, Воронеж
  • 15165

Воронежский геронтолог Марина Силютина: «У нас 90% жителей стареют преждевременно»

Врач-гериатр – о важности жизни для себя и способе продлить молодость.
Воронежский геронтолог Марина Силютина: «У нас 90% жителей стареют преждевременно» Воронежский геронтолог Марина Силютина: «У нас 90% жителей стареют преждевременно»
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Слово «геронтология» (наука о старости и старении) в России пока не на слуху. В Воронеже клиническую дисциплину «геронтология» и ее раздел «гериатрию» (изучает болезни людей старческого и пожилого возраста) продвигает врач Марина Силютина. По ее инициативе в 2013 году в Воронежской медакадемии открылась специальность «геронтология и гериатрия».

В интервью РИА «Воронеж» геронтолог и гериатр Марина Силютина рассказала о профилактике старения, ментальности российских пенсионеров и недопустимости повышения трудоспособного возраста.

P3130544.JPG

– Марина Владиславовна, правда ли, что граница, отделяющая молодость от среднего возраста и старости, отодвинулась?

– Смотря о каком возрасте мы говорим – календарном (записанном в паспорте) или биологическом, характеризующем состояние наших органов и тканей. Если о календарном, то да, границы сместились. Но сам процесс старения никто не отменял. Человечество с точки зрения эволюции должно стареть. Просто в древние времена считалось, что старение – болезнь, а сейчас возрастные изменения – вариант нормы.

Физиологическое старение – это когда постепенно утрачиваются, угасают некоторые функции организма. Но существует и так называемое преждевременное (или патологическое, ускоренное) старение. Это генетический процесс, наступающий вследствие быстрого изнашивания внутренних ресурсов.

В нашей стране 90-95% жителей стареют по преждевременному типу старения. То есть в среднем и пожилом возрасте люди могут выглядеть моложе своих лет, но их биологический возраст зачастую выше календарного.

– Если я выгляжу хорошо для своего возраста, как мне распознать, что я преждевременно старею?

– Биологический возраст определяется с помощью компьютерных тестов, которые помогают определить реальное состояние органов и тканей. Эти программы помогают определить качество жизни конкретного человека, увидеть, где его проблема, и расписать алгоритм ее решения. Эти же тесты определяют риски сосудистых катастроф в ближайшие несколько лет. Человек должен быть предупрежден о том, что с ним может произойти. Определить самому себе реальный биологический возраст нельзя – это удел специалистов.

В Центрах здоровья, расположенных в некоторых районных поликлиниках Воронежа, нужно внедрять компьютерные программы для определения биовозраста. Департамент здравоохранения закупил комплект таких программ, а наша кафедра помогла внедрить их в одну из поликлиник.

P3130545.JPG

– Можно ли сказать, что пожилые люди в нашей стране стали активнее?

– Я встречаю много активных пожилых людей. Занимаясь геронтологией и гериатрией, я вышла на общественные организации, объединяющие людей старших возрастных групп, которые заинтересованы в том, чтобы жить качественно и активно. В основном это женщины за 70-75-80 и даже 90 лет. Они организуют клубы по интересам (клуб любителей пения, бассейна, клуб театралов). Например, вчера я читала лекцию на базе социального центра Советского района Воронежа, где проходит так называемая «Школа безопасности» для пожилых людей. Обучение длится месяц. Я читаю лекции по активному долголетию. Средний возраст моих слушателей – 75 лет. Как правило, это женщины. Люди хотят жить качественно и долго, поэтому крайне важно их просвещать.

– На Западе с выходом на пенсию жизнь человека только начинается. А как с этим последнее время в нашей стране?

– Нужно понимать два момента. Первый – ментальность. Работая с возрастной аудиторией, я наблюдаю такую картину: к своему преклонному возрасту люди имеют небольшие накопления, имеют вторую квартиру и дачу. Но эти деньги они отдают на детей и внуков. Наши пенсионеры боятся жить для себя. Но забывать о себе нельзя! Если не будем вкладывать в себя, мы обречены на три «д»: доживать, донашивать, доедать.

Второй вопрос – финансовое обеспечение. Наши пенсии не такие, как на Западе. Средний размер пенсии в России – 10-11 тыс. рублей. Она не предполагает, что человек будет активно и роскошно жить. Это страшная ситуация, учитывая, что мы находимся в демографической яме. Наши пенсионеры оказались в заложниках своего возраста: они и рады бы подработать, но их неохотно берут на работу. А если и берут, то на низкооплачиваемую должность.

В Петербурге ученые недавно провели исследование и выяснили: повышение материального статуса увеличивает продолжительность жизни. Авторы исследования доказали: если в течение года ваш доход увеличивается на 1 тыс. долларов США, вы продлеваете свою жизнь минимум на год. Почему – понятно: другое питание, другое качество медобслуживания, фармпрепаратов, отдыха и досуга.

– Как пенсионеры могут подработать в Воронеже? Есть ли площадки, где они могут узнать о вакансии няни или сиделки для другого пожилого человека?

– В управлении соцзащиты Советского района сейчас начало развиваться геронтоволонтерское движение, когда пожилые помогают своим сверстникам, но на безвозмездной основе. Это потребность некоторых пенсионеров реализовать себя в добрых делах.

Что касается возможности подработки, то рынка труда как такового для пожилых не существует. Кто-то устраивается в гардероб, кто-то – вахтером. Порой – «живыми» рекламными щитами, и это страшно. Но есть и исключения: моя знакомая в 90 с лишним лет преподавала в университете, а в свободное время ходила в бассейн.

P3130526.JPG

– Как вы относитесь к предложениям депутатов Госдумы увеличить трудоспособный возраст россиян?

– Я не государственный деятель и не знаю экономических доводов, обосновывающих такую необходимость. Но считаю, что это не только преждевременно, но и недопустимо. Такие меры говорят о крайней степени непонимания проблем пожилых людей, которые прожили жизнь и честно отработали для своего пенсионного обеспечения, отчисляя налоги в Пенсионный фонд.

Поэтому, прежде чем повысить пенсионный возраст, надо разобраться, доживут ли эти люди до пенсионного возраста. Совсем недавно был период, когда из 100 мужчин 40 не доживали до пенсии. В среднем на пенсии человек живет 19 лет. Если мужчина ушел на пенсию в 60 лет, то мы можем предполагать, что он будет получать ее до 80 лет.

К сожалению, в нашей стране нет института пенсионной ренты – когда родственники умершего человека наследуют его пенсионные деньги. Это деньги, которые человек в течение жизни отчислял в Пенсионный фонд. Если человек умирает раньше, то деньги, которые он заработал и которые в свое время инвестировал в экономику страны, должны справедливо перейти его родственникам. Это логично и порядочно.

– В Америке и Европе нормальной практикой считается, когда пожилые люди живут в домах престарелых. У нас же общество осуждает, когда кто-то отдает престарелых родственников в такие заведения.

– Сейчас строятся современные дома престарелых. Они прекрасны, в том числе и в техническом отношении. На них государственные деньги тратятся в первую очередь. Но там содержится небольшая группа людей. Другие же дома престарелых финансируются по остаточному принципу.

Второй момент: персонал, который ухаживает за этими людьми, зачастую не обучен этому и не заинтересован хорошо работать за копеечную зарплату. В Европе медики и вспомогательный персонал имеют достойную оплату труда и, конечно, заинтересованы в своей работе.

Еще одна проблема – ментальность. Действительно, в нашей стране считается неприлично отдавать своего пожилого родственника в дом престарелых. Но мы не должны забывать, что среди пожилых людей есть те, которые нуждаются в уходе, какой они не получат в домашних условиях. В России человек, который не работает ради ухода за пожилым человеком старше 80 лет, получает от государства 1,2 тыс. рублей в месяц. Как можно бросить работу, ухаживать за своим престарелым родственником и жить на такие деньги? Да и сам по себе уход – крайне сложная вещь. Для этого должны быть специальные знания, физическая составляющая. Нужно учитывать и эмоциональное выгорание тех, кто ухаживает за пожилыми людьми.

– Есть ли в Воронеже курсы, где учат ухаживать за больными стариками?

– Пока эта ниша пустует. Пожалуй, единственный пример в этом смысле – проект «Школа безопасности» на базе соцзащиты Советского района, где читают лекции в том числе об уходе за пожилыми людьми.

Как член профильной комиссии Минздрава по геронтологии и гериатрии, на одном из заседаний я попросила нашего главного гериатра поставить вопрос о внедрении технологии обучения студентов-медиков уходу за пожилыми людьми. В противном случае мы будем выпускать врачей с высоким уровнем «эйджизма» (дискриминации по возрасту) и неприятия проблем пожилого человека.

Что касается обучения родственников лежачих больных, я считаю, что наша кафедра инструментальной диагностики, гериатрии, физиотерапии и традиционной китайской медицины в Воронежском медуниверситете имеет ресурс для того, чтобы обучать уходу за больным. Основам ухода нужно учить в том числе и соцработников.

– О досуге в домах престарелых в Америке мы знаем по голливудским фильмам. А как развлекают пожилых людей в наших домах престарелых?

– Это празднование общегосударственных праздников, клубы самодеятельности, клубы по интересам. Порой в дома престарелых приезжают спонсоры. Вообще, это обычная жизнь: люди там влюбляются, женятся, умирают. У меня сложилось впечатление, что в основном там оказываются социально неадаптированные люди, которые по какой-то причине не смогли найти контакт со своими близкими. Это не тот рай, в котором я бы кому-то порекомендовала оказаться.

P3130546.JPG

– Сейчас столько возможностей для общения в интернете, в том числе и для пожилых людей – соцсети, видеозвонки... Активно ли пользуются современными технологиями воронежские бабушки и дедушки?

– В России среди пожилых людей соцсети пока не получили широкого распространения. В интернете общаются единицы. Для этого дома нужен компьютер и интернет, а это как минимум 500 рублей в месяц. Хотя при соцзащитах есть курсы компьютерной грамотности. Читая лекции своим пожилым слушателям, я активно призываю их использовать все ресурсы, чтобы быть в коммуникации. Ведь это профилактика болезни Альцгеймера. Интернет-технологии помогают человеку дольше быть социально адаптированным.

– Как воронежцам попасть на прием к гериатру?

– На государственном уровне уже запущен пилотный проект по созданию гериатрической службы в России. В него вошли шесть регионов, в том числе Воронежская область. При городских поликлиниках (например, №4 и №7) создаются гериатрические кабинеты. Но на одного врача-гериатра приходится 20 тыс. пожилых пациентов. Нужно понимать, что он физически не сможет пропустить через себя всю эту массу.

Как все-таки попасть на прием? На базе поликлиники нужно пройти скрининг «Возраст не помеха». Это опросник, который помогает выявить категорию так называемых «хрупких» пожилых пациентов. Это самая незащищенная часть общества. Например, один из вопросов – чувствуете ли вы в последние месяцы подавленное настроение, раздражительность, плаксивость, утомляемость? Это признаки депрессии, которая часто является одним из маркеров дементных состояний, когнитивных нарушений и, как следствие, болезни Альцгеймера. У нас 30-40 % пожилых страдают депрессией, но она скрытая и не выявляется. Такие пациенты не лечатся и никем не наблюдаются.

Так вот, если в опроснике пациент ответил «да» на три вопроса, это значит, что он в группе риска по переходу в группу, где возможно развитие дементных состояний. В этом случае пациента направляют к врачу-гериатру. Врач проводит комплексную гериатрическую оценку человека, ряд тестов. Если опасения подтверждаются, то пациенту разрабатывают план медико-социальной помощи.

– На какие тревожные звоночки стоит обратить внимание родственникам больных деменцией (старческим слабоумием)? И какова ее профилактика?

– На любое неадекватное поведение. Как только появляется таковое, человека нужно показать неврологу, гериатру или психиатру. Что касается первых признаков деменции, то нужно выявить, есть ли у пожилого человека депрессия, когнитивные нарушения (забывчивость или человек как-то не так стал себя вести).

Наиболее эффективным видом профилактики деменции являются упражнения для мозга: чтение, заучивание стихов, текстов, изучение иностранных языков. В любом случае нужно быть в социуме, быть коммуникативным человеком. Ходите в театр, а если нравится готовить – изобретайте новые рецепты.

Например, у меня трое внуков, и это счастье. Но я стараюсь не зацикливаться на своей роли бабушки. Если буду погружена в эти заботы на 100%, я утрачу себя как личность. В себя нужно инвестировать. Я хожу в бассейн, на психологические встречи в книжном клубе «Петровский». Саморазвитие нельзя останавливать никогда и ни в чем. Головной мозг должен быть занят. Как только человек начинает утрачивать ко всему интерес, резко начинаются дементные нарушения.

Но иногда это даже не зависит от нас – эти нарушения могут произойти резко. Нужно быть настороже при первых признаках депрессии: плаксивости, падении настроения, раздражительности.

– В каком возрасте нужно быть начеку?

– По сути дела, профилактировать старение нужно начинать еще в утробе матери. Здесь все зависит от того, как питается мама, испытывает ли она стрессы. В молодом возрасте – никакого курения. Курение – это удар по сосудам.

Чтобы начинать заниматься профилактикой старения, не нужно ждать наступления 50-летнего возраста. Это важно и в 30, и в 40 лет. Ведите здоровый образ жизни: занимайтесь спортом, йогой, плаванием – каждый должен найти тот вид физической деятельности, который ему по душе. А вообще два кита физической активности, в особенности для пожилых людей, – ходьба и плавание, два раза в неделю минимум по полчаса.

– Как человеку, вышедшему на пенсию, не впасть в старческую хандру?

– Готового рецепта нет. Нужно интересоваться всем и найти для себя определенную нишу. «Третий возраст», если он еще и подкреплен материальным статусом, – тот период, который наиболее продуктивен. Нужно находить то, в чем тебе наиболее продуктивно существовать. Моей 70-летней подруге интересно все. Она ходит в театры и занимается общественной работой. Ищите единомышленников – и будете востребованы. Нужно ставить перед собой цель. Если у человека нет цели, он превращается в растение. Например, моя 80-летняя мама любит огородничать и ждет тепла, когда она сможет выехать на дачу и посадить рассаду. Цель? Конечно! Я огородничать не люблю, но мечтаю стать великим писателем.

P3130523.JPG

Справка РИА «Воронеж»

Марина Силютина – гериатр, геронтолог, доцент кафедры инструментальной диагностики, гериатрии, физиотерапии и традиционной китайской медицины при Воронежском государственном медуниверситете имени Бурденко. Член профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «геронтология и гериатрия». Преподает дисциплины «геронтология», «физиотерапия», «курортология». Занимается научным направлением «геронтология и гериатрия» с 1999 года.

Работала главврачом Воронежского геронтологического центра. В 2013 году на базе Воронежской медакадемии открыла клиническую дисциплину «геронтология и гериатрия» и аспирантуру по обучению врачей этой специальности. Автор и инициатор пилотного проекта трехэтапного создания геронтологической службы в Центрально-Черноземном регионе совместно с департаментом здравоохранения Воронежской области. Инициатор и руководитель проекта «Активное долголетие», осуществляемого в рамках программы господдержки. Член Объединения православных ученых.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: