав Ефанов, это добавило сложности, но артисты быстро повернули это в свою сторону: они вступали в коммуникацию со зрителями, указывая на них, прикасаясь к ним и даже разговаривая с публикой.

Повторный показ спектакля «Самоубийца» театра «Неформат» состоится 10 апреля. Билеты в кассах города.

Информационный партнер театра – РИА «Воронеж».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter